В начавшемся учебном году в школах Киргизии появится новый предмет — «История развития религий». По словам чиновников, дисциплина будет сугубо светской и послужит борьбе с экстремизмом. Однако, учитывая проникновение религии буквально во все сферы жизни общества и благосклонное отношение к ней властей, в этом есть сомнения.
Предложения знакомить школьников с основами мировых религий выдвигались в Киргизии давно. В частности, подобный пункт был включён в принятую почти десять лет назад концепцию государственной политики в религиозной сфере. Однако почин оказался неудачным: разработанный учебник не был одобрен министерством образования.
К инициативе вернулись после прихода к власти нынешнего президента Садыра Жапарова. Год назад в республике была утверждена очередная концепция в отношении религии. Среди прочего она предполагает проведение «устойчивого диалога» между государственными органами и религиозными объединениями, повышение квалификации священнослужителей и совершенствование системы религиозного образования, активизацию профилактической работы для предупреждения конфликтов и т.д. А в июне президент подписал указ о введении в школьную программу предмета «История развития религий».
Получив столь весомый наказ, министерство образования бросилось его выполнять. За считанные недели, если верить чиновникам, была составлена учебная программа, завершается подготовка соответствующего пособия и преподавательского штата. Основу последнего составят уже работающие учителя истории. Более 2,6 тысячи из них прошли соответствующие тренинги. Кроме того, к преподаванию планируется привлечь теологов — выпускников религиоведческих факультетов местных вузов. Как уверяют в министерстве, все педагоги прошли строгую проверку в МВД и госкомитете национальной безопасности (ГКНБ) на предмет принадлежности к запрещённым сектам и группировкам.
Хотя затея является определённо «сырой», предмет будет внедрён в школьную программу уже в этом учебном году. На его преподавание в девятых классах предусмотрено 34 часа. В последующем планируется внедрение курса также в седьмых и восьмых классах. Если верить чиновникам, школьники в ходе уроков узнают об истории зарождения и развития религий, основных их особенностях, а также о радикальных течениях. Как отмечается, это необходимо, «чтобы предостеречь учеников от пагубного влияния».
Впрочем, в том, что всё пойдёт как по маслу, есть сомнения даже у функционеров минобразования. «Если педагог будет навязывать свои взгляды, ученики и родители могут обратиться к директору школы, — заявляют они. — Если же никаких мер не последует, можно обратиться к нам».
Не меньшие опасения у родителей. После обретения независимости Киргизия переживает «религиозный ренессанс», причём этот процесс практически не контролируется государством. На сегодняшний день в стране официально зарегистрировано почти 3 тысячи мечетей — и это не считая молельных комнат («намазкана»), которые действуют на рынках, в госучреждениях и т.д. Для сравнения: школ в республике всего 2,3 тысячи. Этот разрыв не только не сокращается, а постоянно растёт. Например, общее число религиозных организаций и объединений в 2014—2019 годах выросло на 66 процентов. За тот же период времени количество образовательных организаций увеличилось только на 18 процентов, а врачебных учреждений — и вовсе сократилось на 41 процент, со 172 до 102.
По количеству мечетей 6-миллионная Киргизия уступает в регионе только Таджикистану, опережая 35-миллионный Узбекистан и 19-миллионный Казахстан. Мечеть — а иногда и несколько — есть практически в каждом селе и городском районе (на фото). По числу же медресе — мусульманских учебных заведений — республика и вовсе уверенно лидирует. По состоянию на 2020 год (более свежие данные не опубликованы) таковых насчитывалось 125, хотя реальное число может быть намного больше. Недавно одно из СМИ опубликовало журналистское расследование о деятельности летних религиозных лагерей. В каждом из них обучаются по нескольку десятков детей и подростков — причём как мальчиков, так и девочек. Их учат арабскому языку, мусульманским обрядам, молитвам, сурам (главам) из Корана. В республике появились даже исламские детские сады. Малышам там читают Коран, а воспитательницы носят исключительно хиджабы. Многие из таких заведений не имеют лицензий, не соответствуют санитарным нормам — не говоря уже о программах, которые не контролируются министерством образования.
Если в прежние годы опасные тенденции обсуждались в обществе довольно активно, в последние годы на них наложено негласное табу. Связано это с религиозностью президента и других представителей власти, которую они постоянно подчёркивают. Без первых лиц государства не проходят айт-намазы — коллективные молитвы, совершаемые в центре столицы в дни мусульманских праздников. Во время одного из них, состоявшегося 2 мая этого года, Жапаров назвал провокаторами и невеждами тех, кто пытается противопоставить ислам и традиционную культуру киргизов.
Ранее президент со своим ближайшим соратником — председателем ГКНБ Камчыбеком Ташиевым — посетили мечеть в Джалал-Абадской области, чьё строительство профинансировала семья последнего. В свою очередь глава государства недавно пожертвовал духовному управлению мусульман Киргизии мусульманские платки, которые раздаются верующим женщинам. Для религиозных учреждений действуют различные льготы. Например, за электроэнергию они платят по 1,68 сома (1,3 руб.) за 1 кВт-ч, в то время как школы, детские сады и другие бюджетные учреждения — 3,4 сома (2,6 руб.). Всё это размывает светский характер государства и заставляет задумываться над истинными мотивами властей, озаботившихся религиозной грамотностью школьников.
Сергей КОЖЕМЯКИН, соб. корр. «Правды». г. Бишкек.
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.