По материалам публикаций на сайте газеты «Советская Россия»
Государственной думе предстоит принимать не бюджет, а предсказание бюджета на 3 года, да еще в трех вариантах. Вот вам качество документа, в который даже по форме верить не хочется.
Однако за последние 30 лет ни одно предсказание правительства не сбылось, поэтому относиться серьезно к этому документу нет оснований. Тем более, что когда видишь одни и те же цифры по годам трехлетки, невольно представляется, что над этими цифрами никто серьезно не думал.
Наименование | 2021 г. | 2022 г. | 2023 г. | 2024 г. | 2025 г. | В % к прогнозу | |||||||
Доходы | 25 286 | 27 693 | 26 130 | 27 239 | 27 979 | 104,7 | |||||||
Расходы | 24 762 | 29 006 | 29 055 | 29 432 | 29 243 | 104,8 | |||||||
Дефицит | +524 | –1313 | –2925 | –2192 | –1264 | 107,7 | |||||||
Ненефтегаз.дефицит | –8532 | –12979 | –11864 | –10849 | –9752 | 101,3 | |||||||
Бюджет по годам практически не меняется, объемы те же! Как будто нет войны, нет санкций и нет правительственных решений по подъему экономики. Все статично и депрессивно! И если доходы растут хотя бы на уровень инфляции 4–5%, то расходы вообще не растут, следовательно, будут ниже уровня 2022 года.
Наконец–то будет использован по назначению Фонд национального благосостояния (ФНБ). Из 11 триллионов в 2022 году будет изъято в бюджет 3,2 трлн рублей, в 2023 – 2,9 трлн, в 2024 –1,3 трлн, в 2025 году – 2,4 трлн рублей.
В 2023–2025 годах ожидается поступление дополнительных доходов федерального бюджета, в том числе вследствие:
• повышения ставки экспортной пошлины и акциза на природный газ с введением дифференцированной ставки: 30% по цене на газ ниже 300 $/м3 и 50% по цене на газ выше 300 $/м3. Но это будут оплачивать экспортеры;
• повышения ставки НДПИ на газ природный, а это означает повышение цен на газ и оплачивать эту надбавку будут граждане России;
• повышения налогообложения нефтяной отрасли: корректировка демпфера в части сохранения поправки на ценовую скидку и введение дополнительного коэффициента к ставке НДПИ на нефть. Это тоже будут оплачивать граждане;
•обеспечения дополнительных доходов от производителей СПГ;
•введения экспортной пошлины на удобрения и уголь;
•временного повышения ставки НДПИ на уголь (за исключением бурого). Значит повысится цена на уголь;
•повышения собираемости и улучшения администрирования акциза на табак. Курильщики, готовьтесь платить больше;
•введения акциза на сахаросодержащие напитки (с направлением средств на финансирование мероприятий по борьбе с сахарным диабетом). Но оплачивать это будут граждане.
Дополнительные доходы безусловно будут получены, но на кого лягут эти дополнительные платежи? Естественно, на экономику и народ! Только вот бюджетные ассигнования на экономику и на благосостояние народа будут уменьшены.
Но это федеральный бюджет. Следует посмотреть на консолидированный региональный. Его доходы без трансфертов составят в 2023 году 16 трлн рублей и дальше по годам – 17,3; 18,6 трлн рублей. Рост доходов едва обеспечивает потери от инфляции, если она еще будет пределах 4%. Следует отметить, что доходы федерального бюджета почти в два раза превышают консолидированный бюджет всех регионов. Правда, ежегодно консолидированному бюджету будет добавляться из федерального по 3 триллион рублей, но строго на конкретные цели. Поэтому расходная часть консолидированного бюджета будет в 2023 году – 19,4 трлн рублей, в 2024 – 20,4 трлн; в 2025 – 21,2 трлн рублей. А общий консолидированный бюджет страны по расходам с 2023 по 2025 годы будет составлять соответственно – 45,2; 46,8; 47,9 трлн рублей. Бюджет сохраняет положение страны на уровне 2022 года, но не дает никаких шансов на развитие.
Бюджет разработан, как и прежде, на основе объемов добычи углеводородного сырья, цен на нефть и газ, курса рубля и импорта. В основных макроэкономических показателях реальный сектор экономики не показан, как не существующий или малозначащий.
Необходимо отметить, что объемы экспорта нефти в 2023 году растут по сравнению с 2021 годом на 8% и при более высоких ценах нефтяные доходы увеличиваются. А вот с газом сложнее, его экспорт по сравнению с 2021 годом в 2023 году сократится на 40%. И даже высокие цены на газ не компенсируют потери от сокращения поставок.
Однако высокие цены на нефть и газ в бюджете создают видимость полного благополучия и отсутствия проблем с санкциями. ВВП будет падать в 2022 году на 2,9%, в 2023 году – на 0,8%, а дальше рост на 2,6%, но цифра эта среднепотолочная и вот почему! Развитие экономики типа второй индустриализации не предусматривается, динамика промышленности, как и в прежние годы, либо в минус, либо микроскопический рост.
Ненефтегазовые доходы в объемах ежегодно увеличиваются на 1 триллион рублей, однако инфляция в 5,5% будет на эту же сумму снижать их покупательную способность.
Объемы экспорта все годы будут почти на одном уровне – 533 млрд долл. На стабильном уровне остаются поставки нефти и газа все три года. А вот импорт несколько увеличится. Если в 2022 году его объем был 260 млрд долл, то к 2025 году он увеличится до 320 млрд долл. То есть при снижении продаж углеводородного сырья, Россия не увеличит продажи промышленных товаров, не пойдет по пути индустриализации, а опять сядет на импорт!
Это подтверждает разработанная ЦБ денежно–кредитная политика, где в частности сказано – «Спад экономики будет зависеть от того, насколько быстро компании смогут перестроить логистические и производственные цепочки, освоить новые рынки сбыта, найти новых поставщиков». В каждом слове этого предложения звучит рыночная аксиома: рынок расставит все по своим местам! ЦБ без тени смущения прогнозирует этого «ежика в тумане» на срок около полутора лет. При этом рост экономики будет незначительный, годовая инфляция 5–7%, а ключевая ставка 6,6 – 8,5%.
Похоже, правительство не намерено осваивать экономическую и финансовую независимость страны. При таких параметрах рассчитывать на мобилизационную экономику не приходится. В общем, и бюджет, и денежно–кредитная политика ничем не отличаются от предыдущих прогнозов. Ежегодно в России вводится 200–300 производств, но их число не увеличивается, а уменьшается в среднем на 150 000 предприятий ежегодно. К примеру, в первом полугодии текущего года в России создано 90 предприятий, при этом общее их число стало на 46 000 меньше.
Из 90 новых производств только 20 с инвестициями более 1 млрд рублей, остальные – мелочь, малые предприятия. Общий объем объявленных инвестиций в промышленность за полугодие составил 160,6 млрд рублей (копейки). По августовскому прогнозу Минэкономразвития, инвестиции в основной капитал России в 2022 году сократятся на 10,8%, в 2023-м – на 4,9%. На траекторию роста капитальные вложения выйдут только в 2024 году (плюс 7%). В структуре инвестиций кредиты банков составляют всего 12,7%, в развитых странах более 40%. Примерно столько же составляют бюджетные вливания. Но, если строительство предприятий для импортозамещения будет двигаться такими темпами, то уровень 1990 года будет достигнут только через 150 лет!
В бюджетных разработках инвестиции растут с 26 трлн рублей в 2022 году до 31 трлн рублей в 2025 году, но с учетом инфляции сумма инвестиций уменьшается за 3 года на 4,6 трлн рублей, рост инвестиций при этом просто пустяковый. К тому же надо учесть, что ежегодный рост цен производителей промышленных товаров около 30%, и в первом полугодии текущего года он составил 25%. Но для реализации программы импортозамещения требуется рост не менее 7 триллионов в год, с тем, чтобы к 2025 году инвестиции составляли 40 трлн рублей. Однако к этому бюджет не стремится.
Да и как стремиться, если коэффициент монетизации экономики остается на уровне 50–55%, в развитых странах он 200–300%. Ключевая ставка 6,6 – 8,5% при инфляции 5–7%. В Германии при инфляции 7,9% ключевая ставка 0,75», то же самое в Италии и других странах. Именно поэтому у нас стоимость кредитных ресурсов 10,5% для юридических лиц и 18% для физических! Ну и как же в таком случае проводить индустриализацию страны?
В чем же дело? Может быть, у России нет денег? Есть!
ЗВР нарастили до 557 млрд долл., или 32 трлн руб., ФНБ – 11 трлн руб. Профицит ликвидности в банках – 2,7 трлн руб. А вывоз капитала ожидается в сумме 246 млрд долл. Всего же вместе с вывозом 60 триллионов потенциальных кредитных ресурсов! Вот средства для инвестиций! К тому же нет никаких препятствий напечатать рубли под замороженные 300 млрд долларов. Это наши деньги, и обеспечены они иностранной валютой.
Будет продолжено использование средств Фонда национального благосостояния на реализацию инвестиционных проектов, а также на софинансирование формирования пенсионных накоплений застрахованных лиц, уплативших дополнительные страховые взносы на накопительную пенсию.
В связи с приостановкой «бюджетных правил» в 2022 году, пополнение Фонда национального благосостояния за счет дополнительных нефтегазовых доходов в 2023 году не планируется.
В 2024 и 2025 годах ожидается увеличение средств Фонда национального благосостояния за счет перечисления дополнительных нефтегазовых доходов федерального бюджета, полученных в 2023–2024 годах в объемах 939,0 млрд рублей и 656,3 млрд рублей соответственно. В результате к концу 2024 года объем Фонда национального благосостояния составит 5 947,2 млрд рублей, а к концу 2025 года 6 644,3 млрд рублей.
Деньги были и есть! Но правительство лезет в долги. При этом наращивание внешнего долга не будет по понятным причинам, Предусматриваются выплаты по зарубежным долгам. Однако внутренние заимствования планируются на уровне: 2022 г.–1,3 трлн рублей, 2023 г.–3,4 трлн р., 2024 г.–2,3 трлн р., 2025 г.–1,5 трлн руб.
В 2023 – 2025 годах ожидается рост объема государственного долга Российской Федерации. По итогам 2023 года объем государственного долга Российской Федерации составит 25 368,6 млрд рублей, 2024 года – 27 679,0 млрд рублей и 2025 года – 29 939,5 млрд рублей.
Обслуживание этого долга обойдется бюджету в 2023 году в 1,5 трлн рублей, а в 2025 году – 1,8 трлн руб. А это значительно больше, чем межбюджетные трансферты в годовом исчислении.
Бюджетные ассигнования по разделу «Национальная экономика» в 2023 году составят 3 514 114,6 млн рублей, в 2024 году – 3 555 027,1 млн рублей и в 2025 году – 3 591 296,6 млн рублей. Практически на одном уровне, а по отношению к объему ВВП соответствующего года доля расходов раздела «Национальная экономика» составит в 2023 году – 2,3%, в 2024 году – 2,2% и в 2025 году – 2,1%. А это реальное снижение! Доля в общем объеме расходов федерального бюджета по разделу «Национальная экономика» в 2023 году по сравнению с 2022 годом (15,6%) уменьшится и составит 12,1%, в 2024 и 2025 годах уменьшится и составит 12,4% и 12,9% соответственно.
Следовательно, никакой второй индустриализации, никакого импортозамещения не ожидается. Как будто нет войны, нет санкций! Или их в самом деле нет?
Межбюджетные трансферты регионам. Бюджетные ассигнования на предоставление межбюджетных трансфертов предусмотрены в 2023 году в объеме 3 207 009,1 млн рублей, в 2024 году – 2 974 161,4 млн рублей, в 2025 году – 2 556 576,0 млн рублей (около трех триллионов рублей).
Бюджетные ассигнования на предоставление межбюджетных трансфертов на реализацию национальных проектов уменьшены почти наполовину. Значит, на национальных проектах можно ставить крест.
В общем, трансферты сокращаются ежегодно и развитие регионов замораживается на уровне 2022 года.
Здравоохранение. Бюджетные ассигнования по разделу «Здравоохранение» в 2023 году составят – 1 469 427,2 млн рублей, в 2024 году – 1 493 160,5 млн рублей, в 2025 году – 1 510 339,2 млн рублей. С учетом инфляции, ассигнования с каждым годом уменьшаются.
По отношению к объему ВВП соответствующего года доля расходов раздела «Здравоохранение» составит в 2023 – 1,0%, в 2024 – 2025 годах – 0,9%.
Доля в общем объеме расходов федерального бюджета по разделу «Здравоохранение» в 2023 и 2024 годах по сравнению с 2022 годом (5,6%) уменьшится и составит 5,1%, в 2024 и 2025 годах уменьшится и составит 5,2% и 5,4% соответственно.
Ассигнования на развитие здравоохранения необходимо значительно увеличивать, чтобы восстановить то, что разрушено в последние годы. Вместо этого денежные средства сокращаются, а это означает, что платных услуг в государственных учреждениях станет больше, и лечение станет дороже.
Образование. Бюджетные ассигнования по разделу «Образование» в 2023 году составят 1 392 845,1 млн рублей, в 2024 году – 1 428 503,3 млн рублей и в 2025году – 1 234 205,7 млн рублей.
По отношению к объему ВВП соответствующего года доля расходов раздела «Образование» составит в 2023 и 2024 годах – 0,9% и в 2025 году – 0,7%.
Доля в общем объеме расходов федерального бюджета по разделу «Образование» в 2023 году по сравнению с 2022 годом (4,8%) не изменится и составит 4,8%, в 2024 году увеличится и составит 5,0%, в 2025 году уменьшится и составит 4,4%.
Жилищно–коммунальное хозяйство. Бюджетные ассигнования по разделу «Жилищно–коммунальное хозяйство» в 2023 году составят 604 867,8 млн рублей, в 2024 году – 513 948,4 млн рублей и в 2025 году – 320 010,3 млн рублей.
Ассигнования на эту отрасль сокращаются под воздействием идеи передачи объектов ЖКХ в концессию Фридману и Вексельбергу. Можно ожидать галопирующих повышений тарифов на услуги ЖКХ.
Национальная оборона. Бюджетные ассигнования по разделу «Национальная оборона» в 2023 году составят 4 981 606,2 млн рублей, в 2024 году – 4 648 845,0 млн рублей и в 2025 году – 4 208 364,9 млн рублей.
Доля в общем объеме расходов федерального бюджета по разделу «Национальная оборона» в 2023 году по сравнению с 2022 годом (16,9%) увеличится и составит 17,1%, в 2024 и 2025 годах уменьшится и составит
16,2% и 15,1% соответственно. На безопасность, которая воюет со своим народом, выделяется столько же денег, сколько и на армию, которая обязана воевать с агрессорами.
Развитие пенсионной системы Российской Федерации Бюджетные ассигнования по направлению «Развитие пенсионной системы Российской Федерации» в 2023 году составят 3 509 107,9 млн рублей, в 2024 году – 3 454 436,5 млн рублей, в 2025 году – 3 204 865,6 млн рублей.
Предусмотренные в Законопроекте объемы бюджетных ассигнований по сравнению с объемами, утвержденными Законом №390-ФЗ, увеличены в 2023 году на 286 012,4 млн рублей, в 2024 году на 264 765,2 млн рублей,
уменьшены в 2025 году по сравнению с показателями объема соответствующих расходов, установленных Бюджетным прогнозом, на 60 859,6 млн рублей.
На изменение расходов по направлению «Развитие пенсионной системы Российской Федерации» (в 2023 и 2024 годах по сравнению с объемами, утвержденными Законом №390-ФЗ, в 2025 году по сравнению с объемами, установленными Бюджетным прогнозом) повлияло:
– увеличение бюджетных ассигнований на: пенсионное обеспечение граждан, уволенных с военной и приравненной к ней службы, в 2023 году на 143 741,5 млн рублей, в 2024 году на 221 966,0 млн рублей и уменьшение в связи с отнесением части расходов к условно утвержденным в 2025 году на 214 923,6 млн рублей;
– выплата пенсий по государственному пенсионному обеспечению в связи с изменением численности получателей в 2023 году на 74 224,9 млн рублей, в 2024 году на 63 361,2 млн рублей, в 2025 году на 81 366,2 млн рублей.
Ассигнования на развитие пенсионной системы не могут сокращаться, поскольку увеличен размер материнского капитала, введены доплаты на детей, кроме того, необходимо индексировать государственные обязательства в Пенсионном фонде.
«Социальное обеспечение населения»
Объем бюджетных ассигнований на «Социальное обеспечение», направляемых в бюджет СФР, составит в 2023 году 786 514,5 млн рублей (103,3% к уровню, утвержденному Законом № 390-ФЗ), в 2024 году – 822 461,4 млн рублей (104,1%), в 2025 году – 850 053,5 млн рублей (104,0%) к уровню показателей объема соответствующих расходов, установленных Бюджетным прогнозом на 2025 год). Рост ассигнований соответствует уровню инфляции, следовательно, это уровень 2022 года.
Эти средств будут направлены на осуществление ежемесячных денежных выплат отдельным категориям граждан, которые в сумме составят в 2023 году
490 990,4 млн рублей и далее с ростом в 10%.
Ежемесячные компенсационные выплаты в размере 1200 рублей неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за инвалидом
I группы, а также за престарелым, нуждающимся в постоянном постороннем уходе либо достигшим возраста 80 лет в 2023 году предусмотрены в объеме 42 254,1 млн рублей и уменьшены на 11%, в последующие годы падение сохраняется.
Ежемесячные выплаты лицам, осуществляющим уход за детьми инвалидами и инвалидами с детства I группы предусмотрены в 2023 году в объеме 76 595,8 млн рублей (102,5%) этот рост сохраняется на последующие 2 года.
Оплату стоимости проезда пенсионерам-северянам к месту отдыха и обратно один раз в два года предусмотрены в 2023 году в объеме 5 156,1 млн рублей (100,7% к уровню, утвержденному Законом №390-ФЗ), в 2024 году – 5 555,8 млн рублей (104,3%), в 2025 году – 5 776,7 млн рублей (104,5%).
Выплату пособия по временной нетрудоспособности при необходимости осуществления ухода за больным ребенком в возрасте до 8 лет, выплачиваемое застрахованным лицам в размере 100% среднего заработка независимо от их страхового стажа предусмотрены в 2023 году в объеме 3 405,4 млн рублей (103,9%), в 2024 году – 3 977,9 млн рублей (113,7%), в 2025 году – 4 454,1 млн рублей (121,9%).
Предоставление государственной социальной помощи отдельным категориям граждан на оплату санаторно-курортного лечения, а также проезда на междугороднем транспорте к месту лечения и обратно предусмотрены в 2023 году в объеме 6 950,1 млн рублей (112,5%), в 2024 году – 7 377,2 млн рублей (113,8%), в 2025 году – 7 614,3 млн рублей (113,0%).
Обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации предусмотрены в 2023 году в объеме 42 275,1 млн рублей (113,4%) к уровню, утвержденному Законом №390-ФЗ, в 2024 году – 44 600,2 млн рублей, в 2025 году – 46 473,4 млн рублей (119,9%).
Компенсацию в возмещение вреда гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварий предусмотрены в 2023 году в объеме 12 294,7 млн рублей (106,3% к уровню, утвержденному Законом № 390-ФЗ, в 2024 году – 12 970,9 млн рублей (107,8%), в 2025 году – 13 489,7 млн рублей (107,8%).
Осуществление отдельных мер социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации предусмотрены в 2023 году в объеме 10 968,3 млн рублей (107,5% к уровню, утвержденному Законом №390-ФЗ, в 2024 году – 11 571,7 млн рублей (109,0%), в 2025 году – 12 034,1 млн рублей (109,0%).
Выплату пособий и компенсаций членам семей погибших (умерших) военнослужащих, а также лицам, которым установлена инвалидность вследствие военной травмы после увольнения с военной службы, и лицам, уволенным с военной службы в связи с признанием их негодными к военной службе вследствие военной травмы предусмотрены в 2023 году в объеме 8 569,4 млн рублей (126,2%), в 2024 году – 8 912,1 млн рублей (140,2%), в 2025 году – 9 268,7 млн рублей (140,2%).
Выплату компенсаций членам семей погибших военнослужащих предусмотрены в 2023 – 2025 годах в объеме 4 255,9 млн рублей ежегодно (124,6%), в 2023 году, 119,8% – в 2024 году, 115,2% к уровню показателей объема соответствующих расходов, установленных бюджетным прогнозом на 2025 год.
Компенсацию выпадающих доходов бюджету СФР в связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов на обязательное социальное страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством предусмотрены в 2023 году в объеме 72 678,4 млн рублей (75,8% к уровню, утвержденному Законом № 390-ФЗ), в 2024 году – 78 644,7 млн рублей (76,7%), в 2025 году – 83 035,9 млн рублей (76,7%) к уровню показателей объема соответствующих расходов, установленных Бюджетным прогнозом на 2025 год).
Бюджет, а вернее прогноз или предположения правительства написаны с учетом уменьшения ассигнований практически по всем статьям бюджетной классификации. Правительство даже не предполагает заниматься импортозамещением, индустриализацией и всем реальным сектором экономики. Их продолжает интересовать только сырье, вывоз капитала и закупка всего, что можно и у кого угодно. Ну, а с такой политикой ни в пятерки, ни в десятки развитых не попадешь!
Н.В. АРЕФЬЕВ
первый заместитель председателя
комитета ГД по экономической политике,
секретарь ЦК КПРФ
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.