Каждый пятый врач пользуется услугами платных посредников для накопления баллов в системе непрерывного медицинского образования, необходимых для аккредитации.
Стоит человеку в первый раз серьёзно заболеть и переступить порог поликлиники или больницы, он тут же узнаёт, порой сразу же на собственном опыте, остроумное народное мнение о существовании трёх категорий эскулапов: «врач от бога, врач — ну, с богом и врач — не дай бог!». Казалось бы, эта искромётная поговорка отражает положение дел с медиками, но, по сути, упоминание здесь высших сил не имеет смысла, так как на качество медицины влияют вполне себе земные причины. Даже больше: вера в существование «врача от бога» на руку управленцам от медицины, которые могут плохой уровень медобслуживания легко объяснить тем обстоятельством, что высшие силы не обратили внимания на подчинённый им персонал и тут уж ничего не поделаешь — против бога ведь не попрёшь…
Хорошим врачом не рождаются сразу и, как ни будут удивлены многие, не выходят прямо со студенческой скамьи. И даже после интернатуры или ординатуры невозможно стать «врачом от бога». Можно сказать больше: получение степени кандидата и доктора наук, даже академика — это лишь признание прошлых заслуг, которое не даёт никаких преференций на будущее. По одной простой причине: застывший в своих знаниях и умениях доктор не может быть хорошим специалистом, «врач от бога» — тот, кто учится всегда, непрерывно, до самого конца профессиональной карьеры.
Теперь самый главный вопрос: кто отвечает за уровень этого непрерывного медобразования? Конечно, многое зависит от самого человека — от его талантов и желания до седых волос учиться, учиться и учиться. Самообразование — большое дело, сейчас есть интернет, можно читать книги, новые статьи, слушать лекции. Но достаточны ли эти книжные знания для того, чтобы быть профессионалом на достойном уровне современной медицины? Можно ли через интернет научиться делать УЗИ, реально ли по картинкам совершать ангиографию, интубировать и т.д.?
Можно, конечно, как делается это сейчас, просто пустить молодого доктора «по воле волн»: пусть учится на собственном опыте прямо на пациентах. Готовы ли мы выступать в роли подопытных кроликов, чтобы специалист на нас, может быть, ценой нашей жизни и здоровья чему-то научился и стал лет через десять — двадцать «врачом от бога»?
Надо признать, что без усилий государства в этом направлении хороших современных докторов в наших ЛПУ не появится. Нельзя сказать, что власть этого не понимает и совсем ничего не делает. Другой вопрос: насколько эти действия результативны.
Рассмотрим типичный путь профессионального становления обычного российского доктора.
Начинается всё с поступления в медицинский вуз. Помню, как список поступивших на лечебный факультет возглавлял 16-летний житель маленькой кавказской республики со 100 баллами по ЕГЭ по всем трём предметам: биологии, химии и русскому языку. Очень было любопытно посмотреть на этого вундеркинда и проследить его дальнейшее восхождение к вершинам профессии. К слову сказать, родитель за блестящие результаты в поступлении подарил ему от широкой души новенький белоснежный «Мерседес», на котором он на зависть голодным измученным учёбой однокашникам шикарно подъезжал к входу на факультет.
Впрочем, делал это он не так уж часто. В аудитории он большей частью спал, устав от ночных загулов, на вопросы преподавателей что-то невнятное мычал, уставившись в потолок, а по всем экзаменам получал неизменные двойки. После чего одногруппники всегда наблюдали одну и ту же картину: в направлении деканата шествовал папаша гения с туго набитыми карманами и выходил уже несколько похудевший, но двойка в ведомости непременно превращалась в тройку.
Автор этих строк смогла проследить судьбу студента лишь до третьего курса, где он был оставлен — невиданное дело в университете — на второй год. Кстати, намеревался он стать исключительно пластическим хирургом. Не удивлюсь, если он сейчас процветает на этом поприще в какой-нибудь раскрученной частной косметологической клинике.
…Ладно, наконец поступили. Новоиспечённый студент идёт в библиотеку, и тут оказывается, что учебников-то хватает не на всех, а те, которые ему достались, ещё советского времени, с вырванными страницами и рассыпающиеся в руках. Конечно, кое-что можно сейчас скачать в интернете, но далеко не всё. Те, у кого есть состоятельные родители, могут купить эти фолианты. Почему родители должны быть состоятельные? Судите сами: один том совершенно необходимого атласа анатомии Синельникова стоит 1300—1500 рублей, а таких томов четыре. И это только анатомия… Не говоря о том, что студент сам покупает себе два белых халата, а затем фонендоскоп и прочую мелочь. Вопрос: как учиться отпрыску менее состоятельных родителей?
Наконец, всё куплено, начинается учебный процесс. Увы, советское медобразование осталось далеко позади. Голодные преподаватели, далёкие от практической деятельности, из-за отсутствия средств (новые книги по медицине стоят заоблачно), десятилетия не пополнявшие знания, читают на лекциях свои когда-то написанные книги и статьи, а на экзаменах и зачётах уделяют больше внимания опять же состоятельности родителей экзаменуемого… Нет, конечно, встречаются ещё отличные «преподы» и студенты, самостоятельно грызущие гранит науки, но, признаемся, всё реже и реже…
И вот студент, засохший от зубрёжки названий более двух сотен костей человеческого скелета, запутавшийся в химических формулах пяти видов химии, вырывается на практику. И тут его ждёт множество весьма полезной для будущей врачебной деятельности занятий, вроде скатывания ватных шариков.
Со всем этим грузом подобных теоретических знаний и практических навыков студент, наконец, покидает свою альма-матер и получает аккредитацию, то есть разрешение нас лечить. Троечники — так сразу и идут в поликлинику, занимают место в кабинете и начинают приём. Кто учился лучше, получают место в интернатуре или ординатуре. По идее, это молодые врачи, которые должны работать под присмотром опытных и учиться у них. На деле же, так как врачей, тем более опытных, у нас острая нехватка, вполне может статься, что в первый же день молодой ординатор будет оставлен на ночь один на один с парой сотен больных, с которыми, уж поверьте, он понятия не имеет, что делать, даже если бы он был наикруглейший отличник.
Конечно, мне возразят, что такое невозможно, потому что строжайше запрещено. Однако, поверьте, именно это и происходит. А ещё бывает так, что опытные хирурги не пускают ординатора в операционную и окончивший ординатуру молодой хирург за все два года видел только столик и кофемашину в столовой, где и проводил время «учёбы». И уж действительно, только бог в помощь его первым пациентам, на которых он самостоятельно будет учиться.
Ну всё, молодой доктор имеет рабочее место, получил печать с собственным именем и начинает нас лечить. Но мы же знаем, что доктор, чтобы быть хоть немного похожим на «врача от бога», должен постоянно учиться. Тем более что в России он обязан каждые пять лет подтверждать свою аккредитацию. А чтобы продлить аккредитацию, нужно учиться, учиться и учиться и набирать за это баллы. Можно даже повысить свою квалификацию, записавшись на какие-то курсы. Например, на популярную «Ультразвуковую диагностику». Всего-то месяц за свой счёт и тысяч 150 рублей за обучение. Думаете, за врача заплатит клиника? А зачем ей это надо, у неё врачей не хватает, дырки затыкать некем, а тут платить за то, что ещё один выпадет из расписания? Нет, дружочек, будь добр из своего кармана. И тут новая незадача: очень многие даже и после курсов не способны расшифровать результаты того же УЗИ. Но главное — бумажка есть, а значит, можно приступать к обследованиям пациентов.
Как видим, состоятельность родителей и здесь играет не последнюю роль. Но у кого нет денег на столь крупный прорыв в собственном медобразовании, занимается накоплением баллов за всякие «мероприятия и циклы», вроде посещения лекций и семинаров. Но, во-первых, сами врачи признаются, что материал, который им даётся на этих занятиях, повторяется из года в год один и тот же. Во-вторых, у них просто нет времени, так как большинство работают более чем на одну ставку да ещё подрабатывают где-то в частной клинике. Выход отыскивается быстро. Так, по итогам исследования компании RNS Pharma, услугами неофициальных платных посредников для накопления баллов, учитываемых в системе непрерывного медицинского образования, пользуется каждый пятый специалист. Ещё 23,5% сообщили: они «осведомлены» о такой возможности и знают, что ею пользуются коллеги. Зная специфику наших опросов, можно предположить, что цифры эти могут быть в реальности гораздо более серьёзными.
И даже при всей проверенной технологии сдачи всяких экзаменов нашими врачами в этом году, по данным Методического центра аккредитации специалистов, не смогли справиться с аккредитационными заданиями 13,4% медиков, проходивших профессиональную переподготовку (то есть тех самых «опытных врачей»). Впрочем, думается, не стоит за них переживать. Со второго раза наверняка должны сдать, ведь врачей остро не хватает, и уж, как говорится, не до жиру…
Мария ПАНОВА.
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.