Он был достойным ведущим основной газеты СССР

Он был достойным ведущим основной газеты СССР

По материалам публикаций на сайте газеты «Правда»

18 ноября — 100 лет со дня рождения главного редактора «Правды» в 1976—1989 годах академика Виктора Григорьевича Афанасьева

Сегодня «Правда» отмечает столетний юбилей Виктора Григорьевича Афанасьева — одного из самых выдающихся своих главных редакторов. Кроме всего прочего, стоит учесть, что это и наиболее продолжительный руководитель нашей газеты, возглавлявший её свыше 13 лет. А если добавить сюда годы, когда он здесь же работал заместителем главного редактора, то получится, что почти круглые 20 лет его жизни и труда неразрывно связаны с «Правдой».

При нём её тираж превысил 10 миллионов экземпляров, чего не достигала никогда ни одна газета мира, будь она партийной или государственной. Конечно же, влияние слова «Правды» на жизнь страны и международный климат было огромным. Согласимся, обеспечивалось оно в значительной мере уже тем первенствующим положением, которое газета занимала в официальном «табеле о рангах» всей союзной прессы. Но разве это отменяет роль личности руководителя, организовывавшего и направлявшего большой редакционный коллектив?

Память свидетельствует: роль эта тоже была огромной, что осознавалось и тогда, в разгар газетной, научной и общественной деятельности Виктора Григорьевича. Однако теперь, по прошествии лет, масштаб и значение его личности видятся ещё крупнее. А во многом они даже стали символическими, поскольку новым поколениям дают возможность лучше понять, каким оно было, советское время, каких людей растило и воспитывало, какие личности особенно были им востребованы и в первую очередь выдвигались на самые ответственные посты.

Бывали при этом ошибки? Увы! Именно они помогли врагам Советской страны в конце концов уничтожить её, что должно стать для нас серьёзнейшим уроком на будущее. Но сколько ярких примеров беззаветного служения Отечеству дал за свою историю Советский Союз! Сколько героев, подвижников, талантов, внёсших неоценимый вклад в созидание самого справедливого общества на Земле! Академик В.Г. Афанасьев, безусловно, среди них.

Вот мы готовимся встретить знаменательную дату — 100-летие образования СССР. Так давайте же обратим внимание, что родился этот выдающийся учёный и журналист, педагог и общественно-политический деятель буквально перед этапным историческим событием, за полтора месяца до него. И затем все последующие годы верой и правдой служил первой в мире стране социализма. А она определяла дорогу надёжного сына своего.

Представьте себе, невеликое село Актаныш в Татарской АССР, где появился на свет мальчик Витя Афанасьев. Самая обычная трудовая семья. Мы знаем, как возмущался Виктор Григорьевич, когда с начала так называемой перестройки упорно стали внедрять в наш обиход ненавистное ему словечко «элита» — для определения неких «избранных». И себя таковым, конечно, не считал. Оставался со своим народом, какие бы испытания на долю народную ни выпадали.

Надо заметить, что ещё в школе, которую он окончит с отличием, проявились редкостные его способности и сильнейшее стремление к учёбе. Один из учителей, предрекавший незаурядному воспитаннику научную стезю, после прощания с ним напишет в письме юноше: «Скромность в сочетании с прекрасным умом, чистым сердцем, настойчивостью и целеустремлённостью дадут жизни и обществу Человека в вашем лице».

Однако тогда мечты о науке пришлось отложить. Вместо этого Виктор Афанасьев становится лётчиком и вскоре оказывается в самом пекле Великой Отечественной войны.

О том, как он воевал, говорят его боевые награды, в числе которых орден Красной Звезды и медаль «За отвагу». А ещё большой радостью для него (совершенно необыкновенной!) стала встреча на фронте со своим отцом. По невероятному стечению обстоятельств они сошлись в одном воздушном полку. Но провоевали вместе недолго: Григорий Яковлевич погиб в бою.

Матери В.Г. Афанасьева из-за нелепой ошибки принесли сразу две похоронки — на мужа и сына. К счастью, трагическое недоразумение довольно скоро разрешилось…

В том же 1943-м он вступает в ряды Коммунистической партии, верность которой сохранит до конца. А что конкретно означала для него верность Советской Родине и партии Ленина? Делать во имя них максимум того, на что способен.

В 1945-м участвует в освобождении Китая от японских захватчиков, и начинается послевоенная жизнь капитана В.Г. Афанасьева. Продолжая воинскую службу в Хабаровске, а затем в Чите, он осознаёт, что интерес к науке у него не исчез. В эти годы серьёзно увлёкся философией, много читал. И, наконец, принимает решение: поступить на заочное отделение единственного тогда в Чите вуза — педагогического института.

Это произошло летом 1949 года, а уже в октябре следующего, 1950-го, он с отличием институт окончил: за 15 месяцев вместо положенных 5 лет!

В 1951-м, снова заочно, поступает в аспирантуру Московского областного педагогического института им. Н.К. Крупской (МОПИ, ныне Московский государственный областной университет), на кафедру философии. И опять одолел курс в кратчайший срок, занявший у него вместо положенных 5 лет всего 18 месяцев. Итогом стала защита в июне 1953 года кандидатской диссертации.

Теснота газетной площади, к сожалению, не даёт возможности рассказать о многом и многом из жизни этого замечательного человека, вызывающего искреннее восхищение. Но изначальное очевидно: своих целей он добивался не каким-то ловкачеством, уловками и хитростями, а только трудом и талантом.

Приведём ещё лишь один пример. После защиты кандидатской диссертации старшие товарищи, особенно его научный руководитель профессор И.Д. Панцхава, стали доказывать, что он — прирождённый философ и ему надо работать со студентами в вузе. По настоятельным советам Виктор Григорьевич из армии демобилизовался, приняв предложение переехать в Челябинск и работать старшим преподавателем на кафедре философии ЧГПИ — тамошнего пединститута.

Вот здесь-то и происходит весьма примечательное событие, сразу сделавшее В.Г. Афанасьева известным всей стране. В 1959 году был объявлен Всесоюзный конкурс на лучший популярный учебник по философии, итоги которого подводились в следующем году. Афанасьев принял участие в этом соревновании — и с блеском победил!

А ведь конкурс был закрытый, то есть представлены работы фактически анонимно, и никто из членов жюри даже помыслить не мог, что выигрывает безвестный доцент провинциального института. Однако именно его текст признали особенно значимым, отличающимся простотой и вместе с тем глубиной изложения.

В том же году эта работа была издана под названием «Основы марксистской философии. Популярный учебник» — тиражом 150 тысяч экземпляров! Затем название было заменено на «Основы философских знаний», и в общем эта уникальная книга выдержала 24 издания только на русском языке (14 переработанных и 10 стереотипных), составив тираж в несколько миллионов экземпляров.

Учебник перевели на 60 языков народов мира. В 1983 году он был удостоен Государственной премии СССР, а в 1987-м издан в США. Продолжением успешной работы Виктора Григорьевича для молодёжи стал и ещё один талантливо написанный им учебник — «Научный коммунизм», также очень востребованный и в Советском Союзе, и за рубежом.

То, что наш главный редактор сумел сделать в науке, трудно переоценить. Вот, например, отзыв о нём президента Академии наук СССР (1987—1991) академика Г.И. Марчука: «Это очень крупный, выдающийся учёный с мировой известностью, работающий в нескольких направлениях».

Причём следует подчеркнуть, что все эти направления не только были, но и остаются исключительно актуальными, жизненно важнейшими. Во многом опережая своё время, академик В.Г. Афанасьев работал на будущее, и недаром его труды, посвящённые научному управлению обществом, с особым вниманием изучаются и переиздаются ныне в социалистическом Китае.

Не утратил своей значимости и колоссальный опыт советской прессы, в котором вклад «Правды» под руководством В.Г. Афанасьева занимает весьма существенное место. Да, газета старалась творчески выполнять предписанную ей В.И. Лениным миссию коллективного пропагандиста, агитатора и организатора. Но вместе с тем, проводя линию партии, она по-ленински боролась против тех, кто партию дискредитировал, в том числе находясь на высоких постах.

Иногда это вызывало серьёзные конфликты, попытки газету «одёрнуть», «приструнить», однако аргументированную критику «Правда» не снижала, оставаясь и в этом смысле примером для других газет.

А примером твёрдости и принципиальности для всех журналистов «Правды» был он, её главный редактор. Об этом забывать нельзя.

Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *