По материалам публикаций на сайте газеты «Правда»
Автор — Николай Евстафьев
История свидетельствует, что ещё немецкий канцлер Отто фон Бисмарк предупреждал своих соотечественников, что никогда не стоит воевать с русскими. Он не мог не оценить хорошо известные ему отвагу и героизм русских солдат, их готовность к самопожертвованию. Не случайно именно Бисмарку принадлежит знаменитая фраза: «Русского солдата мало убить, его ещё надо свалить с ног…»
Слова Бисмарка полностью были подтверждены многочисленными подвигами советских людей в годы Великой Отечественной войны. Подвигами, к которым зачастую фашисты были просто не готовы, поскольку происходящее не укладывалось в их головах. История помнит множество примеров героизма обычных советских людей: военных, партизан, гражданских лиц. Но и большое количество таких подвигов остаётся по сей день малоизвестными. Им и будет посвящён цикл публикаций «Правды».
Известно немало чудовищных фактов в годы войны, подтверждающих, что фашисты использовали узников концлагерей и жителей оккупированных территорий для своих научных экспериментов. Это исторически доказанный факт. Практиковалось такое и на оккупированных территориях Советского Союза. Поэтому, когда детей из Полоцкого детского дома, расположенного с лета 1941 года на оккупированной вермахтом территории, немцы вдруг стали заботливо откармливать, горожане насторожились. Быстро выяснилась и причина такой «заботы»: раненым фашистским солдатам нужна была кровь, а дети, оставшиеся без родителей, показались оккупантам отличными донорами. Правда, были они все как на подбор очень худыми и бледными. Дальнейшая судьба потенциальных доноров нацистов, разумеется, не интересовала: их просто планировали выжать в прямом смысле до последней капли крови. Но для этого детей необходимо было подкормить, дабы у них появились какие-то силы для предстоящего донорства…
В роли первого спасителя детишек выступил директор детдома Михаил Форинко, хитростью сумевший заставить фашистов отложить свои бесчеловечные планы. Он убедил немцев в том, что качество крови от бледных и исхудалых от постоянного недоедания доноров вовсе не улучшит здоровье солдат. Разве кровь без нужного уровня гемоглобина и витаминов поможет раненым? К тому же дети постоянно болеют, поскольку в здании детского дома нет окон, нет дров для отопления. А значит — не годятся на отведённую им роль. Во всяком случае, до тех пор, пока не наберутся сил.
Михаил Форинко был убедителен, и немецкое руководство с ним согласилось. Детей было решено переправить в другой немецкий гарнизон, где было крепкое хозяйство. Для немцев всё было логичным. Но для директора детдома это стало первым шагом к спасению своих маленьких воспитанников.
Михаил Форинко имел тесные контакты с местными партизанами и подпольщиками, которых и проинформировал через своих связных о сложившейся ситуации. В итоге была разработана целая схема совместных действий, в соответствии с которой планировалось в одну из ближайших ночей незаметно вывести детишек из города к партизанам, а потом эвакуировать самолётами на Большую землю.
…Более ста пятидесяти детей из детского дома, около сорока их воспитателей, несколько местных подпольщиков и группа проникших в город партизан незаметно выдвинулись из Полоцка в ночь на 19 февраля 1944 года. Детям было от трёх до четырнадцати лет. В этом ночном походе стояла гробовая тишина: мальчишки и девчонки давно разучились смеяться и баловаться, как обычные дети, а в эту ночь и вовсе понимали, что происходящее смертельно опасно и лучше не издавать ни звука.
На опушке леса беглецов встретили усиленные партизанские дозоры, выдвинувшиеся из лагеря на случай если немцы раскроют заговор и кинутся в погоню. Там же ждал «поезд» из саней — больше тридцати полозьев. Это была настоящая военная операция: в небе близ города кружили советские самолёты. Их задачей было отвлечь внимание немцев, чтобы они сразу же не хватились пропавших детей.
Трудный переход подходил к концу. Ребят предупредили о том, что если вдруг выстрелит осветительная ракета, то нужно замереть. Колонна несколько раз останавливалась, чтобы остаться незамеченной. Все эти меры помогли привезти детей до партизанского тыла в целости и невредимости.
Но до окончательного спасения было ещё далеко. Немцы наутро, конечно же, обнаружили пропажу. Тот факт, что их обвели вокруг пальца, взбесил их. Была организована погоня. Партизанский лагерь, таким образом, вовсе не был безопасен, а укрыть в лесу зимой полторы сотни маленьких детей было невозможно сложной задачей.
В течение всего дня два наших транспортных самолёта, которые снабжали партизан этого отряда боеприпасами и едой, на обратном пути забирали с собой детей. Чтобы увеличить количество пассажирских мест, под крылья приделали специальные люльки. К тому же лётчики вылетали без штурманов, чтобы освободить столь необходимое дополнительное место.
В общей сложности во время этой операции в тыл было вывезено больше пятисот человек, помимо воспитанников детского дома. Но заключительный из этих авиарейсов стал историческим: сидевший за штурвалом самолёта лейтенант Александр Мамкин в результате этого полёта, ставшего для него последним, навсегда вписал своё имя золотыми буквами в историю подвигов Великой Отечественной войны…
Несмотря на то, что на момент происходящих событий Александру было всего 28 лет, он уже был маститым лётчиком. Его боевой опыт включал в себя больше семи десятков полётов в немецкий тыл. По этому партизанскому маршруту Мамкин летел уже девятый раз, то есть он уже восемь раз вывозил оттуда людей. Самолёт зимой всегда садился на озеро, но в этот раз нужно было торопиться ещё и потому, что с каждым днём становилось теплее и лёд уже был ненадёжен.
Операция «Звёздочка» — такое название дали плану по вывозу детей из партизанского тыла — подходила к концу. В самолёт Мамкина усадили десять ребят, их воспитательницу и двух партизан, получивших ранения. Сначала полёт был спокойным, но потом, неподалеку от линии фронта, фашистам удалось подбить самолёт…
Мамкин уже вывел свою машину за линию фронта, но огонь на борту разгорался всё больше. В такой ситуации любой опытный лётчик должен бы был набрать высоту и прыгнуть с парашютом, чтобы спасти себе жизнь. Но Александр понимал, что на борту он был не один: у него пассажиры. Те, чьи жизни он не собирался отдавать. Мальчишки и девчонки не для того прошли столь сложный путь, чтобы погибнуть вот так, в полушаге от спасения.
Лётчик повёл свой самолёт дальше. Уже начала гореть кабина пилота, у него расплавились очки, буквально вросли в кожу, плавилась и тлела одежда, горел шлем, он плохо видел из-за дыма и бесконечной боли. Но всё равно вёл самолёт к своим.
Несмотря на то, что ноги пилота практически обуглились, он, сжав зубы, продолжал полёт, поскольку слышал детский плач за спиной. Испуганные дети не хотели умирать. Но между ними и смертью стоял пилот Александр Мамкин. На берегу одного из небольших озёр он сумел найти пригодную для посадки площадку. К этому времени уже горела перегородка между его кабиной и пассажирами, огонь добирался до детей, сам пилот фактически превратился в горящий факел. Но железная воля лётчика не дала ему погибнуть, не закончив начатое дело. И он победил. Победил ценой собственной жизни, но сохранил жизни своих пассажиров…
… Александр сумел выползти из горящей кабины и даже спросить, живы ли дети. Получив утвердительный ответ, лётчик потерял сознание. Врачи, которые позже осматривали его, не могли понять, как он, имея такие ожоги и фактически полностью сгоревшие ноги, мог вести самолёт? Через шесть дней он умер в госпитале. Откуда в лётчике взялась такая железная воля, которая помогла удержать ему ясность сознания, превозмогая болевой шок?
Таким вошёл в историю подвиг «огненного лётчика» Александра Мамкина. А его имя стало символом спасения для детей, которых он вывез в горящем самолёте. И олицетворением для его боевых товарищей силы духа советского человека, офицера-героя, который попросту не мог поступить иначе.
Николай ЕВСТАФЬЕВ.
Послесловие
Увы, несмотря на многочисленные ходатайства сослуживцев Александра Мамкина, спасённых им людей и десятков их потомков уже спустя многие годы после войны — и в советское время, и в новой российской истории, решение о присвоении «огненному лётчику» звания Героя Советского Союза наградной комиссией министерства обороны так и не было принято. По совершенно невразумительной причине: якобы Мамкин был гражданским лётчиком, то есть «некомбатантом», и даже не партизаном. При этом совершенно упускается из виду, что его 105-й «гражданский авиаполк» в годы войны не только был привлечён к обеспечению операций Действующей армии и поддержке партизанского движения, но и заслужил в итоге звание гвардейского! Где же чиновничья логика? И разве звание Героя Советского Союза присваивалось только военным и партизанам? Разумеется, нет. Тем более что, даже следуя такой логике, «гражданский пилот» Мамкин в 1943—1944 годах был награждён самыми что ни на есть боевыми орденами — Красного Знамени и Отечественной войны 1-й степени, а также медалью «Партизану Отечественной войны» 1-й степени!
Но, несмотря на столь очевидную несправедливость в отношении лейтенанта Мамкина и его подвига, память о герое-лётчике увековечена не только в сердцах тех, кого он спас, и их потомков, но и в других многочисленных проявлениях глубокой благодарности и уважения наших людей, а также в искусстве, строительстве и архитектурных памятниках.
Так, кадры кинохроники с лётчиком Мамкиным и спасёнными им детьми вошли в документальные фильмы «Народные мстители» (1943), «Дорога без привала» (1965), в четвёртую серию эпопеи «Великая Отечественная», в седьмой фильм белорусского документального цикла «Война. Известная и неизвестная».
В школе №227 Москвы организован музей Боевой славы 105-го ОГАП ГВФ (Отдельного гвардейского авиаполка Гражданского воздушного флота), в котором служил героический лётчик, где целый раздел посвящён его подвигу, а в школе №1 города Велижа Смоленской области был организован музей Александра Мамкина. На фасаде здания средней школы в Репьёвском районе Воронежской области, где он учился, установлена мемориальная доска.
Именем Александра Мамкина названы улицы в городах Полоцк, Ушачи, в родном хуторе лётчика — Крестьянском Воронежской области.
Недалеко от места последнего приземления самолёта Александра Мамкина в деревне Труды Полоцкого района Витебской области возведён обелиск в честь лётчика, одновременно на берегу озера, где он сумел посадить свой горящий самолёт, — памятный знак. А три года назад, в 2019 году, в деревне Репьёвке Воронежской области на Аллее Героев установлен бюст героя работы скульптора И. Горяинова.
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.