По материалам публикаций на сайте газеты «Правда»
Автор — Игорь Гребцов, фронтовик Великой Отечественной войны, участник Сталинградской битвы, член ВКП(б) — КПСС — КПРФ с 1942 года, возраст — 99 лет. г. Москва.
В моих руках теперь уже четвёртый том серии «Живой голос Победы». Под заголовком на обложке бросаются в глаза слова: «Южное Бутово». Что это? Догадаться нетрудно: герои книги проживают или проживали в московском городском районе Южное Бутово. Но не лучше ли было бы вынести на титульный лист в качестве подзаголовка: «О ветеранах войны района Южное Бутово»? Хотя это так, к слову. Четвёртый том — событие значимое! Процитирую вступление автора проекта и редактора-составителя Вячеслава Нарского:
«Восемь лет команда проекта «Живой голос Победы» записывает воспоминания ветеранов и свидетелей Великой Отечественной войны: фронтовиков, тружеников тыла, жителей блокадного Ленинграда, узников концлагерей и «детей войны». Хочется отметить, что мы не просто записываем воспоминания. Наш проект о людях и для людей. Мы держим постоянную связь с ветеранами: созваниваемся, навещаем и дружим!»
Итак, восемь лет Вячеслав Нарский и его помощники, которых сам он называет добровольцами (хорошее слово!), вели поиск ветеранов и записывали их воспоминания — живые голоса о времени и о себе. Инициатору этого замечательного коллективного труда 26 лет. Выходит, что он, выпускник московской школы №1465, носящей имя Героя Советского Союза Главнокомандующего Военно-Морским Флотом СССР в годы Великой Отечественной адмирала Николая Герасимовича Кузнецова, ещё будучи в десятом классе, встречался с участниками войны и записывал их воспоминания. А уже потом, поступив в Московский гуманитарный институт кино и телевидения, который окончил в минувшем году, разработал проект «Живой голос Победы» и вместе с добровольцами-помощниками приступил к изданию целой серии книг. То есть всё это в школьные и студенческие годы!
Вячеслав Нарский — псевдоним Вячеслава Давыдкина. Его прадед, Михаил Нарский, поисками судьбы которого он занимался тоже много лет, героически погиб под Сталинградом. Вот Слава и решил по-своему увековечить имя родного человека. Такое многого стоит!
* * *
Четвёртый том вобрал в свои двести пятьдесят страниц текста воспоминания ветеранов войны и труда, а также и рассказы о них редактора книги и его помощников. Этим он отличается от трёх предшествовавших. Вячеслав говорит:
— В начале работы у нас не было проблем. Мы встречались с ветеранами и записывали то, что они рассказывали. Но вот надо было записать воспоминания следующего участника войны, а он… недавно умер. И таких становилось всё больше. Что делать? Мы решили включить в раздел ещё и беседы с детьми ветеранов. Они-то, «дети войны», родившиеся в тридцатых — первой половине сороковых годов, дождавшиеся своих родителей с войны, тоже должны стать, что называется, живыми голосами того времени, вспоминая рассказы отцов и матерей. Естественно, вспоминали и о себе, о том влиянии, которое было оказано на них родителями — творцами Великой Победы.
Невозможно без острой горечи читать воспоминания «детей войны», проживавших в оккупированных фашистами сёлах и деревнях. Свидетелями невероятных ужасов они стали. Горели дома, а в них нередко и люди. Подростков угоняли в неметчину. Нередко слышались выстрелы и стоны погибающих людей, с которыми расправлялись оккупанты…
И тут я делаю небольшое отступление. «Правда» на протяжении многих последних лет в публикациях писем читателей ставит вопрос о создании в Российской Федерации достойного мемориала памяти жертв фашистского террора в годы Великой Отечественной войны. Издана книга «Сожжённые заживо взывают к нам». В неё вошли сотни писем. Но годы проходят, а пожелание многих и многих до сих пор как следует не осуществлено.
* * *
Есть в четвёртом томе нового издания раздел «По праву памяти», который составлен из очерков о давно ушедших из жизни участниках Великой Отечественной войны. Тут уж авторам пришлось вести довольно продолжительные поиски материалов и снимков своих героев. Они увенчались успехом. С радостью открывал я для себя, сколько же в столичном районе Южное Бутово жило по-настоящему легендарных личностей. Благодаря вышедшей книге теперь гораздо больше людей смогут узнать о них.
Татьяна Сергеевна Лаврова. Она родилась в 1924 году. Началась война, и девушка сразу побежала в военкомат. Но ей отказали в призыве по возрасту. Тогда она отправилась в Центральный Комитет ВЛКСМ. С ней долго беседовали, и в конце концов она была направлена в спецшколу №2, где готовились инструкторы-подрывники для диверсионной работы в тылу врага. После трёхмесячного обучения, которое ежедневно длилось по 10—12 часов, она получила направление в 10-ю Калининскую бригаду.
Командир, увидев такую маленькую и юную, предложил ей остаться при штабе, но она рвалась на опасные дела. Как раз в это время бригада перешла линию фронта. И вот — первое боевое задание: пустить под откос вражеский эшелон на железнодорожной ветке Рига — Москва.
Задание это группа подрывников, в которую вошла Татьяна, умело выполнила. Все последовавшие затем — тоже, так что вскоре на эту диверсионную группу фашисты объявили настоящую охоту. Пришлось постоянно маневрировать, скрываясь от облавы.
В бригаде Татьяну уважали. Она была единственной женщиной-подрывником в группе, но мужчинам ни в чём не уступала. Они пустили под откос восемь вражеских эшелонов, уничтожили двадцать шесть автомашин, подорвали мост. За успешное выполнение боевых заданий вся группа была награждена орденами и медалями, Татьяна получила орден Красного Знамени, а позднее ещё орден Отечественной войны.
Довелось им работать и в Белоруссии. Там Татьяна Лаврова встретилась с Петром Мироновичем Машеровым, одним из выдающихся руководителей партизанского движения в республике. Он попросил Татьяну обучить подрывному делу пятерых человек из его бригады. Комсомолка не подвела, выполнила просьбу на «отлично».
И вот в 1944 году Татьяна Лаврова как лучшая подрывница дивизионных отрядов была на приёме у Иосифа Виссарионовича Сталина. Маршал, обращаясь к Ворошилову, с гордостью сказал: «Представь, как воевала эта юная женщина в партизанах».
Хочется рассказать и об Александре Захаровиче Носовце — тоже знатном человеке района Южное Бутово. Он окончил Харьковское военно-авиационное училище. В Великую Отечественную вступил с первых дней войны — штурманом экипажа 226-го скоростного бомбардировочного авиационного полка. Совершив тринадцать боевых вылетов, был тяжело ранен.
А после лечения в госпитале продолжал боевую службу до конца войны в ночных вылетах на бомбардировщике, нанося удары по военно-промышленным объектам в глубоком тылу противника. Доставлял также грузы частям Народно-освободительной армии Югославии и партизанам Чехословакии. Всего за время войны им совершено 248 боевых вылетов!
Пятого ноября 1944 года гвардии майор Александр Захарович Носовец был удостоен звания Героя Советского Союза. Он кавалер двух орденов Ленина, трёх орденов Красного Знамени, орденов Александра Невского, Отечественной войны первой степени, Красной Звезды и многих медалей.
После войны Александр Захарович продолжал службу в авиации, а жил в Москве, в районе Южное Бутово.
Здесь же часть жизненного пути провёл выдающийся советский конструктор стрелкового оружия Сергей Гаврилович Симонов.
Родился он в 1894 году, умер в 1986-м, прожив 92 года. Это ему принадлежит создание ещё в предвоенное время автоматической винтовки Симонова (АВС-36) и противотанкового ружья Симонова (ПТРС), которое красноармейцы с первых дней войны называли «длинным ружьём». Метко поражало вражеские танки и орудия!
В годы войны и в послевоенное время Симонов продолжал совершенствовать стрелковое оружие, создавая новые, улучшенные образцы. И в 1954 году он был удостоен звания Героя Социалистического Труда. Конструктор Симонов — лауреат двух Сталинских премий, он избирался депутатом Верховного Совета РСФСР. В районе Южное Бутово, недалеко от дома, где жил Сергей Гаврилович, есть сквер, названный его именем.
* * *
И, наконец, заключительный раздел тома, получивший название «Мемориалы района Южное Бутово». Я насчитал одиннадцать таких памятников, установленных после войны в деревнях, расположенных неподалёку от посёлка Бутово тогда ещё Московской области. И невольно вспомнил стихотворение любимого моего поэта Константина Симонова. Приведу строфу из него:
…А к мёртвым,
выправив билет,
Всё едет кто-нибудь
из близких,
И время добавляет в списки
Ещё кого-то, кого нет…
И ставит,
ставит
обелиски.
Сохранить бы эти непритязательные, но душевные памятники и мемориальные обелиски, установленные в различных деревнях, сёлах, посёлках и городах России! Сохранить для новых поколений. Наши далёкие потомки должны помнить о советских людях, которые в двадцатом веке спасли и себя, и весь мир.
И спасибо таким верным служителям памяти, как создатели серии книг «Живой голос Победы». Назову имена соратников Вячеслава Нарского. Это — Арсений Арутюнян, Елизавета Богданова, Ирина Винницкая, Екатерина Демидова, Надежда Емельянцева, Анастасия Ендовицкая, Анна Захарова-Сергеева, Елизавета Мархель-Бойко, Юрий Моргунов, Анна Попова, Анастасия Салова, Александр Свентицкий, Юлия Федянина, Иван Чангли.
Я ещё раз посмотрел на обложку. Какие же молодые и красивые лица! Да, на обложке четвёртого тома «Живой голос Победы», наряду со снимками участников Великой Отечественной, фотографии «детей войны». Им сейчас далеко и за семьдесят, и за восемьдесят лет. Все они давно уже ветераны труда. Но когда Вячеслав завёл с ними разговор о фотографиях для обложки, они попросили сохранить их молодыми.
— Быть по сему, — ответил Слава.
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.