Планета протестует

Планета протестует

По материалам публикаций на сайте газеты «Правда»

Автор — Елена Морозова

На фоне принятия Евросоюзом девятого пакета антироссийских санкций подготовка к Рождеству и новогодним праздникам в западных странах напоминает массовое представление под названием «Бастуют все и всюду!». И это отнюдь не преувеличение, ведь протестуют даже гробовщики: в Шотландии с начала ноября периодически устраивают стачки сотрудники единственной в Соединённом Королевстве фабрики по производству гробов, что создаёт серьёзные проблемы для похоронной индустрии страны.

Но сильнее всех разгневаны транспортники. Так, в столице Литвы Вильнюсе с начала декабря проходит бессрочная забастовка водителей автобусов. Местные власти не нашли ничего лучшего, как попытаться запретить акцию через суд и призвать жителей в период протеста работать из дома.

Во Франции стачку объявили 9 тысяч кондукторов железной дороги, в стране отменены до 60% международных и междугородних поездов. При этом забастовщики пообещали не останавливаться даже в дни пиковой нагрузки — накануне рождественских каникул. Если же к кондукторам присоединятся и экипажи французских авиалиний, угрожающие оставить самолёты на приколе с 22 декабря по 2 января, то это обернётся форменной катастрофой для пассажиров.

Несколько месяцев длится и борьба сотрудников испанской авиакомпании «Райанэйр». Организаторы акции, вызвавшей перебои в работе 22 аэропортов страны, обещают усилить её в период праздников — до января включительно. Правда, правительство активно вмешивается в стачку, пытаясь её запретить или ограничить. Власти также всячески препятствуют массовым невыходам на работу водителей грузовиков и служащих железной дороги. Недавно против бастующих шофёров Мадрид бросил до 50 тысяч полицейских, обосновав свои действия обеспечением «минимального сервиса» для критически важных отраслей.

На том же основании президент США Джо Байден подписал закон, запретивший проведение общенациональной стачки железнодорожников, которая должна была начаться ещё 4 декабря, причём законность требований работников признали даже оппоненты: ведь транспортники добивались элементарного права на получение больничных хотя бы за неделю болезни (сейчас им не оплачивается даже один день). Конгресс проявил чудеса оперативности в принятии закона, блокирующего забастовку, а Байден, называвший себя «самым ориентированным на профсоюзы президентом в истории США» и обещавший законодательно закрепить право на больничные для всех граждан, моментально подмахнул документ.

Стоит напомнить и о том, как «либерально» — с арестами, водомётами, газом и даже захватом банковских счетов протестовавших — в начале года подавлял антиковидные бунты водителей грузовиков кабмин Канады. Теперь же борьба правительства Страны кленового листа с активистами перешла на региональный уровень. Так, законодатели провинции Нью-Брансуик вводят норму, наделяющую власти правом направлять на «жизненно важные» предприятия штрейкбрехеров, ограничивать численность пикетов, усложнять процесс принятия решений о стачках внутри профсоюзов.

Однако дальше всех пошло руководство провинции Онтарио, в ноябре пытавшееся ввести драконовские штрафы для бастующих сотрудников публичной сферы. За каждый день участия в протесте работник должен был заплатить по 4000 канадских долларов (почти 3000 американских), то есть среднемесячную зарплату, а профсоюзы-организаторы акции — 500 тысяч долларов. По сути, одним росчерком пера премьер Онтарио Дуг Форд не просто де-факто запретил забастовочное движение, но и превратил любого члена профсоюза и протестующего в вечного банкрота, лишённого имущества. Правда, под нажимом общественности и лично главы канадского правительства Джастина Трюдо премьер Онтарио отозвал свой законопроект. Поражает то, что при назначении такой меры Форд действовал в рамках своих конституционных полномочий.

Ну а абсолютным лидером по количеству стачек стала Великобритания, где с различной периодичностью чуть ли не ежедневно бастуют медсёстры и врачи «скорой помощи», учителя и преподаватели вузов, водители автобусов, сотрудники метро, аэропортов и железных дорог, автодорожные строители, почтовые служащие, таможенники и даже специалисты по приёму экзаменов для выдачи автомобильных прав. В Лондоне марши и митинги различных категорий трудящихся напоминают смену театральных декораций.

Такого обилия забастовок туманный Альбион не знал с начала 1990-х. В ответ правительство Риши Сунака срочно занялось обновлением антизабастовочного законодательства. И пока юристы доказывают кабмину, что существующие в стране нормы, ограничивающие права участников стачки, и без того весьма суровы, профсоюзы, уверяющие, что Соединённое Королевство является безоговорочным лидером репрессивного режима при подавлении забастовок, готовятся дать отпор любой попытке ужесточения санкций.

Кабмин Сунака также разрабатывает планы привлечения армии в качестве коллективного штрейкбрехера. Военнослужащие должны будут заменить в разгар стачек сотрудников паспортного контроля на границах, водителей «скорой помощи» и иные категории бастующих сотрудников. Власти королевства попытались «пристроить к делу» даже полицейских, призвав их подменить на время протестов водителей «скорой помощи». Но стражи порядка вежливо отказались, напомнив кабмину, что у них есть и иные важные обязанности, например ловить преступников.

Ужесточение действующих законов и санкций за проведение забастовок западными государствами наглядно свидетельствует о страхе перед нарастающим стачечным движением. Власти просят своих граждан затянуть пояса потуже, пытаясь свалить всю вину за возникшие проблемы на Россию и войну на Украине, а также предлагают, как председатель Консервативной партии Великобритании Надим Захави, не обращать внимания на скатывание в нищету ради «великой цели» — «борьбы с Кремлём».

Кстати, в первой половине этого года британский журнал «Экономист» вывел формулу грядущих голодных бунтов, спрогнозировав их на ближайшее время в развивающихся странах Азии, Африки и Латинской Америки. Однако тенденции последних месяцев показывают: гнев населения в связи с резким ухудшением качества жизни стремительно нарастает именно на развитом Западе, а ужесточение антизабастовочных мер лишь повысит градус напряжённости в раскалённых внутренним недовольством обществах. Похоже, за последние десятилетия относительной социальной стабильности западный истеблишмент настолько забыл о неизбежной реакции трудящихся на нарушение своих прав, что решил рискнуть, пойдя открытой войной против профсоюзного и рабочего движения. Вот только последствия такого шага непредсказуемы.

Отдельно надо сказать о Шотландии, охваченной национальной забастовкой учителей, требующих повышения зарплаты. Лидеры профсоюзов выразили сожаление в связи с тем, что у тысяч школьников образовались внеплановые каникулы, но подчёркнули: педагогам не оставили выбора.

Главным организатором стачки выступил Образовательный институт Шотландии (ОИШ) — старейший профсоюз учителей в мире, основанный в 1847 году и являющийся крупнейшим профобъединением в британской автономии, представляющим 80% педагогов. ОИШ настаивает на увеличении зарплаты преподавателей на 10%. Однако правительство сочло подобные претензии чрезмерными и согласилось поднять оплату труда на 5% — 6,85%. Профсоюз, не принявший эти условия, предупредил: если власти не удовлетворят «зарплатный запрос», то вслед за стачкой последуют новые акции протеста, Министр образования Шотландии Ширли-Энн Сомервилл высказала крайнее разо-чарование тем, что профсоюзы отклонили уже четвёртое предложение, сделанное им властями. Тем временем к забастовке присоединились и другие профобъединения, в частности Шотландская ассоциация учителей средних школ и Профсоюз британских учителей (ПБУ).

Как отметил генсек ПБУ Патрик Роуч, профсоюзы шотландских педагогов впервые за более чем за десятилетие пошли на крайнюю меру, объявив масштабную забастовку. И это свидетельство того, до какой степени преподаватели разгневаны наплевательским отношением правительства, постоянно твердящего об отсутствии денег для увеличения зарплаты, тогда как рабочая нагрузка постоянно растёт. «Учителей тошнит от набивших оскомину выражений благодарности и словесных признаний их заслуг: ведь на деле финансовое вознаграждение в реальном выражении сокращается с каждым годом. Лесть — дешёвый трюк, значение имеют лишь действия. Педагоги устали от того, что их нелёгкий труд воспринимают как должное, призывая их работать всё больше и больше за всё меньшие и меньшие деньги», — цитирует Роуча, выступившего в Эдинбурге, Би-Би-Си.

Местные власти пытаются оказать давление на учителей, чтобы они прекратили бастовать. В связи с этим ОИШ выступил с заявлением, подчеркнув, что профсоюз окажет необходимую поддержку любому своему члену, подвергающемуся запугиванию со стороны работодателя. По сообщению ОИШ, состоящие в нём педагоги начальной школы примут участие в общенациональной забастовке 10 января, а 11 января стачка затронет средние школы. Кроме того, профсоюз объявил о дополнительных 16 забастовочных днях в январе и феврале.

Тем временем европейские службы пограничного контроля бьют собственные антирекорды по медлительности работы на пунктах пропуска, и делают это намеренно. В итоге на границах с Польшей и республиками Прибалтики в многокилометровых очередях скопилось около пяти тысяч фур, неделями ожидающих получения разрешения на въезд. Перевозчики, возмущённые столь длительными простоями, считают, что над ними издеваются, превращая их жизнь в сплошное ожидание у моря погоды.

Первыми сдали нервы у польских водителей, устроивших акцию протеста в приграничном Корощине и развернувших плакаты с требованием к своим службам наконец-то навести порядок на границе. Митинговавшие призывали не только наладить нормальную пропускную способность, но и открыть «Кузницу-Белостокскую» — один из крупнейших КПП, сопредельный с белорусским «Брузги», который был закрыт поляками в одностороннем порядке больше года назад и, несмотря на обращения служб Белоруссии, так и не возобновил работу. Впрочем, игра в политику, а по сути — игра без правил, для коллективного Запада гораздо важнее интересов своих же граждан.

В хаос погрузилось и Перу, где 7 декабря был отстранён от власти и заключён в тюрьму теперь уже экс-президент Педро Кастильо. Страна охвачена мощными антиправительственными выступлениями, участники которых требуют выпустить бывшего национального лидера на свободу и провести досрочные выборы. Тысячи демонстрантов выходят на улицы по всей стране: акции протеста, сопровождающиеся погромами и беспорядками, не стихают в ряде регионов, включая Лиму, Апуримак, Кахамарку, Арекипу, Ламбаеке, Ику. Полиция не церемонится с недовольными новоиспечённой главой государства, бывшим вице-премьером Диной Болуарте, усмиряя их дубинками и слезоточивым газом.

Сторонники Кастильо перекрыли ключевые автомагистрали и заняли аэропорт Андауайлас в Апуримаке, где силой удерживали несколько десятков правоохранителей и работников авиагавани. Самые массовые демонстрации в поддержку Кастильо отмечены в сельскохозяйственных районах страны, где и проживает большинство его приверженцев.

На фоне протестов Дина Болуарте ввела в Перу режим ЧП и объявила о внесении законопроекта о переносе всеобщих выборов на апрель 2024 года.

Как уже писала «Правда», волнения в Перу вспыхнули сразу после того, как парламент объявил импичмент президенту Педро Кастильо, который за несколько часов до этого распорядился распустить законодательный орган и ввести в стране комендантский час, но военные отказались ему подчиняться. Экс-глава государства был задержан по обвинению в мятеже и злоупотреблении полномочиями, а его пост 8 декабря передали вице-президенту Дине Болуарте. Изначально предполагалось, что она пробудет в должности до 26 июля 2026 года.

Происходящее в латиноамериканском государстве нельзя считать локальным и случайным событием. В стране произошёл госпереворот, который западные СМИ пытаются представить как некие несущественные «корректирующие действия», являющиеся «достоинством демократических систем, способных исправлять самих себя». При этом замалчивается главное: сначала в Перу была нарушена Конституция, а затем свергнут первый за несколько десятилетий президент, не представлявший интересы западных корпораций.

Суть творящегося в Перу — ценностный конфликт между транснациональными корпорациями в лице США и местных олигархических группировок с одной стороны и простым народом — с другой. В стране планомерно уничтожается природа, здравоохранение, образование. Но в Латинской Америке не понаслышке знают, что такое неолиберальные реформы, поэтому сегодня перуанцы выходят на улицы, чтобы не дать реализовать эту антисоциальную модель.

По прогнозам экспертов, одними демонстрациями в Перу, в ходе которых уже погибли не менее 10 человек, дело не ограничится. В случае раскола в армейских рядах не исключено начало гражданской войны. Кроме того, правительство способно устроить «кровавую бойню» для подавления выступлений.

Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *