В Туркмении началась очередная административная реформа. Спустя всего пару лет после формирования двухпалатного парламента предложено вернуться к старой схеме. Изменения могут быть направлены как на упрочение позиций экс-президента Гурбангулы Бердымухамедова, так и на отвлечение внимания граждан от ситуации в экономике.
Страсть туркменских властей к перелицовке структуры управления достойна пера Салтыкова-Щедрина и других величайших сатириков. В стране, где все решения принимаются президентом и его ближайшим окружением, а все остальные органы выполняют декоративные функции, реформы следуют одна за другой. Например, принятая тридцать лет назад Конституция менялась уже восемь раз.
Последние изменения касались парламента страны. По инициативе тогдашнего президента Гурбангулы Бердымухамедова он стал двухпалатным. В верхнюю палату был преобразован Халк Маслахаты («Народный совет») — представительный орган, созданный ещё в 1992 году. Его председателем стал сам Бердымухамедов. Смысл этого манёвра прояснился менее года спустя. Глава Туркмении объявил об отставке, передав полномочия сыну Сердару.
В должности спикера экс-президент не сбавил своей активности. Он участвует в заседаниях правительства, встречается с зарубежными гостями и, как прежде, буквально фонтанирует идеями самого разного направления. Никуда не делся и культ Гурбангулы Бердымухамедова. В конце прошлого года строящемуся административному центру Ахалского велята (области) было присвоено название Аркадаг. Соответствующий официальный титул (в переводе — «покровитель») Бердымухамедов носит с 2010 года.
Казалось бы, о большем экс-президенту и мечтать нечего. Династическая передача власти прошла без сучка и задоринки, он остался влиятельным наставником при познающем мудрости государственного управления отпрыске. Несмотря на это, Бердымухамедов-старший выступил с новой идеей. На совместном заседании обеих палат парламента 11 января он призвал вернуть Халк Маслахаты статус высшего представительного органа. Экс-президент мотивировал это тем, что «меняющееся время требует последовательно совершенствовать структуру органов законодательной власти». Направление реформ, добавил он, подсказывает «многовековая история нашего народа», когда «наиболее важные вопросы решались на всенародных советах».
Серьёзных изменений в формировании органа не произойдёт. В него будут входить президент, депутаты, члены правительства, главы местных представительных органов и «представители общественности». А вот полномочия Халк Маслахаты существенно расширятся. Он получит право утверждать программы развития страны, рассматривать вопросы безопасности, одобрять изменения в Конституцию и т.д.
В тот же день, когда Гурбангулы Бердымухамедов выступил с этой идеей, были изданы соответствующие постановления его самого как спикера, а также президента Сердара Бердымухамедова. На 21 января намечено совместное заседание обеих палат, на котором, как ожидается, будут утверждены поправки в Конституцию.
Эта спешка заставляет задуматься над истинной подоплёкой затеи. Призыв к реформе прозвучал в те самые дни, когда в соседнем Казахстане лишали остатков полномочий экс-президента Нурсултана Назарбаева. В самом конце года в парламент этой страны поступил документ об отмене закона «О первом президенте — Елбасы [«лидере нации»]». 10 января конституционный суд постановил, что правовые основания для сохранения закона отсутствуют, и его следуют признать утратившим силу. Так депутаты и поступили.
Не исключено, что Бердымухамедов-старший решил принять превентивные меры в страхе потерять власть. Выведя Халк Маслахаты из состава парламента и возглавив его (а в этом почти нет сомнений), он застрахует себя от неприятных эксцессов, связанных с подковёрными интригами в окружении действующего президента. Из формально подчинённого чиновника Гурбангулы Бердымухамедов превращается в своего рода «духовного руководителя» Туркмении, в чём-то стоящего даже выше главы государства.
Нельзя также забывать, что реформаторский зуд в постсоветских странах обычно совпадает с обострением социально-экономических проблем. Если верить официальным заявлениям туркменских властей, республика движется от одного успеха к другому. Выступая 30 декабря на совместном заседании правительства и совета безопасности, Сердар Бердымухамедов заявил о серьёзных достижениях, ставших результатом эффективной работы руководства страны. Среди таких «побед» он назвал «устойчивый темп роста ВВП» и увеличение зарплат, пенсий и пособий на 10 процентов. По независимым источникам, инфляция в Туркмении намного выше этой цифры, а уровень жизни простых граждан постоянно снижается.
Замалчивая проблемы, правители вместо настоящей пищи дают жителям «виртуальную» — бесконечные реформы и перераспределение мест во властном «квартете». Долго ли ещё смогут они морочить людям головы таким нехитрым способом? Вопрос остаётся открытым.
Сергей КОЖЕМЯКИН, соб. корр. «Правды». г. Бишкек.
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.