В Киргизии одобрена новая программа приватизации, ожидается повышение тарифов на коммунальные услуги и цен на продукты первой необходимости. Это обессмысливает все обещания властей сделать жизнь граждан богаче и спокойнее.
Наблюдая за правящими режимами постсоветских стран, иногда хочется изобразить их деятельность в виде графиков. Одна линия будет изображать количество данных чиновниками обещаний, а вторая — повышение уровня жизни простых граждан. Совпадали ли когда-нибудь эти две кривые? Тщетные надежды! Обычно происходит обратное: чем чаще и громче раздаются посулы, тем хуже положение трудящихся.
Руководителей Киргизии в последнее время как прорвало. С упоением, достойным самого Остапа Бендера в момент его выступления перед васюкинскими шахматистами, они рисуют картины будущего процветания. Так, премьер-министр Акылбек Жапаров недавно рассказал о планах на ближайший год. По его словам, будет построен участок железной дороги Балыкчи — Кочкор (целых 10 километров!), заасфальтировано 400 километров автодорог, начнётся модернизация столичного аэропорта. Кроме того, глава правительства обещает возвести несколько малых ГЭС и туристических кластеров, семь больниц, десять детсадов и сто школ. «В дальнейшем будет ещё больше масштабных проектов, так как мы стали на путь развития», — заявляет Жапаров.
С похожими речами выступает президент Садыр Жапаров. Страна, уверяет он, в скором времени добьётся энергетической независимости и даже вернёт себе статус крупного экспортёра электричества. Поводом стала дорожная карта, подписанная министрами энергетики Киргизии, Казахстана и Узбекистана. Она предусматривает сотрудничество в строительстве Камбаратинской ГЭС-1. Проект возведения станции был разработан ещё в советские годы, однако до практической реализации дело так и не дошло. Заключённое в 2013 году (и разорванное тремя годами позже) соглашение с российской компанией «Интер РАО ЕЭС» и подписанный в 2017 году меморандум о сотрудничестве между Бишкеком и Ташкентом так и остались на бумаге. Велика вероятность того, что та же участь постигнет нынешний договор.
По предварительным оценкам, стоимость строительства ГЭС оценивается в 6 миллиардов долларов — почти два годовых бюджета Киргизии. Найти такие средства в нынешних условиях крайне проблематично. Иностранные доноры не хотят рисковать, предпочитая «подкармливать» экономику страны мелкими порциями и зарабатывая на процентах. Так, Всемирный банк недавно выделил 50 миллионов долларов на «модернизацию и устойчивое развитие энергетического сектора».
Но если обещания власть имущих больше похожи на сказочный мираж, то реальность вполне осязаема. И ничего пленительного для простых жителей в ней нет. Наступившие в январе холода привели к веерным отключениям электроэнергии. Из-за того, что малоимущее население частного сектора использует для отопления уголь низкого качества и мусор, Бишкек вновь вошёл в число мировых лидеров по загрязнению воздуха. Власти требуют от людей перехода на газовое и электрическое отопление, но тут же объявляют о росте тарифов. Так, стоимость электроэнергии с весны вырастет сразу на треть. Готовится повышение тарифов на питьевую воду, вывоз мусора, проезд в общественном транспорте.
И это несмотря на то, что уже несколько лет инфляция в стране исчисляется двузначными цифрами. За прошлый год цены, по официальным данным, выросли на 15 процентов, хотя социально значимые продукты подорожали куда сильнее. Например, сахар — на 31, мука — на 28, молочные продукты — на 27, макаронные изделия — на 26 процентов. Начавшийся год может обновить печальные рекорды. Так, 31 декабря завершилось действие мер государственной поддержки мукомольной отрасли, среди которых было обнуление НДС. В результате цены на муку автоматически подскочили на 15 процентов.
Ярким показателем степени эффективности госуправления стал рост уровня бедности. Доля малоимущих увеличилась с 20 процентов в допандемийном 2019 году до 33 с лишним процентов. Как минимум 420 тысяч жителей страдают от недоедания, потребляя менее 2100 килокалорий в сутки.
Как же ещё пытаются власти исправить положение, помимо туманных обещаний? Распродажей остатков госсобственности! На днях парламентом была одобрена внесённая правительством программа приватизации на 2023—2025 годы. В список включены 34 объекта, среди которых оператор мобильной связи «Альфа Телеком», авиакомпания «Эйр Киргизстан», транспортная компания «Сарамжал-Транс», несколько банков и т.д.
Продолжается поиск инвесторов для управления главными воздушными воротами страны — аэропортом «Манас». Посредником в этом процессе выступает Международная финансовая корпорация — подразделение Всемирного банка. Либерализация экономики затронула и сельское хозяйство. В рамках объявленной «земельной амнистии» планируется передать в частную собственность 29 тысяч гектаров сельхозугодий.
Чиновников не смущает, что приватизация стала одной из главных причин переживаемых Киргизией трудностей. В 1991—2000 годах в республике было отдано частникам 7,4 тысячи активов, в том числе 565 промышленных предприятий. Большинство из них в итоге было попросту разворовано и уничтожено, о чём напоминают заброшенные заводские корпуса и ведущие в тупик подъездные пути.
Это лишило страну развитого промышленного потенциала. Однако главный виновник воровской приватизации — первый президент независимой Киргизии Аскар Акаев — ушёл от ответственности. В январе генеральная прокуратура прекратила против него все уголовные дела «за истечением срока давности». А нынешний глава республики объявил, что Акаев «полностью искупил вину перед народом». Это вполне закономерно, учитывая их идейную близость. Руководство страны продолжает курс, начатый в 1991 году.
Сергей КОЖЕМЯКИН, соб. корр. «Правды». г. Бишкек.
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.