Как накалялись страсти

Как накалялись страсти

Материал газеты «Правда Москвы», Александра Смирнова

Патриотизм уверенно шагает по стране, и шаги его гулко звучат, отдаваясь эхом в школьных коридорах. Переписывание истории, хотя бы в рамках учебников для старшеклассников – ни для кого уже не новость, так почему бы не переписать литературу? Школьная программа меняется с каждым годом. И вот уже власти предлагают убрать из школьной программы «Архипелаг ГУЛАГ» Александра Солженицына и вернуть в неё «Молодую гвардию» Александра Фадеева и «Как закалялась сталь» Николая Островского.

Напомним, что в сентябре 2008-го доработать учебные программы, чтобы творчество Александра Солженицына было в них представлено более полно, поручил Минобрнауки сам премьер-министр Владимир Путин, несмотря на то, что Солженицына не раз уличали в пропагандистской лжи, и даже в научных статьях аккуратно указывается, что «Архипелаг ГУЛАГ» «имеет большое количество неточностей, особенно при подсчёте количества жертв репрессий». Ну а тогдашний министр Андрей Фурсенко подчеркнул, что молодёжи нужно знать не только художественные произведения нобелевского лауреата, но и его публицистику. В частности, он предлагал десятиклассникам ознакомиться с его трудом «Как нам обустроить Россию». Прошло каких-то пятнадцать лет, и вот уже первый заместитель руководителя фракции «Единая Россия» в Госдуме Дмитрий Вяткин обвиняет писателя в том, что тот вымарал в грязи свою собственную Родину, а его произведения – в том, что они не выдержали испытания временем. И как это понимать?

Самые масштабные изменения, связанные со школьной программой по русской литературе, случились в 90-х годах. Именно тогда в школьных списках появились «Мастер и Маргарита» Булгакова, «Котлован» Платонова и как раз Солженицын: его «Один день Ивана Денисовича» и «Матрёнин двор». Что же исключили? Программные советские произведения – «Как закалялась сталь» Николая Островского, «Молодая гвардия» Александра Фадеева и другие. Романы о подвигах молодёжи двадцатых и сороковых годов, ровесников сегодняшних школьников, тоже сочли исторически недостоверными.

И что же мы видим? И то и другое в ближайшее время вернётся в школьную программу! Министр просвещения Сергей Кравцов заявил, что его ведомство приняло решение вернуть в школьную программу по литературе романы Островского и Фадеева. Также, сообщил глава Минпросвещения, обязательными для изучения станут произведения о Великой Отечественной войне. Среди них «Горячий снег» Юрия Бондарева и «Сын артиллериста» Константина Симонова.

Мы, конечно, только рады. Нет ничего плохого в том, что молодёжь вновь решит равняться на Павку Корчагина и Серёжку Тюленина, и, как подчеркнул основатель частного музея «Вещи блокадного Ленинграда» Валерий Исаков, эти произведения вновь станут «основополагающими в становлении характера и ответственности перед обществом наших молодых людей». Но почему школьникам девяностых, нулевых и даже десятых такой возможности не представилось? Им что, не требовался героический характер?

Это постоянное перетягивание каната в угоду тем или иным политическим амбициям, если честно, немало смущает. Невольно вспоминаются слова Льва Толстого: «патриотизм в самом простом, ясном и несомненном значении своем есть не что иное для правителей, как орудие для достижения властолюбивых и корыстных целей». Остаётся лишь надеяться, что Льва Николаевича за такие дерзкие высказывания из школьной программы всё-таки не уберут. 

Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *