Не бросайтесь из крайности в крайность

Не бросайтесь из крайности в крайность

Действительно надо пресекать давление на хозяйствующие субъекты. Но не путём декриминализации экономических статей Уголовного кодекса и не с помощью ограничения контроля

В течение последних лет много говорят о целесообразности улучшения инвестиционного климата посредством уменьшения административных барьеров, предотвращения давления контрольно-надзорными и правоохранительными органами на хозяйственные организации. Что же, последнее в наши дни, к сожалению, не является редкостью. Впрочем, подобные процессы начали набирать обороты с момента начала «перестройки». Только если в горбачёвско-ельцинский период функцию рэкетиров выполняли «братки», то теперь этим занялись многие представители власти. Но суть остаётся единой. Было множество примеров попыток «отжать» по абсолютно надуманным предлогам предприятия и компании у лиц, отказавшихся играть по правилам «сильных мира сего», не пожелавших платить откаты чиновникам, перешедших дорогу связанным с властью крупным корпорациям и т.д.

Далеко за примерами ходить не надо. Участь сына экс-губернатора Иркутской области генерального директора ЗАО «Стальконструкция» А.С. Левченко, возглавляемого П.Н. Грудининым «Совхоза имени В.И. Ленина», московской фабрики «Айвори-Интерьеры» не оставляет сомнений в обречённости тех хозяйственных руководителей, которые не входят в число «приближённых» к высокопоставленным представителям власти. В целом, упомянутая проблема давно получила широкое распространение, а произвол приобрёл весьма циничные формы. Например, в декабре 2015 года президент В.В. Путин в своём послании Федеральному собранию затронул этот вопрос. Он сообщил, что в 2014 году только 85% возбуждённых по экономическим составам уголовных дел даже не дошли до суда и не закончились вынесением приговора. Глава государства добавил, что «около 80% или даже 83% предпринимателей полностью или частично потеряли бизнес». Следовательно, «их попрессовали, обобрали и отпустили».

Вполне понятно, что внедрение откровенно полуфеодальных методов управления экономикой не способствует нормализации обстановки. По данным многих экспертов, рейдерство ежегодно наносит нашему государству ущерб в размере от 20 до 50 млрд. долларов. Между прочим, это один из ключевых факторов, блокирующих перспективу элементарной стабилизации положения дел в российской экономике (не говоря уже о достижении других, более масштабных целей). Безусловно, надо решать затронутую проблему. Но каким способом?

Создаётся впечатление, что некоторые представители властных, научных, журналистских, политических, экономических кругов по сути предлагают броситься из одной крайности в другой, фактически отказавшись от любого контроля государства за действиями хозяйствующих субъектов, предоставить «свободу рук» финансовым и экономическим преступникам. В последние месяцы некоторые даже предлагали декриминализировать бизнес, отменить профильные статьи Уголовного кодекса, предусматривающие, в частности, ответственность за мошенничество и за присвоение с растратой. Такие мысли озвучивал, в частности, известный магнат О.В. Дерипаска в статье, опубликованной на РБК в декабре 2022 года. Помимо всего прочего, это обернётся дополнительными потерями для государства и для народа. В этой связи напомним, что отнюдь не редким явлением стали отравления россиян от употребления недоброкачественного продовольствия и медикаментов. Согласно данным ряда исследователей, каждый год умирает около 50 тысяч россиян, а в общей сумме страдают 40 млн. человек. Вполне понятно, что ослабление санитарно-эпидемиологического, противопожарного и иного контроля над предприятиями и компаниями ощутимо повысит риск для жизни соотечественников. Поэтому о реализации упомянутой авантюрной идеи речи быть не может.

То же самое относится к вопросу необходимости противодействия налоговым махинациям сырьевых корпораций. А ведь они в большинстве своём этим действительно грешат. Мы напомним содержание подготовленной в 2009 году Рабочей группой Государственной Думой РФ по борьбе с коррупцией в высших эшелонах власти, адресованного на имя президента. Его авторы, используя множество полученных в государственных структурах материалов, подчёркивали, что значительная часть экспорта нефти, алмазов, апатитов, драгоценных металлов, угля не регистрируется во время экспорта. То есть, факт контрабандного вывоза части энергоносителей налицо. В результате в 1992 – 2009 гг.. Россия потерпела ущерб на сумму 10 трлн. долларов (это минимальное количество). Конечно, в условиях высоких мировых цен на сырьё и бурного притока нефтедолларов подобные махинации компрадоров как бы не замечались. Точнее, в период благоприятной конъюнктуры на международных рынках данное явление не оказывало заметного влияния на состояние российского бюджета. Но потом, как только разразился кризис, острота соответствующей проблемы вновь дала о себе знать. Из-за алчности олигархии Россия столкнулась с нехваткой средств и, как следствие, с усугублением социально-демографических разрушительных тенденций, с потерей нашей страной перспектив.

Также не следует забывать, что сейчас пышным цветом расцветают аферисты, нагло обирающие россиян. Это касается и чёрных риэлторов, и квартирных рейдеров, и финансовых пирамид, и закамуфлированных колл-центров, обирающих людей с помощью телефонного мошенничества. А сколько было примеров попыток недобросовестных управляющих компаний обманным путем завладеть управления многоквартирными домами посредством фальсификации результатов собраний собственников жилья! И надо поощрять такие действия?! Конечно же, бывает, когда компании несут потери от афер со стороны недобросовестных участников рынка, ранее заключивших с ними договора, а потом оказывались обманутыми. Это тоже следует одобрять?! Практически никто из простых соотечественников не застрахован от возможности столкновения с этими нечистыми на руку дельцами. И нам предлагают легализовать грабёж общества и граждан? Не бывать такому!

Следовательно, решение задачи прекращения полуфеодального давления на деятельность хозяйственных организаций должна решаться отнюдь не ценой легализации экономической преступности, ограничения санитарного, противопожарного и иного контроля. Нужно модернизировать законодательство, исключая возможности его расширенного толкования, все двойственности и т.д. А ведь эти явления действительно имеют место. Несколько лет назад директор «Совхоза имени В.И. Ленина» П.Н. Грудинин приводил примеры того, как нормы законодательства противоречат друг другу: Приходит к нам, например, пожарный, говорит: «Так, вы решетки снимите с окон первых этажей. Потому что люди, если начнет гореть что-то, должны выпрыгнуть суметь». Мы снимаем решетки, приходит милиция и говорит: «Вы решетки поставьте, пожалуйста. Потому что, если придут бандиты, они не должны к вам попасть».  В результате давлению может подвергнуться любой хозяйствующий субъект. Тем не менее, либералы сознательно умалчивают о весьма существенной стороне дела.

Конечно, нужно кардинально реформировать правоохранительную и судебную систему с целью обеспечения реальной независимости правосудия. Нет сомнения в том, что давно назрел вопрос о проведении жёсткой чистки рядов контрольно-надзорных организаций. Действительно надо принимать санкционные в правовом отношении меры в отношении чиновников, замешанных в превышении полномочий, в «крышевании» финансово-хозяйственных организаций, в вымогательстве и т.д. В то же время положение дел не измениться коренным образом, если будет продолжаться неолиберальный курс.

Известно, что адепты гайдарономики под флагом «борьбы с инфляцией» постоянно сдерживали развитие производительных сил. Они всеми правдами и неправдами стремились добиться как можно более быстрого достижения финансовой стабилизации при невнимании к потребностям реального сектора экономики. Этим обусловлены намерения неолибералов не осуществлять финансовых вливаний в промышленность, в сельское хозяйство, в высокие технологии, в малое предпринимательство. Тем же самым продиктовано их стремление устанавливать запредельно высокий уровень налогообложения в отношении хозяйствующих субъектов (за исключением, разумеется, связанных с властью банкиров и сырьевиков). Как следствие, предприятия производственного сектора разных форм собственности, мелкий бизнес не могут взять кредит по приемлемой процентной ставке. Они же находятся под большим фискальным прессом. В условиях, когда за все последние тридцать лет общий уровень налогообложения подчас составлял до 80% прибыли, многие организации с целью избежания полного и окончательного разорения вынуждены были вести двойную бухгалтерию. Добавить ко всему этому передачу частному капиталу стратегических отраслей экономики, природных ресурсов, предоставление олигархическому бизнесу свободы рук, чтобы понять причину неумолимого роста тарифов и цен на топливо, на электроэнергию, на металлы, на транспортные расходы. Это тоже съедает у предприятий производства и сферы услуг львиную долю финансовых ресурсов, со всеми вытекающими последствиями.

Об этом постоянно заявляют руководители хозяйственных объединений. Сперва напомним, что 4 декабря 1992 года на прошедшем в помещении парламентского центра России Форуме малого предпринимательства затрагивалась соответствующая тема. В нём участвовало более 300 представителей мелкого бизнеса. В своих выступлениях они констатировали, что вопреки декларациям о содействии данному сектору экономики наблюдается его удушение. И причину соответствующей тенденции они видели именно в проводившемся правительством курсе. Так, участники форума констатировали, что «установленные налоги съедают до 80% прибыли, невозможно получить кредит по раздутой процентной ставке». В результате «предприятия сидят без оборотных средств, капиталы не инвестируются в развитие производства» (см. опубликованную 5 декабря 1992 года в «Независимой газете» статью «Мелкий бизнес тоже критиковал правительство»).  Не особо изменилась картина и в настоящее время. Например, в 2013 году научный редактор журнала «Эксперт» А.Н. Привалов в одной из своих статей приводил результаты проведённого посольством Японии в РФ опроса зарубежных компаний, стремящихся вложить средства в российский производственный комплекс. Ставился вопрос о существенных препонах, служащих препятствием капиталовложениям. Большинство респондентов говорили о высокой процентной ставке по кредитам, об отсутствии государственной финансовой политики, стимулирующей рост инвестиций, о громоздкой налоговой системе, о постоянно растущих ценах и тарифах на энергоносители.

Вполне понятно, что при действующей модели развития (особенно в условиях кризиса) «под раздачу» может попасть любое предприятие, любая фирма, не имеющая отношения к олигархическому либо к чиновничьему бизнесу. Надо положить конец такой практики? Несомненно. Каким образом? Посредством кардинального изменения бюджетной, финансово-кредитной, налоговой, тарифной политики, модификации профильного законодательства, приведения его требований к однозначно понимаемым нормам. Но ни в коем случае не за счёт воплощения в жизнь мер, предлагаемых «певцами свободного рынка»!

Конечно, те, кто нагрели руки на приватизации общенародной собственности, проходившей известными способами (в частности, теми, на которые в 1995 и в 2004 гг. в своих докладах обращала внимание Счётная палата Российской Федерации), заинтересованы в том, чтобы оставаться в разряде «неприкасаемых». Однако это полностью противоречит интересам нашей страны и народа. Следовательно, нужен совершенно другой курс, другая модель развития. За её претворение в жизнь борется левопатриотическая оппозиция во главе с КПРФ!

Пресс-служба МГК КПРФ



Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *