Как сквозь землю провалились!

Как сквозь землю провалились!

Материал газеты «Правда Москвы», Анастасия Лёшкина

Куда уходят миллиарды, выделяемые на метро

«Вот он – город под Москвой, озарённый светом». Это, конечно же, про наше московское метро. Пожалуй, самое красивое в мире – настоящий подземный музей-дворец. А ещё быстрое, надёжное, удобное и стремительно развивающееся, давно перешагнувшее за пределы МКАД. Вот уж на что-что, а на метрополитен, казалось бы, грех жаловаться. И всё-таки не так проста наша подземка, как кажется. 

В январе столичные власти одарили нас щедрым «подарком» – в очередной раз повысили стоимость поездки в метро. Проезд по карте «Тройка» вырос на 8,7%, а проезд по банковской карте прибавил аж 9,8%. Что ж, событие хоть и неприятное, но вполне ожидаемое – цены растут на всё, и транспорт не исключение, с 2000 года стоимость одной поездки выросла в 10 раз: с 5 до 50 рублей. Зато метро развивается! 1 марта была открыта Большая кольцевая линия. Как обещают нам плакаты, наспех прикреплённые к ограждениям – «стройка на время, метро навсегда!» Вот только про качество никто ничего обещать не может… 

Если вбить в строке интернет-поисковика «самые крупные аварии в московском метро», то можно узнать, что почти 75% из них произошли в постсоветский период. Да-да, именно тогда, когда рынок всё порешал, а стоимость проезда начала расти. Самой крупной трагедией стала авария 15 июля 2015 года, когда на перегоне «Славянский бульвар» – «Парк Победы» три вагона сошли с рельсов, в результате чего погибли 24 человека, а пострадало более 200. Более мелкие аварии в метро и вовсе превратились в обыденность: в 2016 году горели северный вестибюль станции «Новые Черёмушки» и административное помещение на станции «Выхино», в 2019 году на «Каширской» столкнулись два поезда (поезда эти, кстати, были тоже детищами нового времени – тип электровагонов «Яуза» появился в московском метро в 1998 году и сразу получил недобрую славу из-за частых поломок). В 2020 году на перегоне Хорошёвская – Народное Ополчение Большой Кольцевой линии провалился грунт, сломав стену тоннеля. В 2021-м затопило станцию «Ясенево» и несколько других станций. И вот наступивший 2023-й тоже не стал исключением – на этот раз возгорание случилось на станции «Спортивной». И это практически сразу после очередного повышения цен: как говорится, деньги взяли, а починить забыли. 

А между тем не только продажей билетов живёт метрополитен. Огромные дотации он получает и из бюджета города. На развитие транспортной системы в текущем году Москва потратит около триллиона рублей – это чуть меньше трети всей доходной части бюджета. На транспорт выделяется больше денег, чем на здравоохранение, образование и социальную поддержку. Конечно, не все эти деньги предназначены для метро – перекладывать трамвайные пути или менять троллейбусы на электробусы у нас тоже любят. Но значительная часть бюджета достанется метрополитену. Вернее, министру транспорта Москвы и заместителю мэра Максиму Станиславовичу Ликсутову. Этот господин весьма преуспел в освоении казённых денег. А за примерами и далеко ходить не надо – всё есть в открытых источниках. Вот, например, затесалась среди поставщиков ГУП «Московский метрополитен» некая организация под названием ООО «Программный продукт». С ней столичное метро заключило несколько контрактов на общую сумму более 1,5 триллиона рублей. И это, с одной стороны, ничуть не удивительно – в век информационных технологий метро должно быть тоже технологичным, а к кому за этим обратиться, если не к отечественным айтишникам? Тем более что именно эта компания занималась разработкой программ для Госдумы, правительства и даже силовых структур. А вот теперь одна любопытная деталь – владельцем ООО «Программный продукт» является некто Сергей Александров. Он же является учредителем другой компании, ООО «С.А.», специализирующейся на торговле одеждой. Треть этой фирмы в августе 2019 года была продана Нине Ликсутовой, матери того самого Максима Ликсутова. Оставим за кадром то, почему 72-летняя пенсионерка, ранее не имевшая склонности к коммерции, вдруг решила заняться бизнесом – как-никак, в Москве давно продвигается активное долголетие, а на пенсии жизнь только начинается. Неоднозначность состоит именно в том, что с одной стороны этой истории находится крупнейший подрядчик Департамента транспорта, а с другой – мать главы этого самого департамента. И никакие комитеты по борьбе с коррупцией конфликта интересов в этом не усматривают. 

Но пойдём дальше. Сайт Стройкомплекса Москвы сообщает, что ещё 10 лет назад мэр Сергей Собянин «поставил задачу снизить стоимость строительства минимум на 20% без потери качества», а заммэра по градостроительной политике и строительству Марат Хуснуллин пообещал в 2013 году, что на строительстве метро удастся сэкономить 200 миллиардов рублей бюджетных денег. Сам Стройкомплес подсчитал и назвал конкретные цифры – на строительство 1 километра метро со станциями глубокого заложения потребуется 7 миллиардов рублей, а на тоннели со станциями мелкого заложения – 4,5 миллиарда. А что же получилось на деле? Посмотрим на примере активно строящейся Троицкой линии. Один только участок от станции «ЗИЛ» до станции «Крымская» (зачем-то полностью дублирующий уже существующий участок МЦК) протяжённостью всего 2 километра обойдётся Москве в 28,6 миллиардов рублей. Вся ветка от ЗИЛа до Троицка будет стоить 321,3 миллиарда. Москвичи шутят, что «крымский мост» Собянина выйдет в 1,5 раза дороже, чем Крымский мост Путина – последний обошёлся федеральному бюджету в 228 миллиардов. Сэкономить 200 миллиардов на строительстве новых веток метро не вышло – по итогу израсходовали на 337 миллиардов больше, чем планировали, а количество аварий только увеличилось. В 2018 году при строительстве станции «Юго-Восточная» провалился грунт, в 2021 году на улице Маршала Жукова снова произошло проседание грунта из-за метростроя – на этот раз в образовавшийся провал даже угодил электробус. В том же году при возведении станции «Кленовый бульвар» случилась ещё одна авария вследствие выхода подземных вод. Таких аварий, по словам общественных активистов, происходит множество, и большинство из них – следствие непрофессионализма и коррупции. С этим трудно не согласиться – крупные «шишки» метрополитена нет-нет, да и попадаются на взятках. В 2015 году выяснилось, что подрядчики «попилили» 330 миллионов рублей при возведении одной только станции «Шипиловская», а чуть позже при получении «отката» размером 16 миллионов рублей был задержан начальник службы электроснабжения. В последнее время о крупных взятках под землёй не слышно. Но кто знает – действительно ли поумерили аппетиты застройщики и чиновники или просто научились лучше прятаться? 

Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *