В предыдущей части мы продемонстрировали, как в марте 1993 года ельцинисты начали разрабатывать план разгона съезда народных депутатов в случае выражения вотума недоверия президенту. Там же мы писали, что ультралибералы были раздражены не конкретно Р.И. Хасбулатовым, а тем, что большинство народных представителей перестало поддерживать компрадорский курс, начало демонстрировать серьёзный оппозиционный настрой в отношении не только президента, но и председателя Верховного совета. Одновременно «демократы» тогда пытались всеми правдами и неправдами приписывать оппонентам все, что угодно. Например, едва ли не любимым занятием «правых» стала попытка приклеить коммунистам и патриотам ярлык «политических агрессоров».
Разобраться с нарушителями закона!
29 марта 1993 года делегаты IX (внеочередного) съезда народных депутатов подняли тему совершения насилия накануне участниками митинга на Васильевском спуске в отношении народных депутатов. Основной упор парламентарии сделали на избиении А.М. Голишникова. Вполне понятно, что немалая ответственность за непринятие мер по пресечению подобного инцидента ложилась на плечи федерального руководства МВД и московских властей. Они даже не стали инициировать проведение поиска виновных в совершении насилия в отношении народного избранника – лица, обладающего статусом неприкосновенности. Ведь это фактическое покрывательство нарушения законности. Неслучайно на съезд для дачи разъяснения вызвали министра внутренних дел В.Ф. Ерина и мэра Москвы Ю.М. Лужкова.
Сперва выступил глава МВД Виктор Ерин. Он сообщил, что Александр Голишников, направляясь от Кремля к гостинице «Россия», будто подошёл к митингующим и начал разговаривать с ними, рассказывая, как сам голосовал по вопросу об отрешении от должностей президента и председателя Верховного совета. И в этот момент, по словам В.Ф. Ерина, неизвестный человек ударил депутата сумкой по голове (в ней содержался тяжёлый предмет). В институте Склифосовского, куда доставили А.М. Голишникова, врачи установили наличие ушиба головы с подозрением на сотрясение мозга. А на следующий день депутат потребовал, чтобы его выписали из госпиталя. Тем самым Виктор Ерин заверял, будто Александр Голишников встал на ноги и ничего серьёзного будто не произошло. Но так и не было сказано, действительно ли парламентарий полностью пришёл в себя, либо ему просто стало несколько лучше при общем сохранении напряжённого состояния здоровья. Далее, если подобные преступные действия оставлять безнаказанным, то в перспективе это может развязать руки сторонникам устраивания над оппозицией суда Линча. Рано или поздно это отразиться на морально-политическом климате в стране, со всеми вытекающими последствиями.
Вслед за В.Ф. Ериным выступил Ю.М. Лужков. К сожалению, тогда ещё он полностью не успел проделать эволюцию своих воззрений в сторону левого государственника, ещё занимал сторону Б.Н. Ельцина. И мэр Москвы был не прочь словесно подраться с народными депутатами. Прежде всего, столичный градоначальник обратил внимание на якобы «неинтеллигентную форму» его приглашения на съезд. Юрий Михайлович заявил, что его будто бы «вызвали для дачи объяснений по поводу событий, прошедших в Москве 28 марта». «Но съезд – не суд», — заявил московский мэр. Напротив, парламентский контроль заключается, в частности, в том, чтобы заставлять государственных чиновников отчитываться о результатах своей работы. Если по вине власть имущих произошёл какой-либо инцидент, то им следует объясняться. Впрочем, годы спустя Ю.М. Лужков осознает это.[1]
Ю.М. Лужков в своём выступлении выразил соболезнование А.М. Голишникову, осудил его избиение. При этом московский градоначальник полагал, что применение насилия к упомянутому депутату якобы представляло собой «единичный случай» противозаконных мер со стороны сторонников президента. Основные нарушения, с точки зрения Юрия Михайловича, совершала оппозиция, якобы произвольно и без разрешения столичных властей менявшая маршрут своих передвижений по Москве. Если бы это было отклонением от закона, то милиция моментально разогнала бы её уличные мероприятия. Но ничего подобного не наблюдалось. Поэтому упреки в адрес оппозиционных сил были напрасными. Далее, 19 августа 1991 года, в момент введения режима чрезвычайного положения, «демократы» не просто вывели своих сторонников на улицу, но и своевольно, не спрашивая ни у кого разрешений, провели их по центральным улицам города до Дома Советов РСФСР. И это считается «нормальным выражением гражданских позиций». А когда то же самое 28 марта 1993 года делали коммунистические и патриотические силы, «прогрессивная общественность» воспринимала в качестве нечто криминального.
Далее Юрий Лужков, говоря о мнимых массовых нарушениях оппозиции, будто бы допущенных ею во время проведения 28 марта публичных мероприятий, привёл примеры якобы «агрессивных» лозунгов, которые были в ходу у Фронта национального спасения и у «Трудовой России»: «Долой оккупационное правительство Ельцина!», «Раздавим гадину сионизма» и т.д. Мэр Москвы сообщил, что это, оказывается, уже не просто лозунги, а призывы к насилию. Вот здесь мы категорически не можем согласится с такой оценкой. Где здесь хоть одно слово, дающее основание интерпретировать лозунги оппозиционеров так, как Ю.М. Лужков? Некоторых смущало, что ельцинской правительство называли «оккупационным». А какую ещё характеристику вы дадите власти, вырабатывавшей приоритеты во внешней и во внутренней политики в интересах иностранных государств? Как иначе вы охарактеризуете правящий режим, курс которого, проводимый под присмотром зарубежных стран, наносит колоссальный ущерб России и народу? С 2014 года много говорят о западном управлении Украиной, о её фактическом порабощении США и Евросоюзом. Аналогичные тенденции разворачивались и в России в 1990-ые годы. Впрочем, несколько лет спустя Юрий Михайлович сам поймёт все это.[2]
Что же касается критики сионизма, то здесь тоже ничего предосудительного нет. Это одна из разновидностей национализма, политики национального превосходства. Примечательно, что В.И. Ленин, интернационалистские взгляды которого никто не подвергает сомнению, открыто полемизировал с БУНДом, выступая против сионистской доктрины.[3] Не говоря о том, что сионизм, о котором шла речь, в наибольшей степени представлял собой не национальное течение, а политическую доктрину. Международный капитал (в настоящее время – американский в первую очередь) в целом задействует изложенные в «Протоколах сионских мудрецов» методы установления контроля над миром посредством экономической и культурно-идеологической колонизации разных стран и народов Земного шара.[4] В 1990-ые годы «глобалисты» положили глаз на постсоветское пространство, особенно на Россию. «Троянский конь» в лице ельцинских «демократов» оказывал коллективному Западу большое содействие. И оппозиция совершенно обоснованно выступала против такого развития событий.
И вашим, и нашим…
Не только поддерживавший в 1993 году действия Б.Н. Ельцина Ю.М. Лужков (вкупе с «демократической» прессой) отличился откровенно неадекватными выпадами в адрес оппозиции. От «правых» несильно отставал председатель Верховного совета. Так, 29 марта 1993 года по его инициативе съезд народных депутатов принял постановление № 4685-I «О нарушении законности и общественного порядка при проведении митингов в городе Москве во время работы девятого (внеочередного) Съезда народных депутатов Российской Федерации и некоторых мерах по укреплению законности в Российской Федерации».[5] В этом документе на одну доску ставились организаторы митингов, прошедших накануне и на Васильевском спуске, и на Манежной площади.
В постановлении справедливо отмечалось, что при проведении 28 марта митингов в столице «имели место нарушения законности и общественного порядка». Это действительно выражалось «в призывах к роспуску Съезда народных депутатов Российской Федерации», к «физическому насилию в отношении народных депутатов Российской Федерации».[6]
Действительно Конституция не предусматривала возможности роспуска представительных органов, их ликвидации. Только съезд народных депутатов был правомочен принять новый Основной закон, не более того. Призывы ряда сторонников Б.Н. Ельцина выносить под руки и под ноги из зала заседания съезда депутатов, класть их на землю явно пахли экстремизмом. Это все чистая правда. Но в то же время в этом же подписанном Р.И. Хасбулатовым постановлении съезда к числу нарушений законности были отнесены и якобы звучавшие призывы к «свержению Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации».[7] Хотя если объективно рассуждать, что лидеры и представители ФНС и «Трудовой России» ставили вопрос об отставке Б.Н. Ельцина, предусмотренной Конституцией. Одного её нарушения президентом было более, чем достаточно, для объявления ему импичмента. Поэтому зачем приклеивать ярлыки? Ведь считается, что «демократы», выступая до 1991 года за лишение КПСС власти, за роспуск ГКЧП, якобы реализовывали своё конституционное право на свободу слова. А их оппонентам, выходит, нельзя действовать по этой же схеме? Вполне понятно, что с подобным мышлением дело можно было завести слишком далеко. Но разве от деятелей, подобных Р.И. Хасбулатову (не говоря уже о Б.Н. Ельцине) можно было иного ожидать? Однозначно нет.
Михаил Чистый
[1] Во время выборов в Государственную Думу 1999 года блок «Отечество – вся Россия», сопредседателем которого был Ю.М. Лужков, прямо поставил вопрос о необходимости проведения конституционной реформы, нацеленной, в частности, на восстановление парламентского контроля над федеральными органами исполнительной власти.
[2] В начале сентября 1998 года Ю.М. Лужков, давая резко негативную оценку результатам деятельности доведших нашу страну до дефолта ельцинских правительственных «младореформаторов», заявил, что Россия «постоянно терпит поражение, потому что над нами довлеют советы и указания западных деятелей экономики».
В вышедшей в свет в 2012 году книге Ю.М. Лужкова «И так жить нельзя!» приведены записи беседы с его научными коллегами по Московскому международному университету. На стр. 190 вы увидите, как Юрий Лужков сообщил о возможности появления в перспективе новоявленного «винкликса» в интернете и обнародования массы документов о подноготной 1990-х годов: «Многое откроется постыдного о наглых проделках «тихих американцев», других лазутчиков Запада, что, как у Марка Твена в памфлете «Янки из Коннектикута при дворе короля Артура», приставлены были няньками и советчиками к Ельцину, Бурбулису, Гайдару прочим. И распоряжались в бывшей святая святых низвергнутой в грязь сверхдержавы».
На 228 странице этой книге можно заметить размышления Ю.М. Лужкова о том, что «ублюдочной моделью внешнего управления предписана и антисоциальная политика правительства».
Аналогичные мысли регулярно встречаются в вышедшей в 2016 году новой книги Ю.М. Лужкова «Дэн Сяо Пин и старые девы монетаризма» при характеристике политики ельцинского режима, правительственных неолибералов в настоящее время.
[3] В.И. Ленин. Полное собрание сочинений. Издание 5, Том 8. Москва. Издательство политической литературы. 1967
[4] Мы не ставим вопроса о том, являются ли «Протоколы сионских мудрецов» подлинным либо фальшивым документом. Даже если исходить из последнего, то это не отменяет того, что изложенные в этом материале идеи, озвученные выступавшими участниками якобы тайно прошедшего Базельского конгресса, реализуются «западным сообществом» в отношении России и всего мира.
[5] http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?doc_itself=&nd=102022420&page=1&rdk=0&link_id=0#I0
[6] http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?doc_itself=&nd=102022420&page=1&rdk=0&link_id=0#I0
[7] http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?doc_itself=&nd=102022420&page=1&rdk=0&link_id=0#I0
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.