По материалам публикаций на сайте газеты «Советская Россия»
Большинство руководителей промышленных предприятий в России не понимают, что им делать в условиях санкций и выступают за введение государственного планирования.
Согласно исследованию Государственного университета управления (ГУУ), за возвращение в экономику государственного краткосрочного (пятилетнего), среднесрочного и долгосрочного планирования с помощью современных автоматизированных систем управления высказались 78,5% представителей промышленных предприятий.
В опросе приняли участие 278 менеджеров высшего и среднего звена из крупных и средних промышленных предприятий, пишут «Известия» со ссылкой на исследование. Из них 37% считают внедрение Госплана необходимым во всех отраслях, а еще 41,5% полагают, что он нужен лишь в некоторых сферах. Только 13,3% респондентов заявили, что возвращаться к государственному планированию не следует.
Руководитель исследования, советник при ректорате ГУУ Сергей Чуев заверил, что речь идет не о возрождении советского Госплана, а о «серьезном» стратегическом планировании для «успешного развития» экономики.
У промышленных предприятий нет четкого понимания, что делать в нынешних условиях, объясняет председатель совета Торгово-Промышленной палаты (ТПП) России по финансово-промышленной и инвестиционной политике Владимир Гамза.
По его словам, у промышленников нет никакого планирования – ни краткосрочного, ни стратегического. «У предприятий огромное количество вопросов в связи с новой политикой развития производства. Они опасаются, что вложат средства в развитие новых направлений, в модернизацию, а завтра окажется, что это не нужно, потому что мы, например, подружимся с недружественными странами и в Россию снова хлынет импорт», – отметил Гамза.
Некоторые компании испытывают трудности со снабжением и сбытом своей продукции, в результате чего государству приходится брать на себя функцию по организации этих цепочек, объяснили в «Опоре России». Чем больше таких предприятий, тем больше запрос на планирование в целом, отметили в организации.
Но под планированием компании понимают получение господдержки, а не набор показателей, обязательных к исполнению, говорит вице-президент «Опоры России» Максим Третьяков. Он назвал риском Госплана оптимизацию выпуска под политические и экономические цели отдельных групп влияния. При этом Третьяков подчеркнул: возрождение планирования в советском стиле невозможно из-за отсутствия кадров, сложившихся институтов и практик, а главное – качественной статистики.
Между тем в России уже начали разрабатывать «цифровой Госплан». Над ним работают эксперты из ведущих российских вузов (МГТУ им. Баумана, РЭУ им. Плеханова, МГУ, МФЮА). Предполагается, что его сначала внедрят в ключевых отраслях экономики, а затем сделают базовый план с возвращением к советским «пятилеткам».
Комментарий редакции: Не удастся добиться устойчивого развития национальной экономики при продолжении нахождения в плену неолиберальных догм, при руководстве мёртворождёнными представлениями о мнимой чудодейственности невидимой руки рынка. Напротив, современные реалии требуют активного участия государства в экономике, введения централизованного планирования его развития. Только тогда получится скоординировать осуществление ныне разрозненных и непоследовательных госпрограмм, придать им системность. Другое дело, как использовать действительно нужный механизм планирования. Нельзя исключать, что капиталисты могут попытаться извратить его в свою пользу. А при таком раскладе все усилия по организации планирования, по обеспечению развития производительных сил будут затрачены впустую. Поэтому действенным способом решения задачи воссоздания и ускоренного развития реального сектора экономики является национализация её командных высот и внедрение централизованного планирования, осуществляемого в интересах большинства населения.
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.