Можно ли защититься от обнаглевших телефонных аферистов?
В последние годы много сказано и написано об активизации деятельности преступников, проворачивающих аферы по телефону посредством психологического воздействия на граждан России. Как правило, аферисты дезинформируют собеседников, вешая лапшу на уши то про мнимую попытку оформления на человека кредита третьими лицами, то про мифическую блокировку банковского счёта и т.д. Бандиты, запугивая людей, и притворяясь работниками государственных и финансовых структур, якобы изъявляют желание о готовности «спасти» денежные вклады человека, вынуждают его либо перевести им на «безопасный счёт» средства, либо оформить дубликат будто бы ранее поступавшей заявки на получение займов. Далее они оставляют человека с носом, а в худшем случае – вгоняют обманным путём в кредитные обязательства перед банком. Впрочем, сегодня это практически все знают. В равной степени ни для кого не секрет, что телефонные мошенники до недавней поры в большинстве своём выдавали себя то за сотрудников коммерческих банков, то за работников службы безопасности банковских организаций. Хотя, согласно законодательству, представители финансовых учреждений не имеют права запрашивать конфиденциальную информацию у клиентов. Реальные работники банков никогда не будут звонить человеку для выяснения подобных деталей.
По мере того, как общество всё больше стало распознавать подлинные намерения липовых банкиров и липовых сотрудников службы безопасности финансовых организаций, преступники начали прибегать к более изощрённым способам психологического воздействия на своих жертв. На протяжении последних месяцев участились случаи звонков россиянам от имени работников правоохранительных органов и Центробанка. Как правило, бандиты разыгрывают спектакль по следующему сценарию.
Первоначально человеку звонит (нередко с телефонных мессенджеров, подобных WhatsApp и Viber) будь то «сотрудник Следственного комитета», будь то «представитель прокуратуры», будь то «следователь/дознаватель Главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД» либо иного подразделения полиции. И тут же сообщает о якобы зафиксированной попытке отдельных граждан оформить кредит на имя абонента. И на основе поступившей от сотрудников банковского подразделения в Центробанк, а из Центробанка – в полицию/в СК/в прокуратуру заявления, оказывается, возбуждено уголовное дело по факту мошенничества. Иногда липовые «правоохранители» идут ещё дальше, запугивая своих жертв, что на них самих якобы заведено уголовное дело на основании подозрения в причастности к совершению мошеннической операции. Далее лжеполицейские, лжеследователи, лжепрокуроры сообщают, будто имеется шанс спасти денежные средства, избежать попадания в кредитную кабалу либо не оказаться в числе фигурантов уголовного дела. Для этого псевдоправоохранители требуют не разглашать конфиденциальную информацию (заверяя в прослушивании ими телефонных разговоров и в перспективе возбуждения уголовного дела за нарушение этой инструкции) и следовать рекомендациям специалистов Центрального банка, с которыми они моментально соединяют своих собеседников. Лица, выдающие себя за работников органов охраны правопорядка, утверждают, что мошенники могли получить данные человеке только благодаря недобросовестным сотрудникам банков, продавших аферистам базу данных о клиентах. Соответственно, перед жертвой стоит задача оказать правоохранителям содействие в вычислении недобросовестных банковских работников. Но поскольку с деньгами клиента полицейские (либо работники других правоохранительных органов) не имеют права работать, то переключают на представителей Банка России.
После этого трубку берёт мнимый сотрудник Центробанка. Он фактически повторяет ранее озвучиваемую версию, согласно которой человек стал жертвой мошенников, пытавшихся обманным путём получить от его имени кредит, а данные клиента могли продать только находящиеся в сговоре с аферистами сотрудники банка, в котором человек обслуживается. Потом звонивший уточняет данные о наличии у гражданина конкретных счетов в финансовых организациях, о размере денежных вкладов. Псевдоработник ЦБ РФ заявляет, что предотвратить доступ мошенников к банковским данным человека следует посредством «переактивации единого лицевого счёта». Также людей заверяют, будто эту задачу невозможно решить, пока не удалены все заявки на кредит, ранее поданные мошенниками от имени клиента. Но как это сделать? Мнимый сотрудник Центробанка прерывает разговор, просит оставаться на линии. После чего с другого номера жертве перезванивает якобы специализирующийся на вопросах безопасности псевдоколлега мнимого работника финансового регулятора. Он просит абонента все время оставаться на линии, осыпает статьями законодательства, угрожает уголовной ответственностью за разглашение информации. Лжеработник ЦБ заявляет о необходимости направиться в отделение банка якобы для «удаления заявки на получение кредита».
Для придания убедительности выдвинутой преступниками версии жертве могут направлять будь то на электронную почту, будь то на различные мессенджеры в телефоне документы, составленные от имени Центробанка и иных финансовых, государственных структур. Они могут содержать конкретные данные различных лиц, номера, печати (в том числе гербовую). Более того, нередко в процессе разговора с псевдосотрудником Центробанка регулярно поступает звонок от мнимого работника Федеральной службы безопасности (ФСБ РФ). Он фактически повторяет версию, ранее озвучиваемую фальшивыми полицейскими и фальшивыми сотрудниками ЦБ РФ. Но, в отличие от них, пытается дополнительно психологически воздействовать на клиента, придавая происходящему политический оттенок. Например, лжесотрудник ФСБ может ссылаться на особенность современной геополитической обстановки, заверять, что деньги, которые от имени клиента обманным путём пытаются получить в банке аферисты, могут пойти на финансирование ВСУ и иных украинских антироссийских вооружённых формирований. При таком раскладе, по словам фальшивого спецслужбиста, клиента могут обвинить в пособничестве внешним врагам. Также он говорит о недопустимости разглашения третьим лицам информации о происходящем, сообщает о подключении телефона жертвы в режим прослушивания сотрудниками органов государственной безопасности. Далее мнимый работник спецслужб заявляет, что абоненту надо всё время быть с ним на связи, а также следовать всем инструкциям специалиста Банка России по безопасности. Он же обещает прислать клиенту повестку с приглашением на допрос в качестве потерпевшего – но после завершения всех банковских процедур.
Далее начинается самое любопытное. После прибытия человека к отделению банка ему снова звонит мнимый сотрудник финансового регулятора. Он заверяет жертву, что мошенники, будто уже подавшие заявку на получение займа от имени клиента, могут в любой момент забрать его. И чтобы не пришлось потом платить по кредиту, надо, оказывается, подать заявление на его получение, придумав любой предлог (как правило, советуют придерживаться версии о взятии средств для потребительских целей), но ни в коем случае не говорить о подлинной цели. Псевдосотрудник ЦБ и лжеработник ФСБ, который постоянно звонит и заверяет, что по камерам видеонаблюдения потом установят, как клиент действовал, внушают, что работники банка, оказывается, в курсе расследования, проводимом финансовым регулятором и правоохранителями. Они же утверждают, что среди сотрудников банковского отделения могут быть лица, причастные к продаже персональных данных клиента. Эти лица, согласно озвучиваемой мнимыми силовиками и мнимыми представителями ЦБ, не заинтересованы в спасении денег клиента и, соответственно, могут отказать ему в предоставлении кредита. Звонившие подчёркивают, что на этом основании работники банковской структуры могут внушить, что на клиента воздействуют аферисты, что они, оказывается, для психологического воздействия на него могут вызвать одетого в полицейскую форму псевдосотрудника органов внутренних дел. А клиент, по утверждению звонивших ему мнимых «благодетелей», должен не поддаваться на провокации банковских работников, зная, что они якобы обманывают его, и твердо и уверенно стоять на своем. Как это ни странно, в подавляющем большинстве случаев находящимся под психологическим гипнозом телефонными мошенниками лицам одобряют кредит.
Потом звонившие заявляют человеку, что в целях безопасности его счет, оказывается, заблокирован. Следовательно, полученные им деньги по кредиту не принадлежат клиенту. И заставляют человека перевести их (вкупе с остающимися на дебетовой карте средствами) средства на «выделенный Центробанком безопасный счёт» или зачислить на так называемую «предоставленную ЦБ страховую ячейку». Якобы, речь идёт об одновременном и о досрочном погашении взятого потребительского кредита. Для этого абонента отправляют к банкомату «страхового банка-партнёра ЦБ», как правило, расположенного не в отделении финансового учреждения, а в торговом центре либо в отеле. Затем мнимые работники государственных органов указывают номер счёта, на которые клиент должен перечислить деньги. При этом они требуют совершить операцию, когда поблизости нет посторонних людей. После этой процедуры человеку присылают сообщения от имени Центробанка и от имени банка, в котором он только что получил займ, о якобы произведённом в досрочном порядке погашения кредита. Всё, вопрос, казалось бы, закрыт. Одновременно псевдоработники ЦБ заверяют, что после окончательного удаления заявок на кредиты произойдёт «переактивация лицевого счёта», а ранее находившиеся на дебетовой карте клиента деньги ему будут компенсированы. Причем для убедительности мнимый сотрудник Центробанка иногда присылает человеку ссылку (с новым логином и с новым паролем) на якобы его новый личный кабинет – в нем можно обнаружить, что на счет клиента, оказывается, зачислена сумма денег, ранее находившаяся на дебетовой карте. Но заработает она, оказывается, только после полной переактивации «единого лицевого счёта».
Вскоре человек выясняет, что взятый им кредит не погашен, что ему предстоит платить за него, что средства с его карты украдены, так как деньги в реальности он перевёл мошенникам, орудовавшим от имени сотрудников правоохранительных органов и от имени сотрудников Центробанка.
Иногда звонившие могут заявить, что во время «удаления заявки на кредит» мошенники, оказывается, снова подали от его имени заявку на получение займа – но в другом банке. И якобы с целью избежания перспективы попадания в финансовую кабалу лжесотрудники ЦБ и ФСБ могут прогнать своего собеседника по тому же самому кругу, причем не один раз. Речь идёт об обращении во второй, в третий, а то и в последующие банки – будто бы для «удаления кредитного потенциала». Причем звонившие настаивают, что надо это сделать как можно скорее – «с целью перекрытия аферистам возможности проворачивания махинации».
Таких примеров множество. Масштаб ущерба, наносимого аферистами россиянам, огромен. По данным Банка России, только в 2022 году при помощи телефонного мошенничества у соотечественников украли 13,4 млрд. рублей. С каждым днём растёт количество тех, кто понимает суть происходящего, а также осознаёт стремление преступников использовать более изощрённые методы психологического воздействия на своих жертв по телефону. Между прочим, последние действительно начинают ощущать, что придуманные ими истории с работниками органов государственной власти, будто бы озабоченных стремлением спасти сбережения людей, мало на кого воздействуют. Поэтому недавно, согласно сообщениям различных средств массовой информации, телефонные аферисты стали прибегать к иной уловке. В целом, они до сих пор пытаются обмануть людей, проводя их по подробно вышеописанной схеме. Только теперь бандиты начинают выдавать себя вовсе не за силовиков и не за работников Центробанка, якобы стремящихся защитить клиентов от мошенников. Продолжаются случаи поступления россиянам звонков от имени лжесотрудников правоохранительных органов. Они пугают абонентов перспективой возбуждения уголовного дела по обвинению то в «измене Родины», то в «финансировании терроризма», то в «пособничестве внешнему врагу».
Липовые «правоохранители» начинают разговор с того, что недобросовестные сотрудники банков, в которых обслуживаются клиенты, оказывается, получили доступ к «единому лицевому счёту» и продали аферистам персональные данные. Затем будут рассказывать, что недавно была зафиксирована попытка третьих лиц взять от имени клиента кредит для перевода денежных средств Вооружённым силам Украины. Но, по словам мнимых «правоохранителей», в случае совершения данной операции все претензии будут предъявлены именно реальному владельцу банковского счёта – то есть, клиенту. И для избежания попадания на скамью подсудимых человек, оказывается, должен попытаться вычислить нечистых на руку банкиров, сливших его персональные данные, а для этого – следовать инструкциям специалистов Центробанка по безопасности. И далее события развиваются по накатанной схеме.
Да что говорить, абонентов сотовой связи могут вводить в заблуждение по телефону и другими способами:
- Обманывать от имени «участников спецоперации», просящих о «финансовой помощи».
- Внезапно переводить на счет крупную сумму денег и требовать перевести её на конкретные счета, либо вешать лапшу на уши по поводу «выигранного приза».
- Сообщать о якобы попавшем в беду родственнике (либо говорить от его имени подделанным голосом), будто бы срочно нуждающегося в получении денег.
Во избежание попадания в незавидные истории надо проявлять максимальную бдительность и учитывать целый ряд обстоятельств.
Прежде всего, ни работники банков, ни сотрудники правоохранительных органов никогда не будут звонить по телефону клиентам и решать таким способом проблему. Полицейские, сотрудники ФСБ, следователи, прокуроры только в очной беседе с человеком выясняют все детали. Если у них есть претензии к конкретным лицам, если они желают допросить свидетеля, — то либо непосредственно выезжают за гражданином, либо присылают ему повестки с вызовом на беседу. И не более того. Правоохранительные органы многократно разъясняли, что любые поступавшие по телефону от имени силовиков звонки и предложения поучаствовать в поимке преступников посредством осуществления финансовых и банковских операций являются элементами мошенничества.
Центральный банк РФ никогда не работал и не работает с вкладами физических лиц. Банк России занимается координацией работы юридических лиц в банковской сфере, надзором за их деятельностью, и только.
Никакого «банковского единого лицевого счёта» в помине не существует.
Мошенники имеют обыкновение заниматься благодаря использованию специальных программ подделыванием телефонных номеров, от имени которых они звонят своим жертвам. Неудивительно, что иногда россиянам поступают звонки с реальных номеров государственных структур. В равной степени бандитам ничего не стоит подделать отправляемые своим жертвам от имени Центробанка, коммерческих банков и иных государственных организаций документы. То же самое касается использования аферистами аватарок органов государственной власти, прикрепляемых в мессенджерах к их телефонным номерам. Следовательно, надёжным вариантом представляется прекращение разговоров с мошенниками и перезвон на телефоны реальных органов власти.
Ответственность за неразглашение конфиденциальной информации распространяется только на тех, кто в реальном режиме подписал соглашение о сотрудничестве со следствием, о неразглашении его тайны. И не более того. Телефонные мошенники, устрашая возбуждением уголовного дела за обнародование информации о происходящем и торопя клиента «отозвать заявки на кредит», конечно же, стремятся не допустить, чтобы последний смог посоветоваться со знакомыми и узнать о попытках развода. То же самое относится к вдалбливанию людям информации о сотрудниках отделения банка, якобы желающих дезинформировать их. В том то и суть дела, что мошенники пытаются не допустить, чтобы работники банков спустили клиента с небес, раскрыв ему правду о происходящем.
В целом, пора для себя уяснить суть схемы обмана и психологического воздействия на клиентов. Преступники пытаются сформировать у него представление, будто с ним разговаривают представители разных государственных и коммерческих организаций. На самом деле эти лица сидят в одном офисе и даже за одним столом, передавая друг другу телефон. Каждому из участников этой банды отведена вполне конкретная роль при обмане своих жертв. Выдающий себя за полицейского, либо за следователя, либо за прокурора пытается запугать человека, вывести его из психологического равновесия. Мнимый «сотрудник Центробанка», пользуясь этим, стремится получить от абонента информацию о размере его денежных средств и на этом основании принять решение, сколько можно с него содрать, ограничиться ли только находящимися на дебетовой карте человека деньгами либо дополнительно втянуть его в кредитные обязательства перед банком. Второй мифический «работник ЦБ», будто бы «отвечающий за безопасность», руководствуясь принятым сборищем уголовников решением, втирается жертве в доверие и непосредственно с помощью хитросплетений вытягивает из абонента деньги. А тот, кто представляется «сотрудником ФСБ», помогает своему предыдущему пособнику, оказывая психологическое воздействие на жертву. Он даёт понять, что операции по «удалению заявок на кредиты», по взятию займов и переводу на «безопасный счёт» будто бы одобрены на высшем уровне власти и контролируются авторитетной государственной структурой, контролирующей процесс.
Как не попасть в лапы телефонных аферистов? Прежде всего, ни в коем случае не рекомендуется отвечать на звонки, поступающие с незнакомых телефонных номеров. Лучше вбить в интернет-поисковике эти номера и посмотреть, что пишут о них пользователи (иногда можно встретить упоминания о конкретных номерах, с которых звонили мошенники).
Если же вы взяли трубку… Как только вам собеседник (кем бы он не представлялся, какими бы законами не осыпал, что бы он не говорил – даже если называет ваши паспортные данные, ваше место работы, проживания и т.д.) сделал хотя бы малейший намёк на финансовые отношения, на то, что от вашего имени якобы пытаются взять кредит, надо сразу же прерывать с ним разговор. Даже если сообщают о возбуждении непосредственно в ваш адрес уголовного дела, даже если присылают вам документы от имени правоохранительных органов, будто бы подтверждающие это, — все равно не стоит поддаваться уловкам бандитов. Последние рассчитывают на то, что вы, будучи деморализованными, потеряете рассудок и начнете полностью следовать их предписаниям. Ещё раз напоминаем, что настоящие правоохранители присылают повестки с вызовом на допрос либо непосредственно приезжают к человеку. Как было отмечено ранее, нужно позвонить на официальные городские номера силовых структур и спросить, действительно ли вы проходите свидетелем/обвиняемым по делу, о котором вам сообщили по телефону.
В случае, если преступники всё же обманным путём украли деньги с вашей дебетовой карты, если они втянули вас с кредитные обязательства перед банками, то вам следует в незамедлительном порядке направить обращение в отделение полиции (либо по месту вашей регистрации, либо по месту совершения правонарушения), а также в банк, в котором вы взяли заёмные денежные средства. К сожалению, современная действительность такова, что жертвы телефонных мошенников вынуждены исполнять кредитные обязательства даже в случае возбуждения правоохранительными органами уголовных дел и признания людей потерпевшими. Сегодня рассчитывать на возмещение нанесённого аферистами финансового ущерба можно только после вычисления и поимки преступников, после признания их судом виновными. Затем после конфискации у бандитов имущества появится возможность возврата жертвам телефонных мошенников украденного. В наши дни редко удаётся поймать аферистов. Это действительно непросто, особенно если принять ыо внимание факт, что большинство преступников, обворовывающих россиян по телефону, находятся за границей, главным образом – на Украине. Тем не менее, всё равно при подобных событиях надо обращаться в правоохранительные органы.
Действительно проблема серьёзная. И она требует решения. Зачем жертвы преступников должны расплачиваться? Следовательно, надо разработать меры, способные компенсировать пострадавшим потери не только в случае поимки аферистов. Нужно перекрывать телефонных мошенникам возможности обворовывать клиентов. Что для этого надо предпринять со стороны власти? В январе нынешнего года президент России В.В. Путин поручил правительству и Центральному банку РФ разработать и представить до 1 июля схемы компенсации денежных средств россиянам, пострадавшим в результате действий телефонных мошенников. Мы с этим полностью согласны. Почему потерпевшие должны расплачиваться за преступления других лиц? Только потому, что они, видите ли, «сами брали кредит» и «сами переводили средства». Это правда, но далеко не вся. Другая её часть заключается в том, что почти все жертвы телефонных мошенников идут на такой шаг, находясь под психологическим гипнозом звонивших, будучи в стрессовом состоянии под влиянием новостей о перспективах изъятия с их счетов сбережений, втягивания в долговые обязательства. Ведь были же реальные случаи действительного оформления кредитов на людей третьими лицами.
А когда псевдоправоохранители и псевдоработники ЦБ осыпают статьями, угрожают уголовной ответственностью, присылают документы, якобы составленные в госорганах и в банках, то очень многие могут оказаться обманутыми. Поэтому не стоит проявлять формализм в отношении жертв аферистов. Так что Владимир Путин дал абсолютно правильное и обоснованное во всех отношениях поручение кабинету министров и банковскому регулятору. Президент предлагает лишь устранять последствия, а на причины он, к сожалению, не обратил внимания. Между прочим, здесь есть, над чем поразмыслить. Ведь телефонные мошенники получают данные о клиентах не без помощи со стороны отдельных недобросовестных работников банков, органов государственной власти, правоохранительных ведомств. Уже были скандалы по части утечки баз данных клиентов то из Сбербанка, то из ВТБ, то из государственных структур, то из полиции. Нерадивые банкиры, нечистые на руку чиновники и правоохранители, понятное дело, сливают информацию о россиянах мошенникам за «денежные вознаграждения». Трагедия вся в том, что сегодня не существует достаточных возможностей отследить движение финансовых средств, счета и места их отправок и получений даже несмотря на наличие технических средств. Во многом это является следствием устранения государства от регулирования процессов в банковско-финансовой сфере, ликвидации барьеров на перевод денежных средств, на их вывод за границу. А в Китайской народной республике, например, осуществление валютно-финансовых операций требует получения одобрения со стороны профильных государственных ведомств, получения последними всей информации о них. При таком положении вещей удаётся знать, откуда в реальности ушли деньги, кто их переводил и кому. И тогда легко удаётся вычислить и обнаружить преступников.
Реализация предложенной меры напрямую связана с необходимостью отказа от несостоятельной концепции о невидимой руке рынка, будто бы способной всё самой отрегулировать. Напротив, усиление влияние государства на экономику (в том числе посредством установления реального контроля над валютными операциями и над денежными переводами) позволит не только вывести Россию из кризиса, но и повлиять на укрепление безопасности граждан.
Однако преступность цветёт пышным цветом при активизации банковских и телефонных мошенников. Сегодня правоохранительные органы и спецслужбы обладают большими возможностями контролировать происходящее, выявлять преступников. Только вот правящие круги ориентируют их не на борьбу с криминалом, а на подавление народного недовольства и политической оппозиции. Много написано и сказано о мгновенной реакции силовиков то на репосты и т.н. «лайки» в социальных сетях, то на попытку проведения протестующими россиянами уличных акций – равно как и об их участии в непрозрачных схемах приобретения права собственности на предприятия, осуществляемых в интересах высших чиновников и связанных с властью крупных коммерсантов (одна только история с «наездами» на «Совхоз имени В.И. Ленина» говорит о многом). Надо прекращать использование правоохранительных органов в политических целях. Они не должны выступать в роли инструмента власти по борьбе с народными протестами, с политической оппозицией, с потенциальными и с реальными экономическими конкурентами олигархов. Надо уходить от этой варварской практики. А правоохранительные органы надо ориентировать исключительно на борьбу со всеми видами организованной преступности. Тогда существенно повыситься уровень безопасности россиян. При таком раскладе легче будет ловить уголовников.
Надо перестать использовать правоохранителей для подавления народных протестов, ориентировать их на борьбу с преступностью, чтобы раз и навсегда распрощаться со средневековыми представлениями об отношениях между властью и обществом. Пока «элита» будет руководствоваться вымышленными стереотипами о том, что «народу не дорос до демократии», что «общество не способно сделать правильный выбор», что «если действующий президент уйдёт в отставку – то России не будет», что правящему классу «дозволено все» и его собственность «священна и неприкосновенна», что «государство ничего не должно народу», — будут сохраняться бесправие населения и её уязвимость перед криминалом. А силовые структуры при таком положении вещей будут бороться не с теми, кому они официально призваны противодействовать.
Нельзя, при этом, обойти стороной и еще один вопрос. Речь пойдёт о влиянии внедрения дистанционного электронного голосования (ДЭГа) на выборах на активизацию телефонных мошенников. Цифровизация избирательной системы оборачивается внесением в электронный перечень всех данных о гражданах России, обладающих правом голоса. Кто может дать гарантии, что среди отвечающих за организацию этого процесса чиновников не найдётся пара недобросовестных служащих, готовых «слить» персональные данные людей аферистам? В наши дни это вполне ожидаемо – особенно если вспомнить, что представители власти за последние тридцать лет участвовали в более чудовищных аферах. Если они позволяли себе то организовывать под видом «залоговых аукционов» расхищение в угоду «приближённым» предпринимателям государственной собственности, то напрямую разбазаривать государственные бюджетные средства (вспомните и историю с «коробкой из-под ксерокса», и злоупотребление правительственными «реформаторами» служебным положением при игре на рынке ГКО, и таинственную «пропажу» предоставленного России кредита МВФ, и «распил» военного бюджета в период «сердюковщины», и использование правительственными монетаристами средств Резервного фонда), то продать бандитам персональные данные россиян им ничего не стоит. Более того, отсутствие возможности общества проконтролировать ДЭГ, слежка за этой системой ограниченным кругом специалистов, нанятых правительственными органами, превращает ответственные за цифровизацию выборов структуры в своеобразные закрытые акционерные общества с хранящейся за семью печатями своеобразной «коммерческой тайной». При таком раскладе можно ожидать любого развития событий.
А это значит, что отказ от ДЭГа сегодня представляет собой не только способ обеспечения прозрачности избирательного процесса, объективности подсчёта голосов, повышения доверия общества власти. Помимо всего остального, это ещё способ укрепления безопасности россиян, минимизация перспективы утечки их персональных данных мошенникам. Только таким путём можно решить обозначенную в статье проблему. И тогда обязательно настанет день, когда всякие нелюди (начиная от самих телефонных мошенников, кончая продающими им базу данных клиентов служащими), ответят по всей строгости закона. Каждый телефонный аферист, каждый сливший ему персональные данные банковский работник (от владельца и менеджера до клерка банка), сотрудник органов государственной власти, правоохранительных ведомств, работающий с ДЭГом айтишник, — все они должны понести ответственность.
Пресс-служба МГК КПРФ
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.