«Книжкина неделя»: почему советские школьники так любили читать

«Книжкина неделя»: почему советские школьники так любили читать

Ирина Ранцева

Пусть эта «Книжкина Неделя» 
Продлится только до апреля, 
Но Вы – читающий народ- 
Любите книгу- круглый год!
С. Я. Маршак 

Совсем недавно прошёл Международный день детской книги, который отмечается 2 апреля, в день рождения Ханса Кристиана Андерсена. Однако для нас важно напомнить о советской традиции, связанной с чествованием детской литературы.

Неделя детской книги в советское время была одним из самых важных событий в культурной жизни страны. Впервые праздник детской книги «Книжкины именины» был проведён по инициативе детского писателя Льва Кассиля 26 марта 1943 года в Колонном зале Дома Союзов. Его организатором также стала Людмила Викторовна Дубровина, директор издательства Детгиз, лектор-фронтовик Главного политического управления РККА. Активно приняли участие в празднике и Самуил Маршак, Сергей Михалков, Агния Барто, Михаил Пришвин. С 1944 года Неделя детской книги стала Всесоюзной: Столицей Недели каждый год становилась одна из столиц Союзных Республик. Туда съезжались детские писатели из Москвы и всех республик. Собиралось до 50 человек, по 2–3 лучших представителя от каждой.

В советские годы книги имели огромное значение для воспитания детей и формирования их мировоззрения. В рамках этой Недели дети могли познакомиться с новыми книгами и принимать участие в интересных мероприятиях, связанных с литературой. Встречи с детскими писателями были одним из самых ярких моментов недели детской книги в советское время. Дети могли познакомиться с авторами любимых книг, задавать им вопросы, получать автографы. Неделя детской книги способствовала развитию литературного вкуса у детей. Они могли познакомиться с новыми для них жанрами, направлениями и темами, что помогало им расширять свой кругозор и формировать свои литературные предпочтения.

«Когда я был ребенком, каждый год в нашей школе проводилась неделя детской книги. Это была неделя, посвященная чтению и литературе. Целью этой недели было знакомство детей с лучшими книгами для детей, а также встреча с писателями. Одной из самых запоминающихся встреч для меня была встреча с Самуилом Яковлевичем Маршаком. В ходе встречи он рассказывал нам о том, как он придумывал свои стихи и как ему удалось стать таким известным писателем. Мы слушали его с удивлением и восхищением, и многие из нас решили стать писателями. Кроме того, мы участвовали в литературных мастер-классах, где мы учились писать сказки и стихи. Эти мастер-классы были очень важны для нашего развития, потому что они помогали нам развивать наше воображение и, как говорят сейчас, креативность. Во время недели детской книги мы также знакомились с новыми литературными произведениями. Мы читали книги, которые до этого ничего не слышали, и у нас появлялся интерес к чтению. Но самым запоминающимся моментом для меня было авторское прочтение детских книг. Я помню, как мы сидели в классе, а писатель читал нам свою книгу вслух. Мы были очень заинтригованы и увлечены, и многие из нас потом прочли эту книгу сами», вспоминает участник и очевидец встречи с Самуилом Яковлевичем Маршаком в одной из московских школ.

Фрагмент кинохроники:

Однако после развала Советского Союза детская литература постепенно стала исчезать из повседневной жизни граждан. Остро стала проблема отсутствия интереса к чтению у современных детей. В наше время дети все чаще заменяют чтение книг на мультфильмы и гаджеты, что имеет крайне негативный эффект на их развитие. Дети проводят много времени в интернете, смотрят мультфильмы и играют в видеоигры, что делает чтение для них неинтересным и скучным занятием.

Кроме того, система библиотек в нашей стране нуждается в поддержке. Учреждения часто не предлагают достаточно интересных книг для детей, а также имеют ограниченное количество копий наиболее популярных книг. А с 2015 года и вовсе в России повсеместно проводится оптимизация библиотек, якобы, для снижения нагрузки на бюджеты. Однако зачастую слияние детских и взрослых библиотек или ликвидация библиотек в отдельных населённых пунктах служит для отъёма помещения и передачи его отнюдь не под социальные нужды, а бизнесу. Таким образом, все благие начинания заканчиваются бюрократией с коррупционной составляющей.

Не менее важно отметить, что отсутствуют государственные программы, направленные на развитие у детей любви к чтению. Нужно создавать условия, которые будут способствовать развитию интереса к чтению у детей. Это могут быть различные мероприятия, конкурсы, фестивали и т. д. Наконец, очень важно вернуться к советскому опыту воспитания. В те времена чтение книг было одним из самых популярных занятий, и это было достигнуто благодаря широкой распространенности библиотек и тому, что созданию детских книг, детской литературе уделялось особое внимание.

В целом, отсутствие интереса к чтению у подрастающего поколения – серьезная проблема, которая требует комплексного подхода. Необходимо создавать условия, которые будут способствовать появлению интереса к чтению у детей, а также развивать систему библиотек и вернуться к советскому опыту воспитания детей.

Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *