Снова демагогия и угрозы
6 мая 1993 года Б.Н. Ельцин выступил по российскую телевидению, снова затронув тему первомайских событий в Москве. В очередной раз интерпретировав результаты апрельского референдума в свою пользу (утверждая, будто россияне одобрили деятельность президента и проводимые им радикальные «реформы»), глава государства обрушился на оппозицию, якобы готовую «ввергнуть страну в пучину насилия и произвола, лишь бы вновь захватить власть». Из уст Бориса Ельцина вся страна услышала откровенно недвусмысленные заявления: «Второй гражданской войны мы не допустим. Те, кто попытается разжечь её, ответят по всей строгости закона». Известно, что в «лихие девяностые» в «поджигатели войны» псевдодемократическая пропаганда записывала любого, кто готов был даже мирно протестовать против антироссийской и прозападной внутренней и внешней политики правящего режима. Достаточно было даже констатировать очевидное, чтобы получить ярлык «красно-коричневого экстремиста». По сути Б.Н. Ельцин своим заявлением дал понять, что власти готовы развёртывать репрессии в адрес любого недовольного.
В той же президентской речи содержалась угроза и в адрес Верховного совета. Борис Ельцин призвал депутатов определиться – принимают ли они «выбор народа», якобы сделанный россиянами на референдуме, либо по прежнем отвергают поддержанный соотечественниками проводимый президентом и правительством курс «реформ». От этого, по словам главы государства, «будет зависеть их политическое будущее». Намёки абсолютно прозрачные. Б.Н. Ельцин де-факто провёл мысль, что если парламентарии впредь продолжат занимать самостоятельную позицию, трезво смотреть на действительность и критично оценивать результаты проводимой политики, то органам народного представительства разгона не избежать. Если это не установление диктатуры, то как ещё можно оценить подобное? Хотя, как мы доказали, россияне не поддержали на референдуме предложение о роспуске Верховного совета. Что же касается одобрения проводимой исполнительной властью политики, то за неё проголосовала большая часть лиц, пришедших на избирательные участки, но – меньшая часть избирателей России. Впрочем, имитация придания проводимому курсу большей социальной направленности вкупе с ангажированностью взятыми под колпак «демократической» властью СМИ вынудили многих проголосовать за доверие президенту и его политике. Так что Борис Николаевич, своевольно интерпретируя итоги апрельского референдума, выдавал желаемое за действительное – для легитимации «закручивания гаек» и разрушения системы Советского народовластия.
В том же телевизионном выступлении Б.Н. Ельцин остановился на теме своих отношений с вице-президентом. Глава государства заявил, что А.В. Руцкой «в последнее время от критики некоторых направлений деятельности правительства, отдельных его действий он перешёл к огульному отрицанию всего, что делают президент и исполнительная власть». Борис Ельцин добавил, что «во время подготовки к референдуму вице-президент фактически стал одним из лидеров противников реформ». Президент сообщил, что в этой связи он «утратил доверие к Руцкому и освободил его от всех поручений, даваемых президентом».
Даже вчерашние сторонники и соратники Б.Н. Ельцина не могли не заметить откровенной ангажированности в его телевизионном выступлении. Так, на следующий день (7 мая 1993 года) А.В. Руцкой на встрече с ветеранами Великой Отечественной войны заявил, что его «совершенно не волнует» то, что накануне говорил в его адрес Б.Н. Ельцин. Вице-президент сообщил, что он «настолько привык к этой грязи и гадости», что его «вывести… из равновесия уже невозможно». Александр Руцкой добавил, что после последнего выступления Бориса Ельцина по телевидению, «после того, что делает президент и его окружение» он принял решение баллотироваться на пост главы государства на очередных президентских выборах. Создавалось впечатление, что у властей чесались руки повторить 9 мая 1993 года то, что они проделали 1 мая на Гагаринской площади.
Подготовка к новому насилию над народом?
Многое свидетельствовало о готовности власти повторить первомайский сценарий в День Победы посредством использования ОМОНа и милиции для разгона манифестации, запланированной на 9 мая «Трудовой Россией», Фронтом национального спасения и многими входящими в его состав политическими партиями и движениями (в том числе КПРФ). По крайней мере, «демократические» власти создавали морально-психологическую атмосферу, практически облегчающую им соответствующую задачу.
Речь шла не только о заявлении Б.Н. Ельцина о стремлении не допустить в День Победы «провокаций» со стороны т.н. «красно-коричневых». А подконтрольные Федеральному информационному центру СМИ постоянно тиражировали мысль о подготовке оппозиционерами в святой для народа день «массовых беспорядков». Подчас им даже приписывали готовность предпринять 9 мая свержение власти. Хотя невооружённым глазом было заметно отсутствие у оппозиции подобных намерений. Но рупоры «демократического» режима, трубя на весь мир о мнимом стремлении «коммуно-фашистов» нажать в День Победы на спусковой крючок, фактически подавали вполне конкретный сигнал. Тем самым они рассчитывали, что в результате народ с пониманием отнесётся к очередному разгону демонстрации коммунистических и патриотических сил, якобы произведённого ради подавления «смутьянов» и «экстремистов». Всё это явно свидетельствовало о высокой перспективе повторения 9 мая в Москве кровавого побоища и последующего развёртывания политических репрессий.
Тем не менее, оппозиция вовсе не помышляла о политической капитуляции. Напротив, её действия были законными, потому не было оснований отказываться от проведения в День Победы шествия и митинга. В то же время политические силы, стоявшие у истоков подготовки к проведению 9 мая массовых мероприятий и к их организации, призывали своих сторонников во время демонстрации не преступать черту закона, не поддаваться на любые провокации. Так, соответствующая мысль прослеживалась в принятом 4 мая 1993 года заявлении Президиума Центрального исполнительного комитета КПРФ «О возможных провокациях в День Победы». Авторы документы просили «всех москвичей, гостей столицы не дать спровоцировать себя демагогическими лозунгами, сохранять выдержку и бдительность, воздержаться от участия во всякого рода несанкционированных мероприятиях, не следовать экстремистским призывам, с чей бы стороны они не исходили». В свою очередь, лидер Компартии Российской Федерации Г.А. Зюганов, выступая на прошедшем 8 мая 1993 года в Парке Горького фестивале газеты «Правда» по сути повторил эту мысль. Он призвал организованно провести запланированную на следующую день демонстрацию, сохранять бдительность и ни в коем случае не поддаваться на новые провокации.
Как видим, оппозиция вовсе не помышляла об эскалации насилия. Напротив, об этом мечтала «демократическая» власть с целью создания предлога, позволяющего ей осуществить зачистку политического пространства.
Начало террора против депутатов
В канун Дня победы ельцинский режим, беспардонно ливший грязь на оппозицию, приписывая ей стремление «чинить насилие», сам на деле продемонстрировал готовность прибегнуть к использованию противозаконных и преступных мер во внутриполитической борьбе. 8 мая 1993 года сотрудники милиции по приказу министра внутренних дел В.Ф. Ерина похитили депутата Моссовета, лидера «Трудовой России» В.И. Анпилова. Его увезли за пределы Москвы, избивали и полуживого оставили в лесу. Позднее Виктор Иванович был найден и отправлен в госпиталь, где провёл несколько дней.
Как видим, дело доходило до начала нападений на оппозиционеров без суда и следствия. Причем осуществляли столь преступные деяния не наёмные банды, а сотрудники правоохранительных органов – не по своей инициативе ради «выслуживания» перед начальством, а по распоряжению главы МВД. Их даже не остановило наличие в законодательстве положения о депутатской неприкосновенности. Независимо от того, разделяем ли мы политические взгляды В.И. Анпилова или нет, следует признать крайне недопустимыми применённые к нему меры. В каком цивилизованном государстве допустима ситуация, при которой служители закона средь бела дня и без оснований хватают и калечат кого-либо, особенно оппозиционных политиков (а тем более депутатов разных уровней)? Если смириться с беспределом, то его маховик в перспективе раскрутится до астрономических величин, перемалывая едва ли не всё общество. По крайней мере, Адольф Гитлер и Аугусто Пиночет начинали отнюдь не с самых крупных злодеяний, поэтапно ведя дело к установлению террористических диктатур.
Таким образом, описываемые события подтверждали обоснованность предупреждений оппозиционеров о готовности ельцинской команды установить в России жёсткий диктаторский режим. Вы проследите цепочку последовавших друг за другом в первые месяцы 1993 года событий: введение политической цензуры в СМИ посредством создания манипулировавшего телевидением и прессой Федерального информационного центра, монополизация медийного пространства Кремлёв в канун апрельского референдума, ложная интерпретация его итогов и искажение воли народа, выраженной во время голосования, начало «чистки» правительственных коридоров от противников компрадорского ультралиберального курса, введение запрета на проведение любых оппозиционных митингов и их кровавый разгон (на фоне дозволения лояльным президенту организациям проводить массовые мероприятия в центре столицы, несмотря на накладывание на них юридического табу), публичное оправдание высшими должностными лицами милицейского насилия в отношении демонстрантов, угрожающие речи в адрес парламента и оппозиции, фактическое обещание подвергать репрессиям любого, кто возвысит голос против политики режима, объявление любого протеста «экстремизмом», «хулиганством», «провокацией», «бандитизмом», нагнетание истерии по поводу мнимой подготовки «красно-коричневыми» 9 мая «несанкционированной акции» и новых «массовых беспорядков», нападение сотрудников органов внутренних дел на оппозиционно настроенных депутатов. И это явно свидетельствовало о намерении власти псевдодемократов взять в политические заложники всю страну для продолжения разрушительного эксперимента.
Тем не менее, 9 мая 1993 года всё же удалось избежать развития событий по сценарию, аналогичному тому, что был апробирован «демократической» властью в тот же год во время первомайского праздника.
Пресс-служба МГК КПРФ
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.