По материалам публикаций на сайте газеты «Правда»
Автор — Сергей Кожемякин
В Киргизии приостановлена пенсионная реформа, вызвавшая крайне неоднозначную реакцию в обществе. Но от привычки решать проблемы за счёт простого населения власти не отказались, идя при этом на прямое нарушение Конституции.
Руководство любого буржуазного государства напоминает разбойников с большой дороги — смелых со слабыми и дрожащих перед превосходящей их силой. Этим объясняется, почему в постсоветских странах жизнь тяжелее всего у детей и пожилых людей. «Правда» уже сообщала (см. номер от 25 апреля с.г.), что уровень детской бедности в Киргизии приблизился к 60 процентам. Что касается пенсионеров, то над ними нависла опасность очередных перемен. А поскольку ни одна реформа после 1991 года не принимала во внимание интересы простых граждан, сотни тысяч жителей страны насторожились.
Тревога имела веские причины. Разработанные правительством поправки в закон
«О государственном пенсионном социальном страховании» включали целый ряд дискриминационных норм. Например, предлагалось на три года повысить пенсионный возраст жителям высокогорных районов — с 55 до 58 лет для мужчин и с 50 до 53 лет для женщин, лишить части льгот многодетных матерей, увеличить минимальный страховой стаж с пяти до двадцати лет. Ряд изменений касался работников государственной и муниципальной службы. Всех сотрудников, достигших пенсионного возраста, планировалось лишить страховой части пенсии, женщин же вдобавок ожидало повышение планки выхода на пенсию с 58 до 60 лет.
Обосновывая необходимость реформы, чиновники не отличались оригинальностью и скопировали доводы властей других государств. Среди них рост доли пенсионеров в общей численности населения, увеличение средней продолжительности жизни и т.д. Так ли это на самом деле? Первый показатель и вправду увеличился — с 10 аж до 10,5 процента за последние десять лет. Столь же микроскопические подвижки у продолжительности жизни. В 2012—2022 годах она выросла с 66,1 до 67,9 года для мужчин и с 74,1 до 76,1 года для женщин.
В декабре прошлого года Жогорку Кенеш — парламент Киргизии — одобрил законопроект в первом чтении, но внёс ряд поправок, в том числе блокирующих повышение пенсионного возраста. Однако ко второму чтению, назначенному на апрель, большинства из этих замечаний в документе не оказалось. В результате депутаты отправили инициативу кабмина на доработку.
Потерпев неудачу, правительство компенсировало её другим способом. Во время обсуждения реформы властям неоднократно напоминали о том, что они не соблюдают Конституцию. В статье 44 Основного Закона недвусмысленно говорится, что «пенсии, социальные пособия и другая социальная помощь обеспечивают уровень жизни не ниже установленного законом размера прожиточного минимума». Прожиточный минимум для пенсионеров в Киргизии составляет 6,7 тысячи сомов (6,3 тыс. руб.), что выше средней пенсии. Пособия по инвалидности и вовсе варьируются от 2 до 5,5 тысячи сомов (1,9—5,1 тыс. руб.).
Недавно кабмин обратился в Конституционный суд с просьбой дать официальное толкование упомянутой статьи. Судьи в итоге предпочли конъюнктурный подход к защите Конституции, не говоря уже о социальной справедливости. В их заключении сообщается, что определение пенсий и других выплат «не может не находиться в прямой зависимости от состояния экономики и возможностей государства». Соответственно, положение Конституции «не должно пониматься как безусловное обязательство государства… а должно рассматриваться в качестве целевого ориентира». «Вышеуказанная статья не является обязательством, которое может быть выполнено без искажений», — резюмировал суд.
По сути, решение официально закрепило необязательность исполнений Основного Закона, принятого на референдуме. Но неожиданным его назвать сложно. Находящийся у власти класс рассматривает законы всех уровней как инструмент своего господства и трактует их выгодным себе образом. Это касается и конституционной нормы о Киргизии как социальном государстве. Популистская норма никак не останавливает рост нищеты, охватившей треть населения, и не препятствует анонсировать повышение пенсий в текущем году на 8 процентов, что существенно меньше уровня инфляции.
Если на большинство населения и его нужды руководству наплевать, то к финансовым донорам чиновники прислушиваются более чем внимательно. Это касается и роста тарифов, и приватизации. Отдельные рекомендации относятся к пенсионной реформе. Азиатский банк развития, которому Киргизия должна почти 650 миллионов долларов, потребовал «усовершенствовать» пенсионную систему путём сокращения финансовой нагрузки на бюджет и частный сектор. Положение, при котором государственные трансферты покрывают 40 процентов расходов Социального фонда, в банке считают неприемлемым. Иначе говоря, Бишкек призывают переложить всё бремя на трудящихся, заставив их самих копить на старость. Судя по предыдущей практике, рекомендации «дорогих партнёров» рано или поздно будут выполнены. Их мнение власти Киргизии игнорировать себе не позволяют — не то что «какого-то там народа».
Комментарий редакции: Буквально на наших глазах Киргизию превратили в заложницу международного капитала. Власти этой страны даже не считают должным скрывать ориентацию на «глобалистские» установки. Постоянный упор на приватизацию, на свёртывание Советских социальных завоеваний, на дерегулирование экономики ведет к обострению бедственного положения народа. Но для местной «элиты» мнение общества ничего не значит. Зато верхи смотрят в рот Западу, делают все, что скажу из-за кордона. В результате местное население нищает и вымирает, экономический потенциал страны угасает. Следовательно, только сплочение левых сил в борьбе за Ресоветизацию, против империалистического диктата способно положить конец разорению большинства народа.
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.