Что такое марксизм?

Что такое марксизм?

Частенько в дискуссиях между некоторыми сторонниками социализма встречается мнение, что капитализма, как-такового, уже нет, что мир живет в условиях какого-то иного общественного строя, а потому, теория Маркса, который, как известно, изучал именно капитализм, не может быть применима к анализу явлений современной общественной жизни. 

Что сказать мне, законченному марксисту, по этому поводу?

Это мнение ложно и вытекает из абсолютного непонимания учения Маркса, марксизма вообще.

Итак, что такое марксизм?                    

Констатация того факта, что «люди, в первую очередь, должны есть, пить, иметь жилище и одеваться, прежде чем быть в состоянии заниматься политикой, наукой, искусством, религией и т. д.; что, следовательно, производство непосредственных материальных средств к жизни и тем самым каждая данная ступень экономического развития народа или эпохи образуют основу, из которой развиваются государственные учреждения, правовые воззрения, искусство и даже религиозные представления данных людей и из которой они поэтому должны быть объяснены, – а не наоборот, как это делалось до сих пор.» (Ф. Энгельс, «Похороны Карла Маркса», К. Маркс и Ф. Энгельс, т.19, с. 350-351). Это настолько очевидно, что только люди, умышленно закрывающие глаза, не могут видеть это. Из него вытекают, однако, два, в высшей степени, революционных вывода, не только для теории, но и для практики.

Первый вывод состоит в том, что все члены общества, не принимающие прямого участия в производстве, т.е. не работающие в сфере материального производства (земледелие, промышленность, строительство, транспорт и связь), или вообще не работающие, могут жить и существовать только благодаря тем членам общества, которые прямо принимают участие в производстве. Но из этого очевидного факта сам собой вытекает важнейший социальный закон, что наибольшая часть материальных средств существования должна доставаться тем, кто трудиться в материальном производстве (рабочие, инженеры, конструкторы, технологи, управленцы, а также учителя, врачи, учёные и просветители, без труда которых невозможно развитие современного производства). Но в действительности всё происходит с точностью до наоборот. Наибольшая часть материальных средств существования достаётся не тем, кто трудится в материальном производстве, а тем, кто никогда не трудится (собственники земли и средств производства, они же финансовая олигархия), и тем, труд которых никак не связан с производством материальных средств существования (биржевые спекулянты, «звёздные» артисты и спортсмены, рекламщики, блогеры, шоумены, модели, «известные» политологи и экономисты, журналисты и ведущие теле-радио шоу и т.д.).   

Социальный закон, что наибольшая часть материальных средств существования должна доставаться тем членам общества, кто трудится в материальном производстве, кажется простым; «кто не работает – тот не ест». Однако при ближайшем рассмотрении обнаруживается, что этот закон наносит смертельный удар по всякому паразитизму. Поэтому этот закон неизбежно наталкивается на сопротивление не только со стороны тех членов общества, кто вообще не трудится, но и со стороны тех членов общества, которые поют и пляшут, бегают и прыгают, рекламируют товары, торгуют всем подряд, молотят языком, выдумывают из головы идиотские законы, рисуют модели экономического чуда и т.д., одним словом – не сеют и не пашут, но живут в роскоши и богатстве. Но особенно великий гнев возбуждает этот закон у апологетов капитализма – капитализма, который был разоблачён К. Марксом, как мошенническая организация, которая болтовнёй о правах и свободах человека хитроумно эксплуатируют всё общество.

Это разоблачение состоит в следующем. Капитализм предполагает два общественных класса: с одной стороны, капиталистов, обладающих средствами производства и средствами существования, с другой – рабочих, обладающих только личным средством производства – рабочей силой, которую они вынуждены продавать для того, чтобы на полученные деньги купить необходимые средства существования. Рабочий продаёт капиталисту свою рабочую силу за известную плату в день. В течение нескольких часов работы он воспроизводит эту плату в день. Но согласно условиям своего договора он должен работать ещё ряд часов, чтобы целиком заполнить рабочий день; стоимость, которую он создаёт в эти дополнительные часы прибавочного труда, составляет прибавочную стоимость, которая ничего не стоит капиталисту, но всё же идёт в его карман.  Тем самым, однако, было доказано, что обогащение капиталистов не в меньшей степени, чем это было у рабовладельцев и эксплуатировавших крепостной труд феодалов, происходит посредством присвоения чужого неоплаченного труда и что все эти формы эксплуатации отличаются друг от друга лишь тем способом, каким этот неоплаченный труд присваивается. «Но тем самым у имущих классов было выбито последнее основание для лицемерных фраз, будто в современном общественном строе господствуют право и справедливость, равенство прав и обязанностей и всеобщая гармония интересов, и современное буржуазное общество было разоблачено не в меньшей степени, чем предшествующие, как грандиозное учреждение для эксплуатация громадного большинства народа незначительным, постоянно сокращающимся меньшинством» (Ф. Энгельс, «Карл Маркс», К. Маркс и Ф. Энгельс, т. 19, с. 115).

Второй вывод состоит в том, что все общественные и государственные отношения, все религиозные и правовые системы, все теоретические воззрения, появляющиеся в истории, могут быть поняты только тогда, когда поняты материальные условия жизни каждой соответствующей эпохи и когда из этих материальных условий выводятся все остальные. «Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание. На известной ступени своего развития материальные производительные силы общества приходят в противоречие с существующими производственными отношениями, или – что является только юридическим выражением последних – с отношениями собственности, внутри которых они до сих пор развивались. Из форм развития производительных сил эти отношения превращаются в их оковы. Тогда наступает эпоха социальной революции. С изменением экономической основы более или менее быстро происходит переворот во всей громадной надстройке» (К. Маркс, «К критике политической экономии», К. Маркс и Ф. Энгельс, т. 13, с. 7-8).

Таким образом, история человечества выступает не как случайное, хаотическое нагромождение исторических событий, как это представляют буржуазные социологи, а как закономерный естественноисторический процесс замены одного общества, вследствие развития производительных сил, другим, более высоким и прогрессивным. «В общих чертах, азиатский, античный, феодальный и современный, буржуазный, способы производства можно обозначить, как прогрессивные эпохи экономической общественной формации. Буржуазные производственные отношения являются последней антагонистической формой общественного процесса производства, антагонистической не в смысле индивидуального антагонизма, а в смысле антагонизма, вырастающего из общественных условий жизни индивидуумов; но развивающиеся в недрах буржуазного общества производительные силы создают вместе с тем материальные условия для разрешения антагонизма. Поэтому буржуазной общественной формацией завершается предыстория человеческого общества» (К. Маркс, «К критике политической экономии», К. Маркс и Ф. Энгельс, т. 13, с. 7-8).

При дальнейшем развитии этого марксистского материалистического тезиса и при применении его к современному капиталистическому обществу сразу открывается перспектива великой, величайшей революции всех времен – социалистической революции. Но раз это понято, рушится вся теоретическая вера в постоянную необходимость существующего капиталистического общества, рушится до того, как это общество развалится на практике. Это блестяще доказали последователи К. Маркса – русские большевики – в 1917 году. Совершив первую в истории социалистическую революцию и построив первое в истории социалистическое государство – СССР, большевики на практике доказали неизбежную гибель капитализма, замены его социализмом.

Следовательно, тут уже безусловный интерес новоявленного российского капитала, всего мирового капитала требует ненавидеть К. Маркса и клеветать на него, объявлять его твёрдых последователей – большевиков – террористами, клеветать на Советскую власть, извращать её историю, представлять дело так, будто вся история Советской власти – это расстрелы, убийства невинных, нищета, голод, жизнь в бараках и т.д.

Вот, собственно, в этом и заключаются причины клеветы капитала на К. Маркса, лютой ненависти капитала к большевикам.

За рабочий класс!

Рафик Кулиев

18 июля 2023 г.  

Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *