По материалам публикаций на сайте газеты «Правда»
Автор — Сергей Кожемякин
Исходящие из Афганистана угрозы продолжают беспокоить республики Центральной Азии. Этому способствуют усиление террористических группировок и всё более явные разногласия внутри руководства «Талибана»*.
Держать порох сухим и быть готовым к самым неприятным неожиданностям. Для постсоветских стран, особенно граничащих с Афганистаном, это становится насущной необходимостью. Серьёзность проблемы подтвердили сразу несколько источников. Первым из них стал отчёт миссии ООН по содействию Афганистану. В документе указывается, что после прихода к власти талибов экстремистские организации не только не ослабли, но и получили «большую свободу манёвра». С некоторыми из них, например, «Аль-Каидой»*, Исламским движением Узбекистана*, «Джамаатом Ансаруллах»* и другими, новое правительство поддерживает связи той или иной степени интенсивности.
С другими Кабул находится в конфронтации, что, однако, не мешает им наращивать силы. Речь в первую очередь идёт об «Исламском государстве»*, численность боевиков которого в ООН оценивают в 4—6 тысяч. Как отмечается, тренировочные лагеря и опорные базы группировки существуют в 13 афганских провинциях, она ответственна за большинство терактов и вооружённых атак. С августа 2021 года в них погибли и получили ранения 1,7 тысячи мирных жителей. Усиление ИГ* доклад связывает как с неспособностью правительства установить контроль над отдалёнными районами, так и с недовольством правлением талибов.
Второй довод имеет под собой основания. Ключевые посты в руководстве страны заняли пуштуны, чья доля в населении, даже по самым высоким оценкам (перепись в Афганистане в последний раз проводилась в 1979 году), едва достигает половины. Это подогревает недовольство других народов, чем умело пользуются террористические организации. Среди командиров ИГ* есть этнические таджики Сайвали Шафиев и Шамиль Хукуматов. Последний был задержан в конце июня в Стамбуле, где он вербовал сторонников и собирал деньги на нужды организации.
Рост влияния радикальных исламистов подтверждают и другие источники. Американские данные изложены в отчёте специального генерального инспектора по восстановлению Афганистана Джона Сопко. Хотя количество «штыков», которыми располагает «Исламское государство»*, в нём сокращено до 1—3 тысяч, группировка тем не менее называется самой серьёзной угрозой режиму талибов. Обеспокоенность ухудшением ситуации с безопасностью в приграничных районах и активизацией международных террористических организаций высказали главы МИД стран-членов Организации Договора о коллективной безопасности. Их встреча прошла 20 июня в Минске. Призвав Кабул усилить контртеррористические меры, участники заседания высказались за налаживание координации по «афганскому вопросу» с Узбекистаном и Туркменией — странами, не входящими в ОДКБ.
Говоря о растущей угрозе, в Москве делают важное уточнение. Посетив в начале июня российскую военную базу в Таджикистане, министр иностранных дел России Сергей Лавров сообщил о наличии доказательств поддержки ИГ* и «Аль-Каиды»* со стороны Соединённых Штатов. По его словам, цель тайных связей — использование террористов для дестабилизации региона. Добавим, что о сотрудничестве западных спецслужб с «Исламским государством»* неоднократно заявляли иранские официальные лица.
В самом Кабуле отвергают все обвинения. Доклад американского генерального инспектора там назвали «пропагандой», добавив, что Исламский Эмират Афганистан (так талибы именуют страну) полностью контролирует ситуацию, а уровень безопасности является наивысшим за сорок лет. «Ни одна иностранная вооружённая группировка не действует в Афганистане. Проект под названием «Исламское государство»* серьёзно пострадал и находится на грани уничтожения», — утверждают власти.
Реальность опровергает эти бодрые заявления. В марте в собственном кабинете террористом-смертником был убит губернатор северной провинции Балх Мохаммад Дауд Музаммил. Настоящая охота на должностных лиц развернулась в другой провинции, граничащей с Таджикистаном,— Бадахшане. В декабре прошлого года там погиб начальник регионального управления безопасности. Следующей жертвой стал заместитель губернатора Нисар Ахмад Ахмади. Автомобиль с ним был подорван 6 июня в административном центре — Файзабаде. Два дня спустя во время поминальной молитвы по убитому чиновнику произошёл теракт в местной мечети. Погибли около двух десятков человек, в том числе командиры воинских подразделений. Ответственность за все атаки взяло на себя «Исламское государство»*.
Обстановку могут усугубить противоречия внутри правящей элиты. В мае стало известно о смене командиров военных корпусов и губернаторов ряда провинций, в том числе Панджшера, Баглана, Кандагара и других. После этого было объявлено об отставке главы правительства Мохаммада Хасана Ахунда, который руководил кабинетом с момента прихода «Талибана»* к власти. Официальная версия — состояние здоровья. Исполняющим обязанности руководителя правительства стал Абдул Кабир, являвшийся заместителем Ахунда по политическим вопросам. Ряд источников связывают это с переделом полномочий, в который вовлечены внешние силы, в первую очередь Пакистан и Катар. К слову, премьер-министр последнего Мухаммед бен Абдель Рахман Аль Тани в мае посетил Афганистан, став одним из самых высокопоставленных гостей страны с момента прекращения оккупации.
Политику постсоветских стран в этих условиях трудно назвать полностью продуманной. Так, руководство Таджикистана, несмотря на членство страны в ОДКБ, призывает западные страны к наращиванию помощи. Участвуя в саммите «Центральная Азия — Евросоюз», президент Эмомали Рахмон назвал недостаточными уже имеющиеся совместные инициативы — «Программу содействия управлению границами в Центральной Азии» и «Программу предотвращения распространения наркотиков в Центральной Азии» — и обратился к ЕС с просьбой помочь в укреплении границы с Афганистаном. В свою очередь США обустраивают погранпосты и оказывают силовым структурам военно-техническую помощь.
Учитывая информацию о связях Вашингтона с экстремистскими группировками, эти услуги могут иметь двойное дно и сыграть роковую роль в самый ответственный момент.
* Организация, запрещённая в РФ.
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.