Такой мы её запомним

Такой мы её запомним

По материалам публикаций на сайте газеты «Правда»

Автор — Лариса Ягункова

От нас ушла Юлия Борисова

С давних пор известно, что всякую попытку завести беседу Юлия Константиновна прерывала словами: «О Борисовой говорить не будем. Говорите о профессии актёра, о театральной культуре. Все наши даты — это только повод для того, чтобы вновь и вновь возвращаться к этим проблемам».

  Но вот вспоминаем об одном эпизоде из жизни актрисы — и начинаем задушевный разговор.

Накануне актриса только что отметила в ту пору своё восьмидесятилетие. Был праздничный вечер в Государственном академическом театре имени Евгения Вахтангова, много цветов, приветствий, пожеланий. И все эти пожелания сбылись — ещё почти два десятка лет актриса оставалась в профессии, выходила на сцену в спектаклях «Пристань», «Евгений Онегин», «Зонтик мадам Готье». Её талант и верность искусству стали легендой.

Припомнилось, что Михаил Ульянов назвал Юлию Борисову не просто звездой — планетой. Стало быть, театр — это Вселенная. Театру она посвятила всю свою жизнь, ради театра отказывалась от ролей в кино, а их после громадного успеха в «Идиоте» ей предлагали достаточно. Явление Борисовой на экране произвело, не побоюсь этого слова, фурор.

«…Она была сфотографирована в чёрном шёлковом платье чрезвычайно простого, но изящного фасона; волосы, по-видимому, тёмно-русые, были убраны просто, по-домашнему, глаза — тёмные, глубокие, лоб — задумчивый, выражение лица — страстное и как бы высокомерное». Такой и вошла в сознание миллионов Юлия Борисова — не оставалось и тени сомнения, что именно её красоту предугадал и запечатлел Достоевский в «Идиоте». Не было во всей России 1957 года другой такой красавицы, способной воплотить мятущуюся, непостижимую Настасью Филипповну.

Удивительным художником был Иван Александрович Пырьев. С какой прозорливостью углядел он «достоевщину» в милых, по-советски открытых Юрии Яковлеве и Юлии Борисовой. Правда, оба они были вахтанговцами, а вахтанговская школа подразумевает в актёре настоящего лицедея, сулит чудеса перевоплощения. Встреча с Достоевским стала для этих актёров чрезвычайной удачей.

— Пожалуйста, не забывайте ещё о вахтанговском режиссёре Александре Ремезовой, — говорит Юлия Константиновна. — Вот у кого был особый дар открывать актёров. Меня, лирическую актрису, которая едва становилась на ноги, она назначила в спектакле «На золотом дне» по Мамину-Сибиряку на роль Анисьи, уральской красавицы, выданной насильно за богатого старика и озлобившейся на весь мир. В этой пьесе — глухая, дремучая жизнь, которая, казалось, навсегда ушла в прошлое. Жизнь далёкая, но притом безусловная. Вся роль была построена на контрастах, на переходах от смеха к слезам, от издёвки к мольбе. Без Анисьи, наверное, не было бы Настасьи Филипповны.

Но если уж на то пошло, Настасья Филипповна была не первой моей ролью в кино. Впервые я снималась ещё студенткой театрального училища в фильме «Три встречи». Играла там свою ровесницу — Оксану. Сколько времени и сил было отдано этой работе, сколько надежд связано с ней! Это была картина о людях, прошедших через войну и сохранивших веру, силу, живую душу. Всё это отвечало моему душевному состоянию: я сама, хоть и была ещё очень молода, после войны начинала жить заново. Ранняя моя юность как бы перечёркнута войной. Отсюда стремление наверстать упущенное, жить с громадной отдачей.

Картину снимали сразу три великих режиссёра — Сергей Юткевич, Всеволод Пудовкин, Александр Птушко. А играли в ней Борис Чирков, Николай Крючков, Тамара Макарова. Вся группа была охвачена стремлением с предельной искренностью говорить о пережитом. И вот кому-то «наверху» показалось, что для такой искренности и откровенности ещё не пришло время. Картина не вышла. Актёрская судьба, как же ты сложна и превратна! Ну, кажется, я уже достаточно много сказала.

— А помните, как рабочие завода «Динамо» пригласили к себе в гости артистов Театра имени Вахтангова? Вас принимала бригада токарей-револьверщиков. Понаблюдали вы, как трудятся девушки, и вдруг сказали: «Давайте поработаю вместе с вами». Надели спецовку, встали к станку Ларисы Волковой, закрепили деталь — по всем правилам. И пошёл резец снимать стружку. Девушки не скрывали своего изумления. А всему этому вы научились, работая над ролью Оксаны, на съёмках фильма «Три встречи». С тех пор и началась ваша дружба с бригадой Марии Комиссаровой.

— Да, всё это было. Много лет наш театр шефствовал над коллективом завода «Динамо». Вам, наверное, это интересно как журналисту, но для меня не это главное.

— Конечно, нам интересно, каким образом большой актёр соприкасается с реальной жизнью. Нам интересно, что вы согласились на выдвижение депутатом Верховного Совета РСФСР — далеко не все «народные» соглашаются поработать на общественной ниве, впрямую порадеть за народ. Были вы и членом президиума Дома актёра — всегда была сильна в вас общественная жилка.

— Наверное, это свойство всего нашего поколения. И всё-таки говорите о театре.

Чтобы закончить кинематографическую тему, надо сказать, что лишь через 12 лет после «Идиота» Юлия Константиновна решилась принять участие в съёмках. Ходили слухи, что сама Екатерина Алексеевна Фурцева просила её сыграть Александру Коллонтай в фильме «Посол Советского Союза». И хотя в сценарии она носила фамилию Кольцова, актриса колебалась. Роль оказалась одной из самых трудных. Характер знаменитой революционерки не был развёрнут во времени, хотя действие и охватывало большой период. За пределами фильма оставалась по существу вся биография этой замечательной женщины — уход из благополучного дворянского дома, работа в подполье, встреча и дружба с Лениным, октябрьские события. Перед нами уже состоявшийся характер — здесь нет моментов эмоционального взлёта, столь выигрышных для Борисовой. Играть такую роль — большой риск. И всё-таки она выразила в ней внутреннюю страстность, показала личность, бесконечно преданную высоким идеалам революции.

Интересно, что эта картина сыграла большую роль в личной жизни актрисы: её сын тоже решил стать дипломатом, не иначе как под влиянием Коллонтай.

Сотни писем получала актриса после выхода фильма на экран — писали молодые люди, осмысляющие жизнь, писали ветераны. «Да за одну эту роль вам надо дать орден Октябрьской Революции!» — говорилось в одном из писем. Она и получила этот орден — спустя несколько лет. Её неоднократно награждали орденом Трудового Красного Знамени, орденом Ленина. Дважды получала она Государственную премию, ей были присвоены звания и народной артистки СССР, и Героя Социалистического Труда. Так отмечались её заслуги в театральном искусстве.

В век кино и телевидения Борисова осталась сугубо театральной актрисой. Сказалась верность принципам вахтанговской школы: священное отношение к театру-храму, потребность полной самоотдачи любимому делу. Поразительно было соответствие её творческой индивидуальности самому духу родного театра — она словно бы и на свет явилась именно для этой сцены. А ведь пришла в Театральное училище имени Б. Щукина — питомник вахтанговцев — по наитию, не подозревая, что сделала кардинальный жизненный выбор. Да и прославленные педагоги вряд ли думали, что перед ними стоит сама принцесса Турандот. Эту знаковую роль в возобновлённом спектакле, с которого, собственно, и начиналась когда-то вахтанговская слава, она сыграла в расцвете своей театральной жизни. Бесспорно, чтобы во-зобновить этот легендарный спектакль, нужно было заполучить в труппу Юлию Борисову — актрису подлинно вахтанговской школы, наделённую яркой театральностью, выразительностью и одновременно искренностью, глубиной чувств и правдой сценического существования.

Но быть вахтанговцем — это ещё и означало жить в определённом социуме, находить средства для точной социальной характеристики каждого персонажа. И этим искусством Юлия Борисова наделена сполна. Помнится, какое потрясение она произвела, сыграв Вальку-дешёвку сразу после Настасьи Филипповны. Вся Москва буквально ломилась на «Иркутскую историю». Может быть, кому-то мнилось: вот она — «дегероизация», которой так ждали низкие души. Но на этот раз они просчитались: не было никакой «дегероизации» — напротив, на сцене происходило воскрешение человеческой души, вызванное настоящей любовью.

Критики писали тогда, что чистота, поэтичность, нравственная сила всегда отличают работы Борисовой. Но впереди было ещё множество ролей, в которых актриса со свойственной ей честностью показывала, как жизненные противоречия ломают цельные характеры. Её Гитель («Двое на качелях»), Клеопатра («Антоний и Клеопатра»), Лика Мизинова («Насмешливое моё счастье»), Елена Андреевна («Леший»), Мария («Мария Тюдор») взывали к чувству человеческой справедливости и «милости к падшим». И опять-таки вся Москва рвалась в Театр имени Вахтангова. «На Борисову» ходили все — от мала до велика. И девочки плакали над судьбой Гелены из «Варшавской мелодии» — прекрасной пани, которой законы послевоенной жизни не дали соединиться с любимым. А старики водили внуков на «Конармию» и «Виринею», где Борисова показывала пробуждение личности, осознание своего места в стремительно меняющемся мире.

Юлия Борисова много лет собирала полные залы — она играла Кручинину в «Без вины виноватых» и Патрик Кэмпбелл в «Милом лжеце» и в обоих спектаклях воплощала нечто очень личное: актёрское призвание, душевную красоту и стойкость.

Напрашивается вопрос о  мемуарах, о монографии, посвящённой великой актрисе.

— Так и быть, скажу вам по секрету, — говорит Юлия Константиновна. — Книга будет. Она уже написана совместно с театроведом Верой Максимовой и называется «Люблю. Юля».

Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *