По материалам публикаций на сайте газеты «Правда»
Автор — Сергей Кожемякин
Базирующиеся в Афганистане террористические группировки продолжают проверять на прочность таджикскую границу. В очередной стычке убиты три проникших в республику боевика. Выстраиванию эффективной защиты мешают разногласия между постсоветскими государствами и колебания руководства самого Таджикистана.
В число «горячих точек», которые с пугающей быстротой появляются на карте мира, таджикско-афганское приграничье пока не входит. Но это спокойствие в достаточной степени условное. Напряжение в регионе растёт и время от времени прорывается в виде рейдов и стычек. Складывается впечатление, что экстремисты ищут слабые места границы, заодно проверяя возможности таджикских силовиков.
Последний такой инцидент произошёл в Дарвазском районе Горно-Бадахшанской автономной области Таджикистана. По данным государственного комитета национальной безопасности (ГКНБ) республики, группа боевиков движения «Джамаат Ансаруллах»* пересекла границу для организации подрывной работы. Обнаружить и окружить их удалось только через неделю. Отказавшись сдаться, боевики вступили в столкновение с антитеррористической группой ГКНБ и были ликвидированы. Сообщается также об обнаружении крупной партии вооружений, боевой амуниции, взрывчатых веществ, денег и средств связи, которые экстремисты заранее переправили из Афганистана и спрятали в нескольких схронах.
Напомним, что исламистская группировка «Джамаат Ансаруллах»* укомплектована и возглавляется преимущественно выходцами из Таджикистана. Базируясь в северо-восточной афганской провинции Бадахшан, в 2021 году она помогла «Талибану»* отбить её у правительственных сил. С тех пор организация является фактически полновластным хозяином нескольких приграничных уездов. При этом в «Джамаат Ансаруллах»* открыто угрожают соседней стране. Выпущенный в сентябре пропагандистский видеоролик содержит призывы к гражданам Таджикистана выступить против правительства. В нём также утверждается, что после того, как «муджахиды» («борцы за веру») победили в Афганистане, они возьмут власть в других странах, включая Пакистан и Иран.
На этом фоне ряд пакистанских СМИ сообщили, что «Джамаат Ансаруллах»* создаёт в Бадахшане новые тренировочные лагеря, в которых готовятся в том числе террористы-смертники. Одна из таких баз располагается в районе аэропорта административного центра провинции города Файзабад.
Указанная группировка не единственная потенциальная угроза постсоветским республикам Центральной Азии. Растёт влияние «Исламского государства»*, основные силы которого также базируются на севере Афганистана. В докладе, представленном членам Совета Безопасности ООН заместителем генсека организации Владимиром Воронковым, говорится, что оперативные возможности ИГ* за последнее время выросли, она оснащена современным оружием, а численность группировки в Афганистане оценивается в 4—6 тысяч боевиков. Показатель влияния исламистов — организуемые ею атаки на представителей власти и теракты. Так, ИГ* взяло на себя ответственность за взрыв мечети в городе Пули-Хумри — административном центре северной провинции Баглан. Жертвами произошедшего 13 октября теракта стали свыше 50 человек.
На первый взгляд, таджикские власти предпринимают все необходимые меры для защиты от возможного нападения. Как недавно сообщили в правительстве, количество погранзастав на границе превысило сотню. В то же время некоторые шаги Душанбе являются, мягко говоря, неоднозначными. Например, в оснащении сил, охраняющих рубежи страны, Таджикистан в значительной степени полагается на Соединённые Штаты. Недавно пограничники получили от Вашингтона партию внедорожников. Кроме того, американские «благодетели» пообещали в ближайшее время передать бронежилеты, снаряжение для операций в горной местности, оборудование для разминирования, радиостанции, приборы ночного видения и т.д. Учитывая связи американских спецслужб с исламистами, подобные подношения можно сравнить с «дарами данайцев».
Не способствуют выработке единой стратегии антитеррористической борьбы и сохраняющиеся разногласия среди постсоветских стран. Официальный Душанбе публично дистанцируется от афганских властей, обвиняя их в преследовании национальных меньшинств (в том числе таджикского) и сотрудничестве с экстремистскими силами. Другие государства, включая соседей Таджикистана по региону и Россию, предпочитают более прагматический подход.
Противоречия проявились во время недавнего заседания московского формата консультаций по Афганистану в Казани. «Мы на себе ощущаем последствия активизации террористических организаций в Афганистане на линии нашей государственной границы. Обстрелы нашей территории, установленная компетентными ведомствами тесная связь преступных группировок в нашем Бадахшане с террористами и наркопреступниками в Афганистане являются наглядными свидетельствами этих тревожных тенденций», — заявил на заседании начальник управления стратегических исследований МИД Таджикистана Шараф Рахими. Изложив свою позицию, таджикская делегация не поддержала итоговую декларацию. В перспективе эта несогласованность может сыграть крайне негативную роль.
*Организация, запрещённая в РФ.
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.