Владимир Кашин: «Российскому крестьянству климат — не помеха»

Владимир Кашин: «Российскому крестьянству климат — не помеха»

По материалам публикаций на сайте газеты «Правда»

Доклад заместителя Председателя ЦК КПРФ, председателя комитета Госдумы по аграрным вопросам академика РАН В.И. Кашина в рамках XXV Российской агропромышленной выставки «Золотая осень — 2023»

Добрый день,

дорогие товарищи!

Безусловно, сегодня у крестьян большой праздник. В присутствии председателя правительства России М.В. Мишустина мы все услышали добрые слова в адрес крестьянства за ту работу, которую мы все вместе проводили в последние годы.

Устойчивое развитие агропромышленного комплекса и неистощимое использование ресурсов, которыми богата наша Родина-мать, а именно использование земельных, водных, лесных, а по большому счёту и трудовых ресурсов — это главная наша с вами задача.

Так сложилось, что наша страна богата уникальными ресурсами. Россия занимает первое место в мире по лесным запасам и имеет 50% запаса хвойных лесов. Кроме того, страна занимает второе место в мире по обеспечению водными ресурсами, в нашей стране насчитывается около 65 тыс. гидротехнических сооружений, таких как плотины, гидроэлектростанции, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, дамбы и многое другое. Наши предшественники, да и мы создали рукотворные моря: было построено около 30 тыс. водохранилищ и прудов общей вместимостью более 800 млрд куб.м, в том числе 2650 водохранилищ с объёмом свыше 1 млн куб.м каждое. Это всё создаёт уникальные возможности, в том числе и связанные с освоением земельных ресурсов. В мире нет ни одной страны, которая бы имела такие благодатные условия для работы и которая бесспорно является экологическим донором планеты.

Исходя из обсуждаемой сегодня повестки с точки зрения адаптации АПК к изменению климата, это тема не новая, она не раз рассматривалась на площадках ООН. Мне приходилось возглавлять Комитет по природным ресурсам, природопользованию и экологии, пятнадцать лет занимаясь этой большой работой, неоднократно выступать на сессиях ООН. Ещё раз хочется сказать, что после ратификации и вступления в силу Киотского протокола 16 февраля 2005 года наша страна выполнила все те условия, которые были, по большому счёту, навязаны нам, для того чтобы вместо других стран сократить производство и углеродные выбросы. Правительство РФ хотело заработать и получить большие деньги за развал промышленности и сельского хозяйства. Было уничтожено 78 тыс. промышленных предприятий, вырезано 37 млн голов крупного рогатого скота КРС. Но получили кукиш с маслом.

Как только РФ стала подниматься на ноги, восстанавливая промышленность, сельское хозяйство, недропользование, науку, сразу же коллективный Запад снова озаботился углеродным следом и вновь «пятая колонна» засуетилась. Но время отрезвления пришло, и очередная авантюра не прокатит. Мировая олигархия вдолгую, системно проводит свою линию по уничтожению производств в других странах, в первую очередь в РФ.

Вместе с тем, принимая во внимание изменение климата, мы должны делать всё для того, чтобы максимально сокращать выбросы в наши воздушные и водные пространства. В этом плане многое сделано, что касается законодательства: приняты законы об экологическом нормировании, об обращении твёрдых бытовых отходов, лесные законы и другие. Необходимо более тщательно вести мониторинг по правоприменению этих законов.

Безусловно, изменение климата связано с уникальными возможностями на территории Российской Федерации. Сегодня наука располагает теми сортами и видами сельхозкультур, которые 20—30 лет назад могли произрастать в центральной зоне. Сейчас уже возможно выращивать их в том числе и в нечерноземной зоне. Очень важно использовать эти территории, более системно вести там производство различных сельскохозяйственных культур, которым нужны несколько иные температуры, водные балансы и т.д. Тема осеверения территории под сельскохозяйственные культуры, сады и ягодники, овощи, картофель становится всё более актуальна в последние годы.

Что касается самых благоприятных территорий для АПК, раньше считалось это территории Краснодарского, Ставропольского краёв, Ростовской области. Сегодня смело можно добавлять Орловскую, Воронежскую, Белгородскую, Брянскую области и другие, где несложно получать хороший урожай абсолютного большинства сельскохозяйственных культур. Имея эту благоприятную составляющую, необходимо отрабатывать региональные технологии, под эти новые возможности создавать соответствующие сорта и технологии с учётом природно-климатических условий.

Наряду с новыми возможностями имеет место и ряд негативных процессов. На разных территориях есть свои лимитирующие факторы: влага, тепло, почва и т. д. Во многих странах мира сегодня большой процент земель орошаемые. В США это более 40%, есть страны, где до 75% мелиорируемых земель. Мы с вами имели в 1990 году 13,6 млн га, а сегодня у нас не более 4,7 млн гектаров, и то частично, где работает осушение, где орошение, а с двойным регулированием — совсем немного гектаров.

В 2022 году в Приволжском федеральном округе получили на 20 млн тонн больше зернобобовых культур, значительно подняли урожай по сравнению со средними годовыми валовыми сборами, так как сложились нормальные климатические условия, в то время как в среднем по всем этим регионам в последние годы урожай был на уровне 1990-х годов.

У нас сегодня масса площадей, которые могли бы серьёзно повлиять на устойчивое получение больших урожаев. Надо принимать меры, почему и появилась программа «Вторая целина», и мы будем добиваться, чтобы она финансировалась по исходному паспорту, тогда мы могли бы многие вещи решать. Вопрос ограничения влияния лимитирующего фактора — главная на сегодня задача на многих территориях.

Ещё одна наша задача — сохранение плодородия почвы. Переувлажнение, заболоченные почвы, кислые, засоленные и т.д. Понятно, сколько мы вносили извести, органики, как следили за балансом выноса и вноса питательных веществ. Это в свою очередь тоже напрямую касается климатических условий, и это всё как раз экологические дела. Если мы не хотим превратить почву в пустыню для наших правнуков, то мы должны чётко понимать свою работу в этом направлении и выстраивать её соответствующим образом. В том году собрали 158 млн тонн зерна, а я хочу напомнить, что одна тонна выносит 73 кг NPK, легко умножить 150 на 73, и получим 11,5 млн тонн действующего вещества. А посмотрите, сколько мы вносим? Вот вопрос, который и наука, и агрономы, и технологи должны постоянно поднимать и действовать соответствующим образом.

Безусловно, технологии влияют на эту устойчивость. Есть масса примеров, несколько из них приведу. В 1970 годы на кафедре земледелия в Рязанской области была отработана очень хорошая технология производства проса: в первый же год применения получили рост урожая в разы. Подмосковье, Красная Пойма, крупнейшее овощное производство, 350—400 центнеров урожая в лучшие годы. Меняем предшественник, злаковые на люцерну, как и среду местообитания, и получаем 1500 ц/га капусты. Примеров влияния технологий на урожай море.

Новые технологии, новые кадры — это аксиома. Три года назад здесь, в Государственной думе, проводились парламентские слушания по подготовке резерва кадров. Сейчас идёт резкое сокращение числа специалистов агропромышленного комплекса России: агрономов, зоотехников, инженеров и экономистов. С кем работать, с кем говорить о новых технологиях, с кем отрабатывать систему получения полутора-двух урожаев в год? У нас есть такой опыт, есть такие возможности. Надо перед наукой ставить задачу и вместе с производством выходить на эти технологии получения полутора-двух урожаев в год с одного поля. Это делается спокойно даже на юге Подмосковья.

Сегодня крайне сложно найти специалистов агропромышленного комплекса. Тема подготовки кадров не случайно является заглавной на «Золотой осени — 2023», потому что применить новые, современные технологии, уловить тенденции изменения климата без специалистов невозможно. Без науки невозможно создать новые технологии, как и новые сорта сельскохозяйственных культур.

Но давайте посмотрим, как развивается наука: в четыре раза сократили подготовку молодых кандидатов наук, которые защищались раньше и защищаются сегодня. Мы кое-что делаем в этом плане, но недостаточно. Семь лет назад министерство просвещения предлагало ликвидировать ряд факультетов в сельскохозяйственных вузах, такие как экономический, юридический и другие. Мы это дело отстояли, не дали закрыть. Наши вузы получали 45 тысяч руб. на одного студента, в то время как министерство просвещения получало 130 тысяч. Мы решили эти проблемы, а также поддержали наши учхозы и ОПХ из федерального бюджета.

Но вместе с тем осталось очень много вопросов. Если мы не создадим в НИИ и наших учебных хозяйствах экспериментальную базу лучше, чем в производстве, то будем «нахлебниками» у производственников. В любом случае надо приложить усилия и сделать базу лучше, чем в передовых хозяйствах. Это задача министерств, это наша общая задача, потому что иначе так и будем смотреть за рубеж, стремиться оттуда что-то взять. Если в науке будет соответствующая база, всё будет нормально.

Какого бы специалиста мы с вами ни готовили, самого заинтересованного, самого патриотически настроенного, какие бы ни создали самые современные технологии и сорта, для решения насущных задач в производстве и переработке молока, мяса, овощей, картофеля, плодовых, технических и зерновых культур, но без комплексного развития сельской территории, без создания достойных условий жизни для людей ничего не будет. Сложно привлекать молодых специалистов. Никакой родитель не захочет, чтобы его дети не имели дома, соответствующих коммуникаций, дорог и другой инфраструктуры. Вот почему с таким трудом пришлось несколько раз докладывать и прежнему премьер-министру Д.А. Медведеву, и на Госсовете программу комплексного развития сельской территории. Под эту программу был сделан специальный расчёт. Посмотрите: сегодня на сумму 720 млрд руб. недофинансируется государственная программа развития сельских территорий, также недофинансируются и другие госпрограммы АПК, включая «вторую целину».

Ну и в заключение хочу огласить кричащие сегодня вопросы, когда на результат работы крестьянина идут семеро нахлебников с ложкой, а помочь желающих нет. Вот почему нам нужны юристы, экономисты, которые могли бы защищать результаты труда крестьянства. Хочу процитировать президента РФ В.В. Путина. Выступая на заседании дискуссионного клуба «Валдай», он сказал: «Мы за справедливость для всех. Эпоха эксплуатации кого бы то ни было, я уже сказал об этом дважды, в прошлом».

А у нас сегодня посмотрите: в 10% стоимости в рознице хлеба оценивается весь труд крестьянства. За 10 рублей с трудом продаём пшеницу, за 19 — муку, а стоимость 1 кг хлеба на полке магазина — 86 рублей, а это 2—2,5 батона. Хочу напомнить, что в советское время зерно составляло 50% в конечной цене продукта, а переработка и торговля — оставшиеся 50%.

Мы в Государственной думе подготовили закон в части установления предельного размера торговой наценки 10% на отдельные виды социально значимых товаров. Он уже год лежит: не можем эту тему пробить, столько лоббистов нашлось. А спекулянты и нефтяные бароны, которые грабят крестьян, сейчас, когда идёт уборка урожая и посевные работы, искусственно взвинтили цены на дизельное топливо. Только за июнь — июль на 42% цены на ГСМ подняли. Расчёт убытка с 16 июня по 21 сентября составил 11,8 млрд руб. — и это только предварительные данные. Таких завалов море, и приходится следить и быть начеку по всем составляющим.

Один из главных аргументов устойчивого развития, получения высоких урожаев — это техническая вооружённость. Невозможно двумя комбайнами обрабатывать тысячу гектаров. Наукой доказано: после достижения полной спелости каждый день — это потеря 1%. Убираешь месяц — 30% урожая потерял, это аксиома.

Теперь что касается стоимости денег и доступности кредитования. Я перехожу к другому монополисту, который устанавливает у нас соответствующие ключевые ставки. Посмотрите, что сделано! Остановлено всё финансирование в сельском хозяйстве. Не секрет, что основным источником финансирования сезонных работ в сельском хозяйстве являются банковские кредиты. А в результате повышения ключевой ставки прекращено, по существу, льготное кредитование сельскохозяйственных товаропроизводителей, приостановлена программа «сельской ипотеки», возникла реальная угроза срыва выполнения государственных программ агропромышленного комплекса.

Мы видим, что последние годы экономику вытягивает наш агропромышленный комплекс, он сегодня является драйвером, который заставляет всех остальных подтягивать болты. Сейчас нужно не палки вставлять в колёса на пути тех, кто работает, а действовать сообща и самым серьёзным образом. Работать хорошо, невзирая на трудности в это суровое время, наша с вами обязанность. Дорогие товарищи, фронт и тыл обязаны быть едины в достижении поставленных целей. Хочу всем нам в этом пожелать здоровья и успехов.

Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *