Муки перелома

Муки перелома

По материалам публикаций на сайте газеты «Правда»

Автор — Галина Ореханова, многолетняя заведующая литературной частью МХАТ им. М. Горького

Утверждённый в 1970 году главным режиссёром МХАТ имени М. Горького, Олег Николаевич Ефремов пришёл сюда с намерением реформировать «прославленный театр, десятилетиями закрытый для проникновения живой жизни». Так он определил понимание своей задачи, свидетельствует в книге о Ефремове А. Смелянский.

  А потом сам он напишет следующее: «Трудности у меня возникли не со «стариками», а именно с тем поколением актёров, которое называют средним, то есть с теми, кто пришёл в театр именно в конце сороковых годов и надышался определённым воздухом».

Но ведь о том, что нововведения Ефремова «старики» единодушно принимали, сказано опрометчиво. Широко известно, как восстал против прихода Ефремова в МХАТ Борис Николаевич Ливанов. Как активно не принимала «реформы» Анастасия Платоновна Зуева, насколько категорически отрицала их Анастасия Павловна Георгиевская…

Ливанов даже написал тогда взволнованный протест Л.И. Брежневу. Учтём, что Борис Николаевич был на особом счету у Станиславского, который именно к нему, «милому и любимому артисту, хорошему человеку», обратился 8 июля 1936 года с тревожным личным письмом. В нём он давал свой прочувствованный наказ: «МХАТ призван спасти мировое искусство. За невыполнение этого указа судьбы ответите Вы, оставшиеся в живых молодые последователи».

Стало быть, борясь за подлинный МХАТ, Ливанов выполнял задание самого Константина Сергеевича! Увы, даже это не возымело действия…

Истинно русское искусство при всех социальных катаклизмах всегда утверждалось на платформе народности. А театр под руководством Ефремова сразу же заметно приобрёл окраску так называемой элитарности. МХАТ Станиславского и Немировича-Данченко, Книппер, Качалова, Добронравова, Москвина, Тарханова, Зуевой, Ливанова, Хмелёва, Тарасовой, Еланской, Андровской и других великих мастеров жил идеей служения народу, какими бы трудными ни были времена, какой бы сложной ни представлялась конъюнктура. А какие идеалы двигали в наступивший для него судьбоносный час Ефремовым?..

«Была в то время в моей жизни и работа над пьесой со знаменательным названием «Ах, Маня!» — вспоминает Татьяна Васильевна Доронина. — Спектакль ставил Всеволод Шиловский, работал профессионально, интересно, и мне казалось, что спектакль будет иметь право на жизнь. Я играла в нём роль старой коммунистки, которая ни за что не хотела сдаваться. Она отстаивала идеалы, которые сопрягались в её понимании с христианским учением, и я создавала образ светлого человека. Это была моя первая «возрастная» роль. Худсовет МХАТа, в котором состояли и Анатолий Смелянский, и Михаил Шатров, этот спектакль не принял для постановки, а дальше, очень скоро, началось то, что получило название «разделение МХАТ».

Министерство культуры это разделение оформило — разрезали театр по живому, операция была произведена без наркоза. Страшно, бесчеловечно расправились с уникальным театром, и никто ещё не представил список погибших в результате этого разделения. А этот список русских актёров велик. Умерли самые талантливые, самые совестливые и остро чувствующие художники…

После раскола оставшаяся часть труппы избрала меня художественным руководителем МХАТ имени М. Горького. Надо было восстановить репертуар, на развалинах театра создавать новые спектакли».

И она это осуществила, народная артистка СССР Татьяна Доронина. Совершила свой подвиг во имя русского искусства!

Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *