1993 год: как ельцинисты едва не спровоцировали «ноябрьское побоище» в Москве

1993 год: как ельцинисты едва не спровоцировали «ноябрьское побоище» в Москве

Общеизвестно, что в последние годы нередко представители власти стали чинить препятствия в проведении мирных уличных протестных мероприятий, противодействуя даже встречам с депутатами. В начале 1990-х годов подчас наблюдались аналогичные действия со стороны правящих кругов. Все знают, как 23 февраля и 22 июня 1992 года, 1 мая 1993 года «демократы» разгоняли мирные демонстрации, избивая людей. А про то, что ельцинская группировка учинила 3 — 4 октября 1993 года и в последующие дни, даже повторять излишне. Однако ей даже всего перечисленного казалось недостаточным. Ведь стремление адептов прозападной «реформации» цементировать политическое пространство едва не обернулось столкновениями на улицах Москвы в день 76-летия Великой Октябрьской социалистической революции — 7 ноября 1993 года.

Как готовились применить силу в адрес коммунистов и их сторонников

18 октября 1993 года прекратило действие в Москве режима чрезвычайного положения, введённого пятнадцатью днями ранее. Казалось бы, после этого впору вернуться к нормам прежней жизни, разрешив, в частности, проведение уличных политических мероприятий. Но, несмотря на это, правящие круги по прежнему намеревались продемонстрировать решительный настрой в адрес оппозиции, прежде всего – в отношении коммунистов. Топорная позиция «демократических» властей 7 ноября 1993 года едва не привела к новым столкновениям на улицах столицы.

Коммунистические партии и движения намеревались провести в 76-ую годовщину Октябрьской революции акцию по традиционному маршруту – шествие от Октябрьской до Театральной площади и проведение на ней митинга. Но власти отказали им, предложив собраться всего-навсего на площадке у стадиона Лужники. Организаторы мероприятий полагали, что в этом месте, в дали от людских глаз, власти могут снова спровоцировать митингующих на радикальные действия, а затем повторить сценарий останкинского массового расстрела либо задержания людей. Надёжнее было бы провести мероприятие по сценарию прошлых лет (по нему, кстати, левые силы и в последующие годы проводили 7 ноября мероприятие). Тем более, что это никому не мешало. Сперва власти предложили левым силам собраться у стадиона Лужники, а потом вовсе вознамерилось не допустить проведения в день Великого Октября уличных мероприятий. 3 ноября 1993 года начальник государственно-правового управления мэрии Москвы Сергей Донцов ознакомил подававших заявление о шествии и митинге представителей коммунистических организаций с постановлением столичного правительства о запрете проведения всех массовых мероприятий.

Стал очевидно невооружённым глазом, что верхи думали продолжать вытеснять коммунистов на периферию, а также создать условия, позволяющие осуществить против них очередную провокацию. Было бы крайне бесперспективно вестись на поводу у власть имущих. Поэтому организаторы торжественных мероприятий 7 ноября заявили, что по сложившийся в течение последних лет традиции, они всё равно соберут на Октябрьской площади своих сторонников.

После этого в СМИ поднялась шумиха о мнимой подготовке «недобитыми коммунистами» 7 ноября массовых беспорядков с целью «взятия реванша» за события 3 – 4 октября. С аналогичными заявлениями выступили отдельные государственные руководители. В частности, руководитель Управления Министерства безопасности по Москве и по Московской области Евгений Савостьянов сообщил, что «повторение активности затаившейся после событий 3 – 4 октября вооружённой оппозиции неизбежно».  Вполне понятно, что тем самым снова создавалась морально-политическая обстановка, благоприятствующая последующему применению силы против демонстрантов.

У роковой черты

Утром 7 ноября 1993 года власть заранее приготовилась к встрече с коммунистами и с их сторонниками. Всё это подробно описал в своей книге «Пять лет на площади» наблюдавший в начале 1990-х годов за ходом уличных политических выступлений обозреватель Э.А. Зенкевич. Так, на подходах к Красной площади были выставлены цепи милиционеров и военнослужащих Дивизии внутренних войск МВД имени Ф.Э. Дзержинского. Перед зданием Исторического музея со стороны Манежной площади стоял БТР. На Садовом кольце между станцией метро «Парк культуры» и Октябрьской площадью стояло больше 20 бортовых машин и автобусов с бойцами Дивизии имени Ф.Э. Дзержинского и с ОМОНовцами. Перед входом в Парк культуры одно ОМОНовское подразделение даже проводило показательную тренировку по разгону демонстрантов. Там же стояли четыре пожарные машины с водомётами. Не было сомнений, что власти готовятся снова повторить то, что ранее они уже делали – разогнать манифестацию.

На Октябрьской площади стоял БТР с громкоговорителем, именуемый в народе «жёлтым Геббельсом», по которому постоянно крутили запись о противозаконности планируемой коммунистами акции. Более того, со стороны Шаболовки на помощь сотрудникам правоохранительным органам направлялись активисты «демократических» организаций (вроде «Живого кольца»), готовые вместе с силовиками разгонять митингующих. В проезде между 5-ым и -ым домами Ленинского проспекта стояли два БТРа со спецназовцами на броне. Вокруг них крутились поддерживавшие президента и правительство молодые люди, которые просили силовиков в крайнем случае «палить по коммунякам боевыми патронами».

Столкновений избежать всё же удалось

Однако ряд представителей объединений, организовавших мероприятие, призывали прибывающих сторонников коммунистов отправляться в район Медведково – к новому месту проведения митинга. Накануне вечером было принято решение о переносе в это место акции для избежания столкновений. У выхода из станции метро «Медведково» стояли представители левых сил, объяснявшие, как идти к месту проведения манифестации.

Примечательно, что в упомянутом районе столице ряд местных жителей, узнав от милиционеров, что основная масса идущих организованной колонной людей направляется на коммунистический митинг, начали предлагать «стражам порядка» разогнать «всю эту красную сволочь» и даже изъявляли о желании самим расстрелять коммунистов. По словам Э.А. Зенкевича, «произносили эти страшные слова не какие-то зажравшиеся «новые русские», а одетые в поношенные пальто и куртки и живущие в обветшавших медведковских «хрущобах» взрослые женщины и мужчины — такие же бедолаги, как и те, кто направлялся на митинг». И это прямой результат усилий «демократического» агитпропа, а также настроя адептов прозападного либерализма.

Как бы то ни было, в Медведково состоялся митинг, приуроченный к 76-летию Великой Октябрьской социалистической революции (его вёл  поэт Борис Михайлович Гунько). В мероприятии участвовали представители разных коммунистических организаций, в том числе КПРФ, РКРП, «Трудовой России» и других левых партий и движений. Митинг прошёл и от этого хуже всем не стало. Так что устрашения «демократических» властей масштабными потрясениями в случае проведения коммунистами акции были несостоятельными.

Вся эта история доказывала, что для прозападно настроенных ельцинских «реформаторов» формально декларируемые ими лозунги «демократии» для них (равно как и для их зарубежных покровителей) ровным счётом ничего не значили. Ради насаждения сулящих выгоду горстке захватывавшей национальные богатства страны криминально-компрадорской буржуазии экспериментов (вроде «построения свободного рынка», «вхождения в западное сообщество» и массовой приватизации) они готовы были едва ли не весь народ пустить по миру, прибегая не только к социально-экономическому истреблению соотечественников, но и к развёртыванию массового террора, подобного пиночетовскому. К сожалению, приходится констатировать, что политическим наследникам ельцинистов пока удалось сделать немало в направлении зачистки информационно-политического пространства от противников несправедливости, компрадорства и произвола. Однако никто не сказал, что подобному суждено оставаться на вечно. В перспективе народ России обязательно скажет своё решительное слово, отвергнет все, что связано с грабежом и с беззаконием.



Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *