Главное достояние МАЗа — его люди

Главное достояние МАЗа — его люди

По материалам публикаций на сайте газеты «Правда»

Автор — Вера Василевская

В промышленности Республики Беларусь есть ряд аббревиатур, не нуждающихся в расшифровке. Наработанная десятилетиями марка качества и статусности продукции МТЗ, БЕЛАЗа, МАЗа сделала названия заводов «говорящими» и узнаваемыми в десятках стран мира. При всей автоматизации производства к каждой сошедшей с конвейера машине прикладывает руку человек, начиняя её «по своему подобию». У грузового автомобиля есть «лицо» — его кабина, «связки» и «сухожилия» — сварочные узлы и «сердце» — двигатель, душу вкладывает в металл человек. И в готовом виде это уже не просто транспорт, но исполин с миссией — представлять свою страну за рубежом. Корреспонденты БЕЛТА побывали на Минском автомобильном заводе (МАЗ) и узнали, кто сегодня ваяет белорусского титана.

Держать «лицо» и держать марку для них одно и то же

На часах нет и девяти утра, а в цехе сборки и сварки кабин для самых разных модификаций техники уже жарко. Перед почти 80 сварщиками и малярами, работающими в три смены, поставлена задача произвести за сутки 34—36 кабин — и цех закипел. В прямом смысле слова. Железо становится податливым при температуре свыше 1000 градусов по Цельсию, и, хоть швы на кабинах короткие, ощутимый накал в производственном помещении продержится до самого конца рабочего дня.

С ходу определив нужного нам человека на производстве, направляемся прямиком к цели. «Эдуард Викторович Козлов, электрогазосварщик и по совместительству председатель цехового комитета», — отрекомендовался наш герой. Сразу становится понятно — человек скромный и немногословный, ведь, зная о предстоящем общении с журналистами, Эдуард Викторович не перечисляет и половины всех своих регалий. А между тем он лучший работник предприятия, по оценке руководства, член трудовой династии завода, профсоюзный лидер своего коллектива, общественный активист и мастеровитый сварщик. Кроме того, хороший психолог: уметь подобрать ключик к каждому из 240 работников цеха — задача не из лёгких.

Опытный мастер тоскует по временам, когда его главной обязанностью было не выпускать из рук сварочный аппарат, собирая кабины. Отдушиной стали «желторотики», проходящие практику или отработку на участке, которые нет-нет да и обращаются за подсказками к старшему товарищу:

«Эдуард Викторович, поправил, как вы и сказали. Заработало. Гляньте, пожалуйста, что на этот раз случилось», — подходит молодой человек лет 25 на вид.

Знакомимся с парнем. В рабочем комбинезоне и с ключом в руке — Сергей Сялицкий, монтажник сантехсистем и оборудования. В том же цехе, что и Козлов, Сергей работает два полных года и показывает хороший прогресс в профессиональном развитии. Полученных знаний хватило для сдачи на пятый разряд, и на достигнутом молодой человек останавливаться не планирует.

Пока мы разговариваем, работа в цехе не прекращается ни на мгновение. Сергей немного нервно поглядывает на Эдуарда Викторовича, инспектирующего и корректирующего результаты труда молодой смены. Между делом парень делится, что часто обращается за советами к своему отцу, который трудится на этом же предприятии.

Семейные подряды для такого гиганта, как МАЗ, к слову, не редкость. Все герои нашего материала привычно пересекаются на работе с членами своих семей. Чаще, чем с другими, это происходит с Эдуардом Викторовичем. Готовясь к конкурсу «Трудовая династия — 2023», его семья подсчитала, что в совокупности посвятила МАЗу более 425 лет. Наследие этой семьи прочно связано с заводом. Эдуард Викторович погружается в воспоминания…

Придя из армии, он, молодой, внял родительским советам и вернулся в цех, куда устроился до службы. Почти одновременно с отслужившим Эдуардом Козловым на предприятие пришли его братья и сёстры. В то время отец, долго проработав сварщиком, стал парторгом цеха. Мать дослужилась до начальника хозслужбы. Зачинателем же трудовой династии был дед, первым устроившийся на МАЗ. Пришло время и Эдуарду Викторовичу дать продолжение семейному делу. Оператором связи на заводе работала его дочь, а маленькая внучка ещё совсем крошкой вошла в культурную жизнь предприятия, став частью творческого коллектива «Сябрынкi».

Нашего героя столь многое связывает с МАЗом, даже сложно и вообразить, что для него значит завод. «МАЗ почти за 40 лет работы стал мне родным. Вся жизнь здесь. Для страны завод наш большое подспорье. Меня переполняет гордость оттого, что я приложил руку к созданию народного достояния», — с улыбкой замечает Козлов, проводя для нас экскурсию по выставочному ряду завода.

Экспонируемые здесь автомобильные большегрузы, автобусы, троллейбусы, прицепная техника разных моделей и конфигураций служат ярким доказательством правдивости слов Эдуарда Викторовича о непрекращающемся развитии родного для него и такого важного для отечественного машиностроения предприятия. На прощание уважаемый коллегами и ценимый начальством электрогазосварщик вскользь обмолвился, что решился на получение высшего образования. Сейчас учёба для него в самом разгаре.

«Та заводская проходная, что в люди вывела меня»

Попрощавшись с Эдуардом Викторовичем, бодро движемся по заводской дороге. Наша следующая точка назначения — кузовной цех. Территория предприятия огромна, и заблудиться в практически автономном «городе» ничего не стоит. К счастью, нам не дают потеряться: на нужном повороте нас встречает начальник кузовного цеха Валерий Беспоясько, ещё один герой нашего материала.

Начинаем традиционно — с мини-экскурсии. Заходя в цех, ожидаешь увидеть самосвальные кузова разной степени готовности, но, как оказалось, не варят их здесь уже очень давно. Название на соответствующее новым реалиям не заменили, поэтому в кузовном цехе сегодня собирают узлы из поставляемых комплектующих. Темпы, даже если принять во внимание, что узлы бывают разных форм и размеров, невообразимые. За смену из кузовного цеха уходит более 3 тысяч узлов. Их сборка — дело рук порядка 70 сварщиков.

Впрочем, нет, заявить так было бы ошибочно. В подчинении начальника кузовного цеха сегодня 121 человек, каждый из которых участвует в выпуске готовой продукции. Да Валерий Дмитриевич и сам не против вновь взять в руки сварочный аппарат. На производстве практикуются самые разнообразные виды сварки: полуавтоматическая, шовная, аргонодуговая, газовая — и каждая будет спориться, когда в деле начальство.

Секрет тут не только и не столько в опыте, сколько во вдумчивом подходе к производственному процессу. Совсем недавно Валерий Дмитриевич внёс лучшее предложение по организации рабочего места и стал победителем в своей номинации внутреннего конкурса по улучшению действующих производственных процессов, основанных на принципах бережливого производства.

Этим утром жизнь в цехе бурлит. Особенное рвение в работе проявляют шестеро молодых специалистов и столько же студентов. Сложных узлов им пока не доверяют, а вот учиться, набивая шишки, позволяют. Опытные наставники подробно объясняют и показывают, аккуратно исправляют ошибки. И пусть пока у молодёжи на один узел уходит 20 минут вместо положенной одной, в цехе думают о закреплении молодых специалистов на первом месте работы.

И вот упрямая статистика: порядка 60—70% практикантов возвращаются на МАЗ для работы.

Свой личный путь на предприятии Валерий Дмитриевич описывает цитатой из классики советского кино — фильма «Весна на Заречной улице»: «Та заводская проходная, что в люди вывела меня». Молодой и неопытный Валерий Беспоясько устроился на МАЗ в 1994-м и попал сразу в кузовной цех. Здесь и проработал почти 30 лет в разных должностях: побыл сварщиком, технологом, мастером, старшим мастером, дослужился до должности замначальника цеха и вот уже около 20 лет занимает пост начальника.

МАЗ дал герою материала если не всё, то многое: самореализацию в профессии, карьерный рост, социальные гарантии, материальное и даже семейное благополучие. Жена и сын Валерия Дмитриевича тоже трудятся на заводе. Сын Руслан, в частности, работает в той же должности, что и его отец прежде, — сварщиком.

Всё это Валерий Беспоясько рассказывает нам в своём кабинете. Повествование прерывается глухими, но резкими ударами. «Это девочки в цехе гайки делают. Один стук — одна гайка», — пояснил хозяин кабинета.

Мерные удары похожи на отсчёт метронома. В таком ритме, то утихающем, то ускоряющемся, бьётся сердце флагмана белорусского машиностроения — Минского автомобильного завода. Скорость ударов задают люди — главное достояние промышленного титана.

Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *