Грядущий строй. Статья № 1

Грядущий строй. Статья № 1

Заблудиться можно даже в трех соснах. А если у тебя путь длинною в целую общественно-экономическую формацию, кто даст гарантию человеку, партии, государству, что они выбрали правильную дорогу? Пожалуй, никто. И как быть? Не отчаиваться и искать. Осилит дорогу идущий.

Человечество должно четко себе представлять те дальние пределы, к которым оно должно прийти через сто, двести, триста лет. Капитализм давно разобран и разложен по политэкономическим  полочкам. А вот зданию социализма, как показала практика, теоретических кирпичиков пока не хватает.

Где дорога в иной общественно-экономический строй? Есть ли она? Есть. Дорога в социализм рядом была, в СССР шли сначала параллельно ей,  потом свернули направо.

Я дам  причесанные для статьи выжимки-нарезки  из книги «Грядущий строй». Самую соль.

 Все общественно-экономические формации, начиная с рабовладельческого строя и до капитализма,  имели  в своем основании, в фундаменте, один основополагающий принцип – частную собственность и сопутствующую ей эксплуатацию человека человеком.         

Между тем  самой сокровенной мечтой  поделенного на классы  человечества в течение   всей  его непродолжительной  истории было  одно – общество безграничной свободы и  социальное равенство.  Человек-творец  стремился сбросить с  собственного горба наглого эксплуататора, будь то  рабовладелец с кнутом и крестом для распятия, феодал с собаками и пыточными камерами,  буржуа с  белозубой улыбкой и  процентной удавкой. Не только сбросить кровососа, но и раздавить как гниду.

Труженик считал  человечным лишь тот  общественный строй,  где ему самому принадлежали бы результаты его труда. Красивая идея – великая мечта.  Лучшие умы  земли  в потемках,   ощупью искали  дорогу  справедливости.

Гениальные мысли и гениальные идеи размывали плотину старых представлений. 

И первая идея, закладывающая  фундамент  справедливого государства,  была идея об  общественной собственности, об общности  имуществ. Вот тот первый пограничный рубеж,  который отделяет общество эксплуатации от  более справедливого общества.  Лишь перейдя этот рубикон, мы можем сказать, что положен первый камень в здание  мечты человечества.

 Томас Мор,  пишет в своей знаменитой Утопии. «… мне кажется, повсюду, где есть частная собственность, где все измеряется деньгами, там  едва ли когда-нибудь будет возможно, чтобы государство управлялось справедливо и счастливо». «Ибо этот наимудрейший человек (Платон)  увидел наперед, что для общественного  благополучия  имеется один-единственный  путь – объявить во всем равенство. Не знаю, можно  ли это соблюдать там, где у каждого есть своя собственность. Оттого что когда кто-нибудь, основываясь на определенном праве, присваивает себе  сколько может, то, как бы ни было велико богатство, его целиком поделят между собой немногие. Остальным же оставляют они в удел бедность; и почти всегда бывает, что одни  гораздо более достойны участи других, ибо первые – хищные, бесчестные и ни на что не годятся, вторые же, напротив, —  мужи скромные, простые, и повседневным усердием своим они приносят обществу добра более, чем самим себе. Поэтому я полностью убежден, что  распределить все поровну и по справедливости, а также счастливо управлять делами человеческими невозможно иначе, как вовсе уничтожив собственность».   

 Восстание Спартака, крестьянские революции, Парижская  Коммуна,  Октябрьская,  Китайская, Кубинская и другие  революции казалось, навечно  разорвали цепи эксплуатации  человека человеком  и пробили в тенетах чистогана  опутавших мир  меркантильным интересом все расширяющуюся брешь.

  И вдруг, резкий откат назад. Один из наших бывших премьеров,  «киндерсюрприз»,  не стесняясь,  заявил: «В России, как  и в любой  стране мира, часть населения, составляющая «элиту» общества, должна  иметь от жизни все.  Удел остального населения – обслуживать своих лидеров. При этом естественным явлением будет и то, что часть населения будет умирать от голода, а часть будет  находить себе пропитание на помойках».

Классические истины политической экономии в доходчивой форме, как видите,  может изрекать любой  демократ.

Не так уж и велики достижения человечества, если посмотреть на них со стороны. Представим себе непредвзятый сухой отчет  инопланетянина посетившего  нашего землю. Чтобы он о нас написал?

 «Земляне,  находятся еще   на  том уровне развития производительных сил, когда им приходится  работать по восемь часов в сутки, а с учетом дороги  и все десять-двенадцать. То есть чрезмерный, часто однообразный труд, если выбросить из них также часы, предназначенные для сна, занимает у них большую часть биологических суток.  Труд творческий является  исключением.  Хотя человечество в своем развитии и подошло к тем пределам, за которыми можно начать разумную деятельность, отношения собственности, сложившиеся в предшествующие периоды, все еще остаются прежними и делят мир на господина — владельца средств производства и бесправного холопа.

 При нынешнем уровне развития производительных сил простой кусок хлеба доступен еще не всем. Десятая часть населения планеты просто умирает с голоду. Господствующий слой, диктатура капитала, именующая  себя буржуазной демократией, вполне довольна  существующим положением вещей и считает подобную  организацию  жизни  человечества, когда один сидит на горбе у другого, вершиной его развития. Но люди  подошли к Рубикону следующего, более справедливого общества. Идея-осеменитель созрела, значит скоро будет и новый плод».     

Современным производительным силам,  доросшим до безлюдных  автоматических  производственных линий, до обрабатывающих центров, до сверхмощных компьютеров, до межпланетных космических кораблей должны соответствовать  свои  производственные отношения. На подходе вместо простого и сложного труда, творческий труд.  Вчерашнего завидного жениха, жулика банкира,  завтра сменит  изобретатель творец,  подойдет новый господствующий класс.  И в собственности у него, последнего,  будет только его собственный интеллектуальный труд.  А форма сегодняшней собственности, которая не устраивает 98 % населения  земли, отомрет. Думаю,   это будет  принудительный процесс, но достаточно гуманный, по сравнению с предшествующими эпохами.  Люди обойдутся остракизмом, а не гильотиной.

Есть ли у нового класса материальные предпосылки? Есть. Есть ли у нового класса своя идеология? Нет. Ставит ли кто-нибудь сегодня вопрос о том, что человеческая цивилизация зашла в тупик? Ставят. Были ли опыты в странах социализма по реформированию его основы основ, экономических отношений? Были. Сразу оговорюсь, их благополучно похерили. У нас, по крайней мере.

Теории социализма в законченном виде пока нет. Между тем  его идея  должна быть  проста и понятна даже двенадцатилетнему ребенку.  Такой же должна быть и практика.

Новый путь человека мы сможем  найти,  если кардинально поменяем человеческому обществу цели и законы  жития и производства. Не грабеж  и убийства среди бела дня под флагом демократии, а созидательный труд; не  абстрактная прибыль, а экономия человеческих ресурсов и человеческого труда;  не растление — а нравственное воспитание; не наркомания — а физическое воспитание, и т.д.           

Общественный строй, который должен прийти на смену капитализму,  сильно будет отличаться от того  проекта, что был описан в советских учебниках.

                 Продолжение следует.

Щеглов Дмитрий Алексеевич

Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *