Операция «Ликвидация». Как в Москве городские власти избавляются от гаражей?

Операция «Ликвидация». Как в Москве городские власти избавляются от гаражей?

Массовый снос гаражей в столице начался ещё в 2014-м году, но продолжается он и по сей день. Несколько сотен тысяч московских семей уже столкнулись или столкнутся в самое ближайшее время с лишением своей собственности. Взамен городские власти предлагают компенсацию в 225 тысяч рублей при средней себестоимости гаража в 800 тысяч рублей. При этом, если от компенсации отказаться, то гараж всё равно снесут, что называется без суда и следствия. Однако, даже соглашаясь на такие деньги, не всегда удаётся их получить.

Рассерженные владельцы гаражей требуют от чиновников ввести в Москве мораторий на снос гаражей, автостоянок, вспомогательных зданий и сооружений гаражных кооперативов до 1 января 2026-го года. В период выборов мэра Москвы по проблемам гаражников выборным штабом кандидата от КПРФ проводилась городская Конференция, где были выработаны предложения о конструктивном решении данных вопросов с участием органов власти и владельцев гаражей и автостоянок, проведении полноценной «гаражной реновации», гарантирующей предоставление равноценного машиноместа в том же районе, а также о выплатах компенсаций по рыночной стоимости гаража. Примечательно, что столичные чиновники не идут на контакт с недовольными собственниками. В нарушение Конституции РФ, защищающей право собственности граждан на законно построенные гаражи, а также действующего законодательства, гаражи признаются «самостроем» и в сжатые сроки ликвидируются, даже если ещё идут суды…

Ситуация с гаражными кооперативами одинаковая по всей Москве, в какой район не загляни – ГК «Кантемировский №13», гаражи на Ярославском, гаражи в Царицыно, Нагатино-Садовниках, ГК «Маёвец» в районе Сокол, ГСК «Дорожник» на Ленинградском шоссе, ГСК «Вымпел» на Бакинской улице, ГСК «Октябрь» в Коптево и многие-многие другие. По мнению как гаражников, так и коммунистов, то, что происходит, а именно беспардонный отъём имущества москвичей, является чистой воды беззаконием. За десять лет в столице были снесены сотни тысяч гаражей, а земли, на которых они долгие годы стояли законным образом, в большинстве случаев либо переданы под коммерческое использование, либо застроены. Сами автомобили теперь находятся в переполненных жилых кварталах. Продолжаемый властями процесс по сносу гаражей в самое ближайшее время грозит московским дворам коллапсом из-за нехватки мест для хранения автотехники.

ИСТОРИЯ ВОПРОСА

В первую очередь гаражники возмущаются тем, насколько бесцеремонно правительство Москвы подходит к юридической стороне вопроса. Подавляющее количество снесённых и подлежащих сносу строений были возведены ещё во времена СССР на абсолютно законных основаниях. В течение всех этих лет москвичи ни от кого не скрываясь, будучи на виду у властей, добросовестно и непрерывно владели и пользовались гаражами, а также содержали их за свой счет. Многие гаражи и автостоянки были в свое время построены ими, их отцами и дедами на свои кровно заработанные деньги – за счет паевых взносов в Гаражно-строительные кооперативы, Московский городской союз автомобилистов и прочее. Собственники исправно оплачивали земельный налог (как владельцы или на основании долгосрочной  аренды земельных участков), электричество, вывоз мусора и прочие коммунальные платежи. И вот вдруг по мановению чиновничьей «волшебной палочки», всё это в миг стало неважно – гаражи – не гаражи, а самострой и незаконные строения.

Конфликтуя на протяжении нескольких лет с жителями, власти, казалось бы, всё-таки решили пойти им на встречу. В сентябре 2021-го года вступил в силу федеральный закон, в народе названный «гаражной амнистией». По его замыслу, до 1 сентября 2026-го года гражданину, использующему гараж, возведенный до 29-го декабря 2004-го года, можно оформить бесплатно право собственности на земельный участок, на котором расположен данный гараж.

Но не тут-то было.

Департамент городского имущества расторг большую часть договоров аренды буквально за считанные дни до вступления в силу «гаражной амнистии», чтобы не дать гражданам возможности воспользоваться правом на легализацию гаражей и автостоянок.

Как мы уже писали выше, тотальная расчистка столичной земли за счёт сноса гаражей осуществляется вразрез со статьёй 35 Конституции России, по которой «никто не может быть лишён своего имущества иначе как по решению суда». Однако, городские власти, невзирая на Основной закон страны, минуя суды, избавляются от гаражей по упрощённой схеме – основываясь на Постановлении Правительства Москвы № 614-ПП от 2-го ноября 2012-го года, которым организована работа по освобождению земельных участков от незаконно размещенных на них объектов, не являющихся объектами капитального строительства. Чиновники продолжают с завидным упорством утверждать, что собственность, которой владели гаражники на протяжении десятилетий, является незаконной. Кстати, решения по отъёму гаражей принимаются Городскими и окружными земельными комиссиями, которые, как утверждают гаражники, не имеют таких полномочий. Повторимся – только суд вправе выносить вердикт о законности или, наоборот, незаконности постройки.

«Характерно, что действующее российское законодательство запрещает считать самостроем любые строения и сооружения, возведенные до 1995-го года, когда вступил в силу Гражданский кодекс РФ. Но этот запрет не мешает Правительству Москвы нагло и незаконно лишать граждан имущества, признавая гаражи и автостоянки якобы «самостроем», – отмечают владельцы гаражей в своём обращении на имя Администрации президента.

Очевидно, что городские власти не заинтересованы в сохранении лакомых кусочков земли за автолюбителями. Несмотря на то, что гаражники готовы по новым правилам оформить свои взаимоотношения с государством, как это предполагает «гаражная амнистия», сделать этого не получается. По официальным данным Департамента городского имущества города Москвы, за первые полтора года действия «амнистии» из почти 5 тысяч поступивших от владельцев гаражей заявок на оформление положительные решения были приняты только по 11 земельным участкам. За это же время было зарегистрировано только 384 гаража…

БОРЬБА ЗА ГАРАЖИ

По сути единственными, кто встал на защиту гаражников, стали депутаты от Коммунистической партии Российской Федерации и левые активисты. Коммунисты проводят встречи с владельцами гаражей, оказывают им юридическую поддержку, посылают многочисленные запросы в органы власти, устраивают круглые столы и другие мероприятия с целью обратить внимание общества и власти на необходимость решения вопроса в конструктивном русле.

Только с начала этого года кандидат в мэры Москвы-2023 от КПРФ, Председатель комиссии Мосгордумы по науке и промышленности Леонид Зюганов совместно с Московским горкомом КПРФ, депутатами фракции КПРФ в Госдуме и Мосгордуме провели десятки выездов в Гаражно-строительные кооперативы, готовящиеся к сносу.

«Гаражная политика в Москве – это один сплошной парадокс. Гаражная амнистия в столице не действует, сумма денежных компенсаций за снос в десять раз ниже, чем реальная рыночная стоимость гаража, а документы, которые гаражникам выдавали еще при советской власти, почему-то оказываются недействительными», – отмечает Леонид Зюганов.

В августе 2023-го года КПРФ совместно с экспертами, юристами, общественниками и представителями гаражного сообщества провела большую конференцию «Гаражи в Москве-2023». Все собравшиеся были едины во мнении, что Москве нужна реальная, а не фиктивная «гаражная амнистия», а точнее – нужна «гаражная реновация», которая гарантирует предоставление равноценного машиноместа в том же районе. Безусловно, на время разбирательств необходимо также ввести двухлетний мораторий на снос гаражей.

Выступая перед владельцами гаражей, Леонид Зюганов отметил, что при наведении порядка в гаражной сфере для Москвы стоимость гаражной реновации составит 40 миллиардов рублей в год: «Занимаясь планированием, можно распределить финансовую нагрузку и сносить в год не по сто тысяч, а по пятьдесят тысяч гаражей. При нормальном грамотном подходе гаражная реновация обойдется Москве в 20 миллиардов рублей в год. Абсолютно вменяемая цифра, которую Москва с бюджетом в 4,1 триллиона вполне может себе позволить».

Таким образом, всё, что требуется от Правительства Москвы – за небольшие (по московским бюджетным меркам) деньги переселить владельцев старых гаражей в новые паркинги, а не выкидывать их машины на улицы под искусственными предлогами и надуманными основаниями, утверждая, что прав на собственность гаражники не имеют.

По итогам конференции, глава московских коммунистов Николай Зубрилин констатировал: «Гаражи – это недвижимое имущество. Имущественное наследие наших отцов и дедов, которое оформлялось законными документами советской власти. А сегодня нам говорят, что это незаконно. Тогда, по логике, советские дипломы об образовании кто-то тоже может предложить признать незаконными, а также советское свидетельство о рождении, советские награды и воинские звания. Как это так?! Все советские документы, в том числе и документы на гаражи, являются законными! А кто призывает их называть «незаконными» являются мошенниками и рейдерами!».

Позицию московских коммунистов разделяют и товарищи по партии в федеральном парламенте.

Депутат фракции КПРФ, возглавляющий Комитет Госдумы по вопросам собственности, земельным и имущественным отношениям Сергей Гаврилов пояснил, что в качестве уполномоченного органа по освобождению земельных участков от объектов, не являющихся объектами капитального строительства, выступает префектура соответствующего административного округа города. При этом, по его словам, что подтверждают и сами гаражники, суды не торопятся признавать капитальными строениями сносимые гаражи.

«Леонид Зюганов совершенно прав, отмечая, что гаражная амнистия в столице не действует. Его предложения по решению проблем с гаражами в столице заслуживают поддержки. Среди предложений Леонида Зюганова – проведение «гаражной реновации», которая предполагает предоставление машино-места взамен изымаемого гаража. Подобный подход позволяет не просто выплатить собственнику гаража компенсацию, оставляя его один на один с поисками подходящего земельного участка для строительства нового гаража или другого гаражного кооператива в данном районе, а предложить ему готовое решение для хранения транспорта с учетом существующих требований и нормативов. Реализация такого подхода позволит обеспечить интересы простых граждан, в собственности которых имеются гаражи. Гражданин должен иметь право выбора – получить компенсацию и самостоятельно решать вопрос с парковкой, либо получить машино-место для хранения автомобиля», – считает Сергей Гаврилов.

На сегодняшний день в Москве сложилась критическая ситуация с хранением автотранспортных средств и соблюдением конституционных прав граждан в вопросах незыблемости собственности. Гаражники констатируют, что количество мест хранения и суммарная площадь земельных участков, занимаемая объектами для постоянного хранения автомобилей, неуклонно и принудительно сокращаются. Данная проблема срочно требует разрешения в диалоге между гражданами и городскими властями.

В субботу 18 ноября владельцы гаражей, при участии депутатов-коммунистов, проведут коллективную подачу обращений в приёмную Администрации Президента РФ с требованиями, которые были приняты на общегородской конференции «Гаражи в Москве-2023». Среди них, в первую очередь – введение в Москве до 1 января 2026 года моратория на снос гаражей, автостоянок, вспомогательных зданий и сооружений гаражных кооперативов, а также выплата компенсации по действующим на данный момент ставкам всем гражданам, чьи гаражи были уже снесены ранее. Теперь «мяч» – на стороне главы государства, как гаранта Конституции России.

Павлов Дмитрий Владимирович, Помощник депутата Московской городской Думы от КПРФ Л.Е. Никитиной

Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *