Высочайшее служение отечественной культуре

Высочайшее служение отечественной культуре

Как невыносимо тяжело написать это о нём: «Прощаемся…»

  Да, не войдёт он больше в стены самого родного для него театра, не поднимется на святую сцену, не ответит почтительными поклонами на овации восхищённого зала, которому верой и правдой служил семь десятков лет.

Его называли однолюбом, и это совершенно верно — как в семье, так и в искусстве. Известно, что Олю Андрианову полюбил ещё в Щепкинском училище и тогда же они поженились. Не расставаясь, в согласии прожили до её кончины, а теперь вот лёг он рядом с ней на Троекуровском кладбище столицы, отказавшись в завещании от наиболее престижного Новодевичьего, причитающегося ему «по статусу».

И таким же был в профессиональной биографии своей. Когда в 1949 году отмечался юбилей великого Малого театра, школьник Юра Соломин в далёкой Чите посмотрел документальный фильм о мастерах Малого. Увлечённый драмкружковец к тому времени в свои четырнадцать лет уже подумывал об актёрской стезе. А фильм этот произвёл на него такое сильное впечатление, что решение было принято скорое и неотменимое: «стану актёром именно этого театра!»

Что же, стал. На всю оставшуюся жизнь. Стал народным артистом СССР, которого, без преувеличения, полюбила вся страна. Мало того, стал художественным руководителем того самого театра, с которым впервые познакомился когда-то заочно у себя в Чите.

Художественным руководителем Государственного академического Малого театра Юрия Мефодьевича Соломина избрал сам творческий коллектив. Произошло это в 1988 году. Время тогда наступило крайне смутное, и невозможная раньше угроза нависла над будущим уникальной, легендарной труппы. Останется ли она по направленности своей работы такой же верной величайшим традициям русского реалистического, психологического театра или будет «переформатирована», то есть переиначена, во что-то совсем иное?

Это была зримая опасность — вполне в духе разрушительной «перестройки», безоглядно крушившей в культуре всё русское и советское. Счастьем Малого театра оказалось то, что у большинства коллектива хватило мудрости точно разобраться в ситуации, чтобы единством своим поставить заслон идущим свыше проискам «модернизаторов» западного толка.

Директором театра был избран народный артист СССР Виктор Иванович Коршунов, возглавлявший до этого много лет партийную организацию коллектива. А пост художественного руководителя принял Юрий Соломин. Сперва оба они в крепком тандеме встали на защиту бесценно дорогих для них традиций, а после скоропостижной смерти директора-друга Юрий Мефодьевич уже один в руководстве выдерживал труднейшую битву за то, чтобы Малый театр остался таким, каким он единственно и должен быть — гордостью русской культуры!

Вот почему сегодня, в постигшую нас траурную пору, мы обязаны по достоинству и по справедливости, то есть особенно высоко, это оценить.

Разумеется, надо воздать должное всему, что во имя родной отечественной культуры поистине рыцарским служением ей свершил Юрий Соломин. Конечно же, незабвенны этапные образы, созданные им на сцене, а затем и поставленные им же выдающиеся спектакли. Конечно, останутся навсегда блистательные киноработы: и «Адъютант его превосходительства», и «ТАСС уполномочен заявить», «Дерсу Узала», фильмы о Миклухо-Маклае и Пятницком, многие другие. Но давайте прямо скажем: наверное, самой большой его заслугой перед Отечеством стало то, что в гибельное для нашей культуры время Юрий Соломин спас Малый театр.

Слишком громко звучит? Однако это абсолютная правда! Он действительно спас от уничтожения театр Щепкина и Мочалова, Гоголя и Островского, Садовских и Ермоловой. Как вы думаете, легко это далось ему?

В те роковые годы, после 1991-го, моя многолетняя связь с любимым театром стала тесной как никогда. И бывая там днями и неделями, я воочию видел, чего стоило его руководителю преодолевать все трудности и чудовищные несправедливости, которые чуть ли не ежедневно обрушивались на редкостный по своему творческому потенциалу театральный коллектив.

Прежде всего — из так называемых масс-медиа. За что же? А за то, что в его исполнении русская и зарубежная классика оставалась классикой. Требовалось же другое: чтобы в спектакле буквально ничего не было от гениального автора пьесы — пускай это хоть Грибоедов или Островский, Чехов или Лев Толстой, Шекспир или Мольер, Шиллер.

Помню, каким необыкновенно подавленным увидел Юрия Мефодьевича через несколько дней после премьеры спектакля «Коварство и любовь» по Шиллеру, одного из лучших в то время спектаклей. А в ответ на тревожный вопрос Соломину, что у него случилось, услышал: «Случилось у нас». И он протянул мне номер газеты «Московские новости» — с рецензией на «Коварство и любовь».

Честно говоря, читать такую высокомерную и безграмотную ложь было отвратительно. Мало того, по стечению обстоятельств оказалось, что я знаю авторшу этого сочинения. Выпускница журфака, она недавно была уволена из редакции «Правды» — по причине профнепригодности. Однако моё сообщение об этом, судя по всему, не очень успокоило обычно весьма сдержанного Юрия Мефодьевича. Он продолжал кипеть. «Довели», — подумал я. Ведь уже сколько подобных хамских «рецензий» пришлось ему прочитать!

А что делать, если против тебя действует заданная и организованная кампания? Такая же ещё хлеще развернулась, как известно, вокруг возглавляемого Татьяной Васильевной Дорониной МХАТ имени М. Горького. В моём представлении они рядом возвышались тогда на театральном горизонте — Татьяна Доронина и Юрий Соломин. Возвышались, твёрдо следуя принципам стоиков: «Делай, что должно, и будь, что будет».

Делали должное. При этом режиссёры из Малого один за другим работали и у Дорониной, помогая ей. А Юрий Мефодьевич старался также, насколько мог, поддержать единомышленников по всей стране. Организовав, например, ставший знаменитым всероссийский и международный фестиваль «Островский в Доме Островского», который успешно действует до сих пор.

В общем, сломить Юрия Соломина, несмотря на все предпринимавшиеся усилия и ухищрения, не удалось. Выстоял. Выдержал. Честь Малого театра не уронил.

Однако борьба за русский театр и в целом за русскую культуру продолжается. Далеко не все, наверное, сполна понимают значимость этой борьбы, а ведь от неё во многом зависит духовное будущее нашего народа. Так что бойцовская стойкость, неуступчивость Юрия Соломина для нас по-прежнему чрезвычайно важны. Как верный ориентир и достойный пример.

Низкий поклон Подвижнику…

Виктор КОЖЕМЯКО.

Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *