По материалам публикаций на сайте газеты «Правда»
Автор статьи — Александр Дьяченко
По общему признанию, как музыковедов и музыкантов, так и самих военных, национальным маршем Вооружённых сил России, безусловно, является «Прощание славянки» Василия Ивановича Агапкина, чьё 140-летие мы отмечаем 3 февраля (по другим данным — 15 февраля). Этот марш фактически является музыкальным символом русского воинства и победоносной славы российского оружия уже более ста лет — с момента его первого исполнения в 1912 году.
Певец «Прекрасной дамы» — великий русский поэт Александр Блок летом 1914 года стал свидетелем того, как полки новобранцев отправлялись на фронт под «Прощание славянки». И сами солдаты с воинской амуницией, и совершенно незнакомый военный марш — одновременно и грустный, и невероятно величественный — произвели на поэта неизгладимое впечатление. После чего он написал лирические строки (в ритме марша), которые затем посвятил произведению Агапкина:
Петроградское небо
мутилось дождём,
На войну уходил эшелон.
Без конца — взвод за взводом
и штык за штыком
Наполнял за вагоном вагон.
В этом поезде тысячью жизней
цвели
Боль разлуки, тревоги любви,
Сила, юность, надежда…
В закатной дали
Были дымные тучи в крови. <…>
И под чёрною тучей
весёлый горнист
Заиграл к отправленью сигнал.
И военною славой заплакал рожок,
Наполняя тревогой сердца.
Существует масса вариантов текстов, которые пелись на агапкинскую ритмичную мелодию, но приведённые стихи Блока, пожалуй, точнее всего выражают то настроение, которое всегда создаёт марш «Прощание славянки» и у провожающих, и у тех, кого провожают.
«Прощание славянки» обычно ассоциируется с проводами солдат на войну, на военную службу, с разлукой вообще. И именно этот марш с середины XX века регулярно звучал (и звучит поныне) на многих морских, речных и железнодорожных вокзалах страны при отправлении пароходов и поездов, что придаёт этому моменту особенной торжественности.
Так, в наши дни под звуки марша Агапкина отправляются в рейс пассажирские теплоходы на Волге, фирменные поезда «Тамбов» (Тамбов — Москва), «Россия» из Владивостока в Москву, «Кама» из Перми в Москву, «Вятка» из Кирова в Москву, «Италмас» из Ижевска, фирменные поезда из Белгорода в Москву, «Сура» (Пенза — Москва), Воронеж — Москва, «Соловей» (Курск — Москва), Ульяновск — Москва, международный поезд Пекин — Москва. Также под звуки этого марша с вокзалов отправляются эшелоны с новобранцами, убывающими к месту несения службы. Марш также является гимном Тамбовской области.
Автором столь полюбившегося россиянам марша стал 28-летний капельмейстер Тамбовского кавалерийского полка Василий Агапкин. Историки и музыковеды до сих пор спорят, что послужило источником вдохновения для создания столь неординарного творения, потому что сам Василий Иванович никаких пояснений не оставил.
Мнения исследователей разделились. Так, специалист по истории отечественной музыки Юрий Бирюков полагает, что своеобразным толчком для композитора послужила песня, которую распевали в 1905 году солдаты, отправлявшиеся на Русско-японскую войну, которая начиналась словами: «Ах, зачем нас забрили в солдаты, / Угоняют на Дальний Восток?», которые и задали ритм и темп марша. И хотя Агапкин на той войне не был, но мог слышать эти куплеты от солдат, которые возвращались из Маньчжурии.
Другой исследователь творчества Агапкина — Николай Губин — высказал предположение, что композитор вдохновился мелодической основой бетховенской увертюры к трагедии Гёте «Эгмонт». Данная гипотеза подтверждается тем, что некоторые коленца марша напоминают мелодические ходы из названного произведения гениального Бетховена.
К моменту создания «Прощания славянки» в 1912 году Василий Агапкин прошёл уже довольно длинный творческий и служебный путь военного музыканта. Он родился в деревне Шанчерово Михайловского уезда Рязанской губернии в бедной семье крестьянина-батрака, рано остался без матери. После смерти супруги его отец женился повторно, и семья переехала в Астрахань, где её глава работал грузчиком. Когда отец умер от непосильного труда, Василию было всего 10 лет. Вася и его младшие сёстры остались на попечении мачехи. Но вскоре его воспитанием занялись военные музыканты.
Однажды капельмейстер военного оркестра прослушал его и обнаружил у Василия идеальный музыкальный слух. Так Василий Агапкин в десятилетнем возрасте стал «сыном полка» — учеником духового оркестра 308-го Царёвского резервного батальона Астраханского пехотного полка, куда по просьбе мачехи его приняли воспитанником после окончания трёх классов церковно-приходской школы. А уже в 15 лет он был признан лучшим солистом-корнетистом, а позже научился ещё играть на трубе.
В 1899 году Василий Агапкин уехал на Кавказ, где поступил в оркестр Аварского резервного пехотного батальона, а уже через год служил солистом оркестра 82-го пехотного Дагестанского полка. В. Агапкин успел послужить также в оркестрах 45-го драгунского Северского полка и 16-го драгунского Тверского полка, стоявшего под Тифлисом.
Агапкин вырос в воинских частях среди военных музыкантов и не мыслил себя без армии и без музыки. Отслужив срочную службу, в декабре 1909 года он перебрался в Тамбов, где был зачислен штаб-трубачом расквартированного в городе 7-го запасного кавалерийского полка. В 1911 году он поступил в музыкальное училище студентом класса медных духовых инструментов. Его учителем был известный педагог Фёдор Михайлович Кадичев. По вечерам Агапкин с другими музыкантами училища давал концерты в саду купеческого собрания.
В октябре 1912 года началась Первая Балканская война — война Балканского союза (Болгарское царство, Королевство Греция, Королевство Сербия, Королевство Черногория) против Османской империи. В ходе неё страны Балканского союза отвоевали у Турции оккупированные ею несколькими веками ранее территории. Однако мир не воцарился, и уже через месяц между Болгарией и бывшими союзниками вспыхнула Вторая Балканская война, а через год началась и Первая мировая. Новости с Балкан волновали всё российское общество. Русские добровольцы — солдаты и офицеры, санитарные отряды сестёр милосердия — отправлялись на Балканы. Под влиянием этих событий Василий Агапкин написал музыку марша «Прощание славянки», который очень быстро стал популярным.
Исследователи считают, что оркестровать марш помог Агапкину композитор, дирижёр, нотоиздатель Яков Богорад, который выпустил в свет «Прощание славянки» в Симферополе в 1912 году. На сохранившейся до сего дня обложке (см. фото) первого издания значится: «Прощание славянки» — новейший марш к событиям на Балканах. Посвящается всем славянским женщинам. Сочинение Агапкина». Стоит упомянуть, что судьба Богорада трагична: в декабре 1941 года его расстреляли как еврея во время оккупации гитлеровцами Крыма в противотанковом рве на 11-м километре Феодосийского шоссе…
Первое публичное исполнение марша состоялось осенью 1912 года в Тамбове на строевом смотре 7-го запасного кавалерийского полка, в котором служил Василий Иванович. В считанные месяцы марш приобрёл невероятную популярность. Особенно к месту и ко времени марш «Прощание славянки» пришёлся после начала Первой мировой войны. Он исполнялся не только русскими военными оркестрами, но также в Болгарии, Германии, Австрии, Норвегии, Румынии, во Франции, в Швеции, Югославии и в других странах. Летом 1915 года в Киеве вышла первая грампластинка с записью марша, затем её выпустили фирмы грамзаписи Москвы и Петербурга.
Прекрасно запоминающаяся мелодия марша и мощная оркестровка создают проникновенный и трогательный образ женщины-славянки, провожающей своего любимого на войну. В ослепительных звуках духовых и ударных инструментов звучат молодецкая удаль и одновременно тоска и горечь расставания с родными и близкими, предчувствие жестокой битвы. В этой музыке звучат и благословение на великий подвиг, который предстоит совершить воину во славу Отечества, и надежда на его счастливое возвращение… Эта небольшая музыкальная пьеса обессмертила имя Василия Ивановича, потому что в ней создан яркий эмоциональный образ неразрывной связи разных поколений русских людей, переживающих нелёгкие времена, выражены чувства и настроения народа и армии в годы тяжёлых испытаний.
В 1915 году Василий Агапкин был удостоен звания военного капельмейстера, однако вступить в эту должность смог лишь после Февральской революции 1917 года. С приходом Советской власти в Тамбов в 1918 году Агапкин вступил в ряды Красной Армии: он стал капельмейстером Красного гусарского Варшавского полка, вместе с которым воевал на Южном, а позднее и на Юго-Западном фронтах.
В 1922 году Агапкин и его оркестр победили в смотре, который состоялся в Москве. Организаторские и творческие способности Василия Ивановича были замечены, и летом того же года его перевели в Москву на должность капельмейстера 117-го особого полка войск Объединённого ГПУ (ОГПУ). В январе 1924 года оркестр Агапкина участвовал в траурной церемонии во время похорон В.И. Ленина. В 1928-м Агапкин организовал духовой оркестр из беспризорников, многие из которых стали впоследствии профессиональными музыкантами. В 1938 году его пригласили участвовать в работе по усовершенствованию боя часов на Спасской башне Кремля.
С 1930 года Агапкин занимал должность капельмейстера оркестра Центральной школы ОГПУ (затем НКВД) СССР, с 1939-го — Высшей школы НКВД СССР. Оркестр Центральной школы регулярно выступал в саду «Эрмитаж», неизменно привлекая внимание слушателей. С участием оркестра были сделаны грамзаписи военной музыки.
К началу Великой Отечественной войны 57-летний Василий Агапкин — один из самых уважаемых в армии композиторов и дирижёров, ветеран военно-музыкального дела в Советском Союзе. Именно ему, в ту пору интенданту первого ранга, руководителю оркестра Отдельной мотострелковой дивизии особого назначения имени Ф.Э. Дзержинского, доверили дирижировать сводным оркестром Московского гарнизона на историческом параде на Красной площади 7 ноября 1941 года.
Василий Иванович вспоминал об этом так: «2 ноября 1941 года меня вызвал к себе командир дивизии и сообщил, что я должен явиться к коменданту города генералу Синилову. 7 ноября на Красной площади состоится парад войск, — объяснил Синилов, когда я явился к нему. Правительство возложило на вас руководство сводным оркестром гарнизона, который нужно для этой цели организовать из числа находящихся в Москве оркестров. Предупреждаю: необходимо, чтобы ни один музыкант не знал цели репетиции, так как это совершенно секретно! Где вы проведёте репетиции и какого числа, ведь времени осталось мало? Мне необходимо не менее двух дней, — ответил я, — прошу Вас провести репетиции в казармах дивизии…»
Таким образом, не имея достаточного времени для репетиций (всего два дня), в условиях строгой секретности организации самого парада Василий Иванович сумел собрать, воодушевить и подготовить музыкантов к трудному и ответственному выступлению. При этом никто из музыкантов до самого начала парада так и не догадался, в каких репетициях он принимал участие.
Существует много домыслов по поводу того, исполнялся ли марш «Прощание славянки» на том историческом параде или нет. Вот как высказывается по данному поводу научный сотрудник Научно-исследовательского института военной истории Военной академии Генерального штаба ВС РФ Алексей Мазур (опубликовано на официальном сайте минобороны): «Следует отметить: многие исследователи-музыковеды считают, что марш «Прощание славянки» не звучал на военных парадах в ноябре 1941 и в июне 1945 года. С этим мнением можно согласиться, так как в служебно-строевой репертуар для оркестров Красной Армии он был включён с осени 1945 года».
В марте 1942 года В.И. Агапкин получил назначение капельмейстером в Московское военно-техническое училище НКВД, эвакуированное в Новосибирск. Весной и осенью 1943 года оркестр участвовал в музыкальном сопровождении встреч в аэропорту Новосибирска возвращавшихся из Москвы в США Джозефа Девиса и Дональда Нельсона, которые являлись личными представителями американского президента. Они высоко оценили исполнительское мастерство коллектива и поблагодарили его дирижёра.
В 1943 году Агапкина назначили на должность капельмейстера оркестра Высшей школы наркомата государственной безопасности (НКГБ) СССР. А 24 июня 1945 года он принял участие в Параде Победы. На Красной площади выстроился огромный сводный оркестр из 1400 музыкантов. Управлял им генерал-майор С.А. Чернецкий, выдающийся капельмейстер и композитор. Помощником его был полковник В.И. Агапкин, чей оркестр вошёл в состав сводного.
Словом, В.И. Агапкин стоял у самых истоков традиции проведения торжественных и памятных военных парадов Красной, Советской и Российской армии на главной площади страны, которая сохраняется и поныне. И, вероятно, не будет ошибкой сказать, что оркестровое оформление этих парадов можно считать наследием В.И. Агапкина.
В 1947 году В.И. Агапкин стал дирижёром Образцового оркестра МГБ. Несмотря на достаточно преклонный возраст, Василий Иванович продолжал проводить репетиции оркестра и руководить его выступлениями. Он также организовывал и проводил лекции для специалистов по истории русской классической и советской музыки. Лишь в 71 год Василий Иванович ушёл в отставку. Его творческое наследие включает десятки инструментальных пьес, вальсов, полек, маршей, песен, есть даже пьеса в стиле джаз. Многие из них исполнялись оркестром под управлением Агапкина.
После выхода в 1957 году фильма «Летят журавли» режиссёра Михаила Калатозова знаменитый марш Агапкина, который звучит в картине, получил второе дыхание и вторую молодость. Как известно, фильм стал победителем Каннского фестиваля, что способствовало популяризации «Славянки». Он также звучит в таких картинах, как «Красная площадь» (1970), «Белорусский вокзал» (1971), «Великая Отечественная» (1978) и многих других.
Можно без преувеличения сказать: «Прощание славянки» — самый любимый марш в Советской и Российской армии. Именно его всегда исполняют оркестры по окончании торжественных мероприятий, разводов, строевых смотров и парадов. Он ежегодно исполняется 9 Мая во время военного парада на Красной площади.
А у каждого солдата-срочника — своё, личное отношение к «Прощанию славянки»: с этим маршем ассоциируются мечты о скорейшем «дембеле» — возвращении на «гражданку». И поэтому каждое исполнение этого марша для любого русского военного (действующего или бывшего) — настоящая радость!
Стоит также упомянуть, что после драматических событий 1992 года и распада СССР некоторые деятели культуры предлагали в качестве гимна новой России утвердить марш «Прощание славянки».
В мае 2014 года на территории Белорусского вокзала в Москве был установлен памятник, посвящённый легендарному маршу. Скульптурная композиция создана по мотивам сцены проводов добровольцев на фронт из кинофильма «Летят журавли».
За заслуги перед Родиной и за большой вклад в развитие музыкального искусства Василий Иванович был награждён орденом Ленина, двумя орденами Красного Знамени, многими медалями. Незабываемый солнечный свет его музыки всегда будет согревать всякого русского человека душевным теплом и верой в неизбежную победу нашей армии.
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.