Бюджет социально-экономического деградирования

Бюджет социально-экономического деградирования

Как известно большое начинается с малого. Если хочешь изучить какую-то сложную на первый взгляд структуру или явление, разложи её на составляющие. Именно так и осуществляется анализ и синтез. 

К числу таких сложных для простого понимания вещей относится, возможно, бюджет Российской Федерации. За сложными формулировками о профицитном бюджете, макро- и микроуровнях, социальной ориентированности и прочих наукоёмких материях, скрывается истинная сущность экономических притязаний правящего класса. А он у нас, как известно, буржуазный. Каким бы старомодным не казалось это слово, но так оно и есть. И думаю, что большинство сограждан, регулярно ощущающее на себе лично ухудшение уровня жизни на фоне роста благосостояния немногих «успешных предпринимателей» с этим согласятся. 

Вместе с тем, разобраться в том в каких именно строчках бюджета и зашифрован этот буржуазный «интерес» бывает не всегда просто.

Этих недостатков лишены бюджеты более низкого уровня. В особенности – бюджеты муниципальные. У муниципалитетов осталось не так много полномочий и бюджетных источников (налоговых сборов), чтобы что-то можно было скрыть. Но даже и здесь нужно иметь определённые познания, чтобы уяснить кто является конечным выгодоприобретателем этого бюджета.

Так, в немногочисленных статьях расхода бюджета московского муниципального округа Северное Медведково 75,5 % — затраты на содержание аппарата управления. Много ли это или мало? Тут посчитать несложно. Вместе с руководителем аппарата (фамилию скромно опустим) трудится ещё 4 работника. Итого, из 26,4 млн. руб. годового бюджета 19,9 млн. руб. приходится на содержание этих граждан. Около 12,4 млн. руб. – непосредственно затраты на оплату их труда. Если поделить на 5 и ещё на 12 месяцев, то выходит в среднем по 206 тыс. руб. с гаком на брата. Если принять во внимание, что это в среднем и не все из этих работников оформлены на полную ставку, то выйдет и ещё больше на отдельных персон. И это при том, что по городу Москве за период январь-сентябрь 2023 года даже средняя «по больнице» заработная плата (которую на самом деле мало кто получает) составляла по данным Мосстата 128 268,6 руб. Такой вот «социально ориентированный» районный бюджет выходит. И местные чиновники, слово бюджет всегда упоминают в сочетании «бюджет социально-экономического развития района». 

Теперь возьмём другой уровень – уровень субъекта, города Москвы. Запутаться в многочисленных «субсидиях», «трансфертах», «непрограммных» расходах и прочих специальных терминах простому человеку довольно просто. Особенно, принимая во внимание, что текст самого этого документа занимает более 1600 листов машинописного текста. Видно, что готовят его не для широких масс населения. Выделить, однако, общие тенденции можно и тут. В нижеприведённой таблице даны некоторые показатели из этого бюджета для более упрощённого понимания этих тенденций. Напомним, что расходная часть бюджета Москвы на 2024 год составляет 4,79 трлн. руб. Сумма немалая. Как же она расходуется?

В блоке ЖКХ обращает на себя внимание явный социально-экономический дисбаланс в расходовании средств на городскую инфраструктуру и социально значимые позиции – затраты на содержание ресурсоснабжающейинфраструктуры и вопросы охраны окружающей среды. Бюджеты этих позиций выглядят просто нелепо на фоне затрат на, скажем, закупку антигололёдных средств или ГСМ для госучреждений коммунального хозяйства, проверить обоснованность которых, мягко говоря, затруднительно. 

Разве можно улучшить экологическую ситуацию в городе на 190 млн. руб. год? Для понимания: это 0,000039% бюджета Москвы. А сколько километров русла рек можно очистить на 200 млн. руб., если бюджет очистки благоустройства одного прудика в Свиблово, например, в 2021 г. составлял около 22 млн. руб.?

Обращает на себя внимание и немалый объём средств, выделяемый на содержание объектов дорожного хозяйства. На фоне расходов в 77,7 млрд. руб./год как-то непонятно выглядит проблема с уборкой снега в столице, которая в последние несколько лет вошла уже в привычку. 

ДепартаментНаименование статьи расходовСумма, млрд. руб. (для упрощения округлено)
Жилищно-коммунального хозяйстваСодержание объектов дорожного хозяйства и автодорог77,7
 Закупка противогололёдных материалов для обработки дорог и дворовых территорий14,2
 Закупка топлива для нужд госучреждений комплекса городского хозяйства 13,1
 Развитие единой светоцветовой среды Москвы28,8
 Благоустройство территорий административных округов119,4
 Субсидия ресурсоснабжающим организациям на поставку населению отопления0,0054
 Содержание и текущий ремонт дворовых территорий2,47
 Капиталовложения в объекты теплоснабжения, газоснабжения, водопровода и водоотведения4,4
 Охрана окружающей среды и улучшение экологической ситуации в городе0,19
 Расчистка русел рек0,2
 Обеспечение правопорядка и профилактика правонарушений0,18
Департамент культурыГранты на осуществление мероприятий по развитию и поддержке театрального искусства11,6
 Материально-техническое оснащение и модернизация городской инфраструктуры17,7
 Субсидия ФГУП «Охрана» Росгвардии на охрану «Парка Зарядье»0,229
 Сохранение объектов культурного наследия г. Москвы0,013
 Мероприятия по обеспечению безопасности в госучреждениях0,083
 Ремонтные работы в госучреждениях, включая сохранение объектов культурного наследия0,39
Департамент труда и социальной защитыМодернизация и развитие системы соцзащиты г. Москвы106,6
 Подготовка кадров для экономики Москвы, активная политика занятости и социальной поддержки безработных0,55
 Реализация мероприятий активной политики занятости населения0,029

Так, например, благодаря «работе» ГБУ «Автодор СВАО» снежные завалы вперемешку с грязью и реагентами достигают высоты несколько метров в районе Северное Медведково на улице Широкая вместо вывоза на снегоплавильныепункты снега. Всё это сбрасывается на газоны и деревья вдоль улицы. По странному совпадению именно в этих местах увеличивается число погибших деревьев. Обслуживаемые этой организацией территории в районе Северное Медведково регулярно заливаются соляркой из дырявых шлангов. В результате всего этого озеленённые территории района ежегодно деградируют, растёт число погибших деревьев. 

Или, например, бюджет Департамента культуры. На фоне явно нищенских сумм, выделяемых на вопросы сохранения и ремонта объектов культурного наследия (около 500 млн. руб./год), просто издевательством выглядят многомиллиардные траты на непонятные гранты и какое-то «материально-техническое оснащение городской инфраструктуры». Тема т.н. «грантов» и «субсидий» требует вообще отдельного внимания. Как-то странно, но периодически в городской бюджет просачиваются какие-то конкретные ООО с непонятными прожектами. Так, в бюджет Департамента здравоохранения влезло некое ООО «Эвоген» с грантами на сумму 588,6 млн. руб./год с «инновационными методами лечения злокачественных опухолей и генетическим тестированием беременных женщин». Определить что это: перспективная разработка или шарлатанство без специального расследования невозможно. Или, например, отдельной строкой выделена субсидия в размере 6,874 млн. руб. на питание студентов театра театральной школы Олега Табакова при Московском театре Олега Табакова. Никто вроде не против, но почему именно им и отдельной строкой? Других кормить не нужно? Или тут какие-то особые заслуги этой именно школы перед горожанами?

А разве не выглядят вызывающе затраты на охранников ФГУП «Охрана», обсуживающих один лишь «Парк Зарядье» за сумму в 229 млн. руб./год на фоне общегородских затрат на мероприятия по обеспечению безопасности в госучрежденияхДепартамента культуры в сумме 83 млн. руб.?

Откровенным издевательством выглядит и затраты на реализацию мероприятий активной политики занятости населения в бюджете Департамента труда и социальной защиты. Если на непонятную модернизацию и развитие системы соцзащиты г. Москвы выделяется 106,6 млрд. руб., то на этот социально значимый вопрос трудовой занятости москвичей расходы составляют29 млн. руб./год или 0,000006% бюджета столицы (да, вы всё верно прочитали, это шесть миллионных долей от процента!). А по бюджетной строке «Подготовка кадров для экономики Москвы, активная политика занятости и социальной поддержки безработных» большая часть и без того жалких средств – социальная поддержка безработных, а вовсе не их трудоустройство. 

Примеры эти можно продолжать и продолжать. Картина складывается безрадостная. И муниципальный бюджет, и бюджет субъектов на рассмотренных примерах – это не бюджеты социально-экономического развития, как их позиционирует исполнительная и законодательная власть в лице «Единой России». Это средства для наполнения карманов узкой группы лиц, причастных к правящему классу капиталистов (собственников средств производства) за счёт налогов, удерживаемых с постепенно нищающего населения. Поменять ситуацию можно только одним путём – изменив политическое соотношение сил в сторону господства другого класса, рабочегокласса и трудящегося большинства. 

Дмитрий Болотников

Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *