Об успешном опыте противодействия диктату олигархического капитала в постсоветской России
В настоящее время из уст практически всех политических партий, всех кандидатов на пост президента России звучат обещания принять меры по решению социальных проблем, по ускорению развития национальной экономики. В то же время либералы (как проправительственные, так и “оппозиционные”), раздавая народу обещания, не собираются создавать условия, благоприятствующие проведению сильной социальной политики. Они вовсе не помышляют об увеличении доходной части бюджета, о справедливом распределении общенациональных ресурсов.
В свою очередь, в программе команды кандидата в президенты России от КПРФ Н.М. Харитонова сделан первоочередной акцент на необходимости обращения богатств страны на пользу народа, а не горстки олигархии. Компартия Российской Федерации и её союзники в течение трёх десятилетий ставили этот вопрос на повестку дня.Однако усилиями либеральной пропаганды у части населения удалось сформировать представление, будто предлагаемые КПРФ меры по деолигархизации экономики способы обернуться масштабными потрясениями. Но практический опыт реализации идей левопатриотической оппозиции не оставляет камня на камне от подобных утверждений. В частности, реальное противодействие в 1998 — 1999 гг. правительством Е.М. Примакова — Ю.Д. Маслюкова и Центробанком В.В. Геращенко всевластию и своеволию олигархического капитала позволило стабилизировать социально-экономическую обстановку. Каким образом им удалось даже в условиях острейшей нехватки денег в государственной казне найти дополнительные средства для инвестиционных и социальных программ?
Прежде всего, надо говорить о перекрытии после финансовой катастрофы 1998 года каналов вывоза капиталов за границу. Так, указанием Центробанка РФ № 347-У экспортёрам вменялось обязательство продажи государству 75% валютной выручки.Одновременно прилагались усилия по наведению порядка в деятельности внешнеторговых компаний. Это предусматривалось постановлениями правительства № 1267 от 31 октября 1998 года “О введении лицензирования экспорта из Российской Федерации шкур крупного рогатого скота, овец и прочих необработанных шкур” и №18 от 5 января 1999 года “О дополнительных мерах государственного регулирования при заготовке, реализации и экспорте древесины ценных лесных пород”. Параллельно начали предприниматься попытки заставить сосредоточенные в топливно-энергетическом комплексе компании платить налоги в российский бюджет. Например,решением правительства от 4 января 1999 года № 17 “Об утверждении ставок вывозных пошлин на товары, вывозимые с территории Российской Федерации”, вводились экспортные пошлины на нефть и на газ, упразднённые В.С.Черномырдиным в 1996 году.
Нельзя не отметить предпринимавшихся при содействии генерального прокурора Ю.И. Скуратова попыток правительства Е.М. Примакова и Ю.Д. Маслюкова пересмотреть результаты криминальной приватизации, принять меры в отношении ключевых представителей власти и крупного капитала, нанёсших России финансово-экономический урон. В 1998-1999 гг. борьба с коррупцией и с экономическими преступлениями велась последовательно, а не выборочно. Следственные действия велись в отношении многих представителей ельцинской “семьи” и связанных с ней олигархических компаний. В результате удалось добиться возвращения государству части ранее захваченных “приватизаторами” банков и корпораций. Так, в ноябре 1998 года арбитражный суд Москвы признал сделку по продаже подконтрольным В.О. Потанину структурам компании “Пурнефтегаз” недействительной. 9,5% её акций вернулись государственной компании “Роснефть”. Одновременно в собственность государства перешло два крупнейших банка. Например, 75% акций ранее подконтрольного Б.А. Березовскому и А.П. Смоленскому СБС-Агро стали находиться в залоге у Центробанка. В свою очередь, банк “Российский кредит” перешёл под управление государственной корпорации “Агентство по реструктуризации кредитных организаций”.
Передавая государству часть банков и компаний, правительство Евгения Примакова и Юрия Маслюкова также предпринимало меры по недопущению своеволия их руководителей. В частности, ответственные за доведение до убыточного состояния менеджеры государственных компаний “Роснефть” и “Славнефть” были с подачи кабинета министров сняты с ответственных должностей. Одновременно сдерживались финансовые аппетиты руководителей упомянутых структур. В частности, введение системного государственного регулирования деятельности госкомпаний предусматривалось постановлением правительства № 253 от 3 марта 1999 года “О мерах, исключающих необоснованный рост затрат и цен (тарифов) на продукцию(услуги) субъектов естественных монополий в 1999 году”.
Всё это позволило увеличить поступления в государственную казну и использовать дополнительные возможности для выполнения социальных обязательств государства, для содействия развитию национальной экономики. Предпринятые в 1998 — 1999 гг.попытки “левого поворота” принесли позитивные результаты. По данным Госкомстата,только за октябрь 1998 — март 1999 гг. рост промышленного производства составил 18%, темпы инфляции за сентябрь 1998 — май 1999 гг. снизились с 38,4 до 2,2%.Наблюдались определённые сдвиги в области социальной политики. К маю 1999 года удалось на 4 млрд. рублей погасить задолженность по зарплатам, на 6 млрд. рублей -по пенсионным выплатам. Одновременно весной 1999 года впервые за годы “рыночных реформ” на 50% увеличилась зарплата у бюджетников (в первую очередь -у врачей и у учителей), денежное довольствие военнослужащих выросло в 1,62 раза, стипендии студентов — в 2 раза.
Всё вышеизложенное доказывает, что лишь при реальной декриминализации и деолигархизации российской экономики появятся возможности выхода страны на путь устойчивого развития, решения социально-демографических проблем.
Пресс-служба МГК КПРФ
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.