По материалам публикаций на сайте газеты «Правда»
Автор — Татьяна Офицерова
Принятый три недели назад в первом чтении законопроект о поддержке операторов наружной рекламы 9 апреля завершил своё парламентское оформление, пройдя сразу процедуру второго и третьего чтений. Этот лоббистский документ, инициированный депутатами из фракции «Единой России» и активно поддержанный элдэпээровцами, вызвал ожесточённую критику со стороны коммунистов.
Подробно «Правда» рассказывала о нём в материале «Рекламных баронов одарили льготой», опубликованном в №30 за 22—25 марта. Напомним: речь идёт о продлении без торгов на 10 лет действующих и заключённых в течение 2024 года договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, что закрепляет за крупными владельцами билбордов возможность и дальше осваивать эту золотую жилу рекламного бизнеса, подавляя мелких конкурентов.
Несмотря на огромное количество поправок (более полусотни), предложенных депутатами, законопроект ко второму чтению не шибко изменился. Палата одобрила лишь несколько идей: разрешить продлевать договоры только организациям, не имеющим задолженности по платежам, установить при продлении для них пошлину, которая отчасти компенсирует бюджетам их потери от непроведения торгов, и увеличить долю социальной рекламы с 5 до 10 процентов.
Абсолютное же большинство поправок было отклонено как «несоответствующие концепции законопроекта». Николай Арефьев, например, предлагал вернуть требование проведения торгов, ограничить срок продления договора двумя годами вместо десяти, а также убрать довольно странную статью, устанавливающую срок действия закона один год. Последняя норма особенно противоестественна и лишний раз доказывает предположение некоторых депутатов, что закон писался лишь с целью решения определённой задачи в интересах узкой группы лиц.
Ренат Сулейманов отметил, что сегодня многие крупные города сильно засорены билбордами и наметившийся процесс их очистки этим законом будет приостановлен, поскольку в случае автоматического продления договоров по желанию владельцев рекламных щитов изменить схему размещения наружной рекламы будет фактически невозможно. Депутат предлагал оставить решение вопроса о допустимой пролонгации договоров на усмотрение органов местного самоуправления. Абсурден и устанавливаемый законопроектом срок в пять дней, в течение которых орган местного самоуправления будет обязан перезаключить договор. У некоторых операторов до полутысячи рекламных щитов, и чохом перезаключить такой объём договоров просто нереально, считает депутат.
Ольга Алимова передала тревогу операторов наружной рекламы, которую они высказывали на своём съезде, состоявшемся 19 марта. Большинство региональных операторов являются представителями малого и среднего бизнеса. Если закон будет принят, говорили они, их просто захлопнут, что приведёт к монополизации рынка, потере рабочих мест и удорожанию рекламы местных продуктов.
А теперь о подоплёке появления и спешном принятии этого законопроекта. Артём Прокофьев обратился к депутатскому корпусу с одним вопросом: «Что мы собираемся спасать?» И сам же попытался на него ответить: рынок, который только за прошлый год вырос по разным оценкам на 41—45%. Так куда же мчатся господа «единороссы» вслед за главным «возничим» законопроекта Максимом Топилиным, пришпоривая законодательную лошадку? Оказывается, в октябре в Москве должны были состояться торги, которые могли бы изменить позиции игроков в этом секторе рекламного бизнеса, где фаворитом выступает одна крупная компания, поглотившая второго по значимости оператора наружной рекламы и сегодня владеющая основной долей рекламных конструкций по всей стране. Чтобы сохранить для неё статус-кво и был придуман сей бесподобный образчик законотворческой мысли.
Деятели рекламного бизнеса, надо полагать, будут очень благодарны парламентариям, постаравшимся сохранить доходность их бизнеса. Несмотря на стремительный рост рынка наружной рекламы, бюджет Москвы, где сосредоточены главные денежные потоки, устремлённые по его руслам, получает от него в три раза меньше, чем 9 лет назад, — следовательно, маржа рекламных магнатов пухнет как на дрожжах. По информации председателя комитета по защите конкуренции «справоросса» Валерия Гартунга, компания, владеющая более чем 50 процентами рынка наружной рекламы в стране, только в Москве собирает 30 миллиардов рублей в год, платя при этом в бюджет лишь 2 с половиной миллиарда.
Артём Прокофьев своими поправками попытался нивелировать вредоносность законопроекта. Он предложил для городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга сделать обязательными проведение торгов и передвинуть вступление закона в силу на 2025 год. Разумеется, парламентское большинство эти поправки завернуло, как и ту, что давала регионам и муниципалитетам право самим определять срок продления договора в пределах пяти лет.
Бывший министр труда и социальной защиты, а ныне председатель одного из ведущих думских комитетов — по экономической политике — Максим Топилин, аргументируя отклонение поправок, зачем-то пришпилил сюда Конституцию: дескать, обособление двух российских столиц от других регионов будет противоречить Основному Закону. Хотя есть немало примеров, когда в городах федерального значения устанавливались иные законодательные нормы, нежели те, что действуют по всей стране. И по этому поводу высказывался даже Конституционный суд, признавая их законность. Но парламентское большинство не стало вдаваться в эти тонкости, открыв дорогу монополии.
По минимуму подошли законодатели к выполнению постановления Конституционного суда РФ от 27 июня 2023 г. №35-П, касающегося оплаты за сверхурочные работы. Конституционный суд определил, что повышенная оплата таких работ и работы в ночное время не может «включаться в сумму заработной платы работника, размер которой не превышает минимального размера оплаты труда». «В противном случае, — говорится в постановлении, — с учётом широко распространённой в бюджетных организациях практики установления тарифных ставок и окладов (должностных окладов) в размере менее минимального размера оплаты труда и применения так называемых «доплат до МРОТ» <…> — повышенная оплата работы в условиях, отклоняющихся от нормальных, фактически поглощается такого рода «доплатами», а месячная заработная плата работников, привлечённых к работе в условиях, отклоняющихся от нормальных, не отличается от оплаты труда лиц, работающих в обычных условиях…»
Эту несправедливость Госдума исправила, внеся необходимые поправки в статью 152 Трудового кодекса. Но остался другой изъян в законодательстве, который позволяет работодателям ущемлять права работников и на которые также в другом своём постановлении обращал внимание Конституционный суд. Речь идёт о компенсационных надбавках за особые условия, которые, согласно постановлению Конституционного суда, не должны включаться в минимальный размер оплаты труда, что часто допускают частные организации, пояснил Алексей Куринный. Он предложил закрепить эту норму в Трудовом кодексе, но «единороссы» отмахнулись: мол, тут придётся менять другую статью ТК, а законопроект этого не предусматривает. Просто детский лепет какой-то.
Откликаясь на обращения медицинских работников, поступающие в адрес депутатов Госдумы, члены фракции КПРФ А. Куринный, Е. Бессонов, Н. Коломейцев, Н. Осадчий, М. Дробот внесли на рассмотрение Госдумы проект протокольного поручения, касающийся получения медработниками социальных выплат и повышения их размера с 1 марта 2024 года. Выступая 14 февраля 2024 года на Форуме будущих поколений, президент заявил, что в городах России с населением от 50 до 100 тысяч человек с 1 марта 2024 года врачи, помимо базовой заработной платы, должны получать 29 тысяч рублей, средний медперсонал — 13 тысяч рублей, а в населённых пунктах, где живёт менее 50 тысяч человек, эти выплаты должны составить соответственно 50 тысяч рублей и 30 тысяч рублей ежемесячно. Выполняя поручение президента, правительство 20 марта приняло постановление, но каким-то образом в число получателей социальных выплат попали только медработники центральных районных, районных и участковых больниц, а также учреждений, входящих в систему Федерального медико-биологического агентства.
При этом медработники городских, межрайонных больниц в малых городах по-прежнему имеют право на получение социальных выплат только в первичном звене. Медработники стационарного звена малых городов остались без ожидаемых выплат. И повышение размера социальных выплат, как это ни парадоксально, не коснулось работников службы «Скорой медицинской помощи» по всей стране, заметили парламентарии.
Представитель думского комитета по охране здоровья, сообщив, что «письмо с такими же вопросами» уже было направлено и «госпожа Голикова выдала распоряжение мин-здраву», рекомендовал палате подождать его решения. Что и было сделано. Подождём и мы. Надеемся, инициатива депутатов-коммунистов, изложивших проблему с трибуны Госдумы, подстегнёт минздрав к более оперативным действиям для выравнивания прав медицинских работников.
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.