Государственный театр, а не частная лавочка

Государственный театр, а не частная лавочка

По материалам публикаций на сайте газеты «Правда»

По поручению многочисленных зрителей МХАТ им. М. Горького, А. Светлов

Уважаемая редакция «Правды»!

  Недавно мы отметили знаменательный для нас день — Всемирный день театра. С каким настроением и какими мыслями? К сожалению, не самыми оптимистическими.

Много лет деятели нашей культуры пытались дружить с западными «партнёрами». Отразились эти попытки в искусстве по-разному. Западные лекала, подчас абсолютно мерзопакостные, нередко становились образцами для отечественных театров, кино, телевидения, литературы и других видов искусств. События последних лет показали, что «западные партнёры» нам совсем не друзья, что во всём, в том числе и в искусстве, необходимо ориентироваться на свои силы и таланты.

Да, руководство страны, кажется, осознало наконец серьёзнейшую опасность, которую несёт воздействие ненавистников России на её народ через культуру и искусство. Считаем совершенно правильным, что сейчас всё более настойчиво звучат призывы к опоре на традиционные ценности, к справедливому мироустройству, к возрождению нравственности и усилению патриотизма, то есть ко всему тому, что нас объединяет.

9 ноября 2022 года был принят Указ Президента Российской Федерации №809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей». Это важнейший документ, содержащий спасительные для страны принципы и установки. Развивая его положения, президент РФ В.В. Путин в недавнем Послании Федеральному собранию отметил: «…Культура призвана служить добру, красоте, гармонии… и, главное, не разрушать общество, а пробуждать лучшие человеческие качества».

На финансирование отечественной культуры, в том числе на реализацию этого указа, государство выделяет огромные финансовые, организационно-технические, трудовые ресурсы. Но насколько правильно они расходуются? Для всех ли подвизающихся в сфере культуры правильные призывы стали руководством к действию? Ответ на это, увы, отрицательный.

Нам представляется совершенно недопустимым то, какая кадровая и репертуарная политика проводится во многих театрах, существующих за государственный счёт и по определению призванных проводить в жизнь государственную культурную политику. Как ни прискорбно это, к ним относится теперь и нынешний МХАТ им. М. Горького под руководством генерального директора В.А. Кехмана. Тот самый многострадальный доронинский МХАТ, некогда светоч патриотизма, в борьбе за сохранение и гармоничное творческое развитие которого сломано так много копий. Что же происходит здесь сейчас?

«Правда» уже не раз вынуждена была по этому поводу бить серьёзнейшую тревогу. Вот получилось так, что более года главным режиссёром театра является Г.А. Полищук, гражданка Латвии, президент которой недавно заявил, что «Россию нужно разрушить как Карфаген». Полищук на доверенном ей месте именно это и делает.

Так, в прошлом сезоне здесь не были продлены трудовые договоры со многими, в том числе и с доронинскими артистами, а из доронинского репертуара на сегодня осталось лишь три спектакля. Приглашены несколько сомнительных «звёзд» с примелькавшимися по телеэкрану лицами, доронинская же труппа практически не задействована в спектаклях.

Цены на билеты взвинчены до безобразия, то есть простые зрители «из народа» попасть в свой родной театр теперь практически не могут. А самое главное — на мхатовской сцене больше не идут замечательные спектакли, пробуждавшие в зрителях самые светлые чувства, веру и надежду, побуждавшие к созиданию, вызывавшие гордость за своё Отечество, наполнявшие зрителей патриотизмом и гуманизмом. Вместо этого сцена прославленного театра отдана «постдраматическим» поделкам, которые коверкают, препарируют классику, делают её непонятной, не показывают высокие проявления жизни человеческого духа, а, напротив — вгоняют зрителей в депрессию, пессимизм, неуважение к стране, её народу, истории, обессиливают, насаждают примитив, агрессивный эротизм, сексуальную озабоченность, опошляют истинные ценности.

Поставленные за последнее время спектакли отличаются прозападными, выхолощенными, бездуховными подходами, однообразием и поверхностностью приёмов, отсутствием ярких актёрских работ, пылают нарочитой зрелищностью в ущерб смыслу. В связи с этим возникает законный вопрос к руководителю театра В.А. Кехману: выбор Г.А. Полищук на такую ответственную, определяющую лицо театра должность — это сознательное решение, то есть желание быть похожим на театры Европы, или это принципиальное непонимание своей задачи руководителя федерального государственного бюджетного учреждения культуры, существующего за счёт субсидии федерального бюджета?

Если первый вариант ответа, то надо признать, что это решение не только ошибочно, а с учётом современной государственной политики даже преступно. Ибо всё это идёт вразрез с запросами здоровой части общества, жаждущей чистого, светлого, вселяющего надежду, мобилизующего, окрыляющего, высокопрофессионального искусства.

Второй вариант ответа — непонимание государственной роли руководителя федерального театра, а не частной лавочки, в которой можно вытворять всё, что вздумается. За что радеет В.А. Кехман на своём посту генерального директора? Его многочисленная похвальба в СМИ и на сборах труппы сводится к двум «победам» — к размеру денежного сбора со спектакля и к полной заполняемости зала. При этом не важно, чем и как это достигается: мнимой двусмысленной зрелищностью спектаклей, идущей в ущерб смыслу великих русских классиков, чернухой, оголёнкой, истеричностью и даже провокативностью? Как, например, в мерзопакостной, издевательской поделке Полищук «Над Не», в которой один из героев приехал из Европы в нашу страну и привёз новые ПРОГРЕССИВНЫЕ методы лечения пациентов… Ну не фига ли это в кармане?! Только совсем дурак не поймёт тот самый «месседж», посланный всем нам этой режиссёршей — гражданкой «настоящей Европы».

Неужели Владимир Абрамович Кехман сознательно идёт вразрез с общественным мнением и насущными запросами государства? Мы прекрасно помним одно из первых интервью, которое он дал изданию «Фонтанка» 17 ноября 2021 года, только вступив в должность генерального директора МХАТ им. М. Горького. Это было очень многообещающее и обнадёживающее интервью, где Кехман изложил основные принципы, подходы и направления своей работы во МХАТе. Там было много насущного! Было и о том, что «голожопые и мерзопакостные спектакли давным-давно никого не волнуют», и что нельзя уничтожать старый репертуар театра, не создав достойный новый, и что МХАТ обязан хранить наследие Станиславского и Немировича-Данченко, хранить традиции русского психологического драматического театра, что в спектакле может быть всё, но только если это талантливо и уместно, и что в драматическом театре (где важен текст, игра актёров, контакт со зрителем), в отличие от музыкального, музыки должно быть немного, и что зрители хотят простую и понятную классику, которая сделана красиво, и что театр должен показывать то, чего ты не увидишь в обыденной жизни, и что, как говорил Станиславский, театр должен быть общедоступный, должен воспитывать души людей, включая актёров и режиссёров, и что никогда нельзя обманывать коллектив, и что в театре не надо ориентироваться на шум вокруг театра.

Да, господин Кехман тогда продекларировал очень много совершенно правильных тезисов, под каждым из которых можно подписаться. И зрители поддержали Кехмана, даже написали слова поддержки ему в минкультуры и администрацию президента, о чём в дальнейшем сильно пожалели. Ибо два года спустя стало совершенно понятно, что Кехман постоянных мхатовских зрителей попросту обманул и ничего из продекларированного он делать не собирается. Главное для него — касса и заполняемость. Не будет и худсовета, главой которого по уставу театра является Т.В. Доронина. И это принципиальная позиция господина Кехмана, в том числе озвученная теперь и в СМИ! Не важно для него мнение великой Дорониной?

Замечательная советская практика, в какое-то время совершенно оплёванная, а ныне ясно, что абсолютно нужная, — это худсоветы, чтобы не было соблазна одному режиссёру или директору заниматься самоуправством за государственный счёт. Худсовет во МХАТе и защитит от возможных ошибок в случае принятия единоличных решений. И тогда в театре восстановится здоровая творческая атмосфера. И тогда придут в него новые достойные режиссёры, соответствующие уровню, целям и задачам МХАТ. И, конечно, Россия богата на своих талантов, в том числе и в режиссуре. Это до какой же степени надо не верить в свою Родину, чтобы отдать главную творческую должность представительнице недружественной России страны?

Мы всё же надеемся, что генеральный директор МХАТ им. М. Горького В.А. Кехман примет, наконец, правильные решения, прислушается к мнению многочисленных зрителей, к мнению Т.В. Дорониной, других коллег, работающих в лучших традициях русского психологического репертуарного театра, и перестанет слушать разных «советчиков», на которых, как говорят, клейма негде ставить в их нелюбви к России и её ценнейшему достоянию — русскому репертуарному театру.

Надеемся, что и учредитель театра — министерство культуры РФ внесёт так ожидаемый и весомый вклад в реализацию Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей. Чтобы МХАТ им. М. Горького вновь, как и при Т.В. Дорониной, занял своё ведущее место в ряду властителей дум и воспитателей душ. Пока же министерство культуры, следуя самой скверной традиции, кормит зрителей МХАТ формальными отписками. И возникает естественный вопрос: а руководству этого министерства дороги государственные интересы?

Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *