Прав и свобод всё меньше и меньше

Прав и свобод всё меньше и меньше

По материалам публикаций на сайте газеты «Правда»

Автор — Елена Морозова

Созданный в 2014 году ГИПТ — не просто уникальная база данных, ежегодно (с апреля по март) фиксирующая нарушения в области трудовых отношений. Фактически, считают составители доклада, это неприглядная картина дефицита прав, резкому росту которого в последние несколько лет способствовал целый ряд факторов, в том числе пандемия коронавируса, финансово-экономический кризис, спровоцированный военным конфликтом на Украине и последовавшими за ним беспрецедентными антироссийскими санкциями, а также эскалация палестино-израильского противостояния.

ГИПТ-2024, где 151 страна ранжируется по списку из 97 показателей, получая оценку по шкале от «1» до «5+» (чем выше балл, тем хуже положение), посылает тревожный сигнал о том, что система основных прав, согласованная большинством государств на международном уровне, рушится на глазах. Причём неуклонное и быстрое снижение степени защиты интересов работников, мрачно констатируют авторы обзора, отмечается во всех регионах мира. В 2024 году показатели улучшились только у двух стран: Румыния поднялась с оценки «4» до «3», Бразилия — с «5» до «4». В  то же время у 13 государств — Венесуэлы, Израиля, Коста-Рики, Киргизии, Мадагаскара, Мексики, Нигерии, Катара, Саудовской Аравии, Судана, Финляндии, Швейцарии и России — рейтинги, наоборот, упали.  Ну а в самом незавидном положении находятся труженики Бангладеш, Гватемалы, Египта, Эсватини, Мьянмы, Туниса, Эквадора, Турции и Филиппин: в этих странах дела с соблюдением правовых норм обстоят из рук вон плохо.

Как свидетельствует ГИПТ, правительства и компании активизировали свои атаки на основные завоевания трудящихся, а потому постоянные призывы к созданию безопасных условий труда и его достойной оплате со стороны тех, кто свой народ кормит, лечит, учит и т.д., остаются гласом вопиющего в пустыне. В 87% исследованных государств нарушаются права на забастовку, в 79% — на ведение коллективных переговоров. 75% стран не позволяют труженикам создавать профсоюзы или вступать в них, 74% — препятствуют их регистрации. В 65% государств работники не имеют доступа к правосудию или ограничены в нём, в 43% — ущемляют свободу слова и собраний.

Наименее благоприятными территориями для рабочего люда оказались Ближний Восток и Северная Африка (средний балл «4,74» против «4,53» в 2023-м и «4,25» в 2014-м), где права на ведение коллективных переговоров, вступление в профсоюз и его регистрацию поголовно нарушались всеми странами региона.

Негативный рост показывает и средний рейтинг Европы, за год просевший с «2,56»  до «2,73». Снижение показателя особенно настораживает в свете того, что в 2014-м он составлял «1,84». К слову, это максимальное региональное ухудшение параметра на планете за последнее десятилетие.

Власти 74% государств, отмечают эксперты МКП, чинят препятствия, подчас абсурдные, на пути регистрации профобъединений или присоединения к ним и всеми силами сужают рамки профдеятельности. Подчас подобная тактика ведёт к трагическим последствиям. Так, лидер районного отделения южнокорейского профсоюза строителей Ян Хо Дон скончался после того, как поджёг себя в знак протеста против продолжающегося преследования профактивистов со стороны госорганов.

Впрочем, справедливости ради надо отметить: в целом фиксируется незначительное улучшение ситуации по сравнению с 2023 годом, когда права на создание профсоюза были лишены трудящиеся 77% государств. И всё же это просто капля в море на фоне общей картины глобальных нарушений. В Марокко, например, судьям запретили не только организовывать новые профобъединения, но и присоединяться к уже существующим. В аналогичном положении оказались службы безопасности Руанды, а также пожарные и тюремный персонал в Японии. В Египте, где в 2018-м распустили все независимые профсоюзы, их число сократилось с 1500 до 150. Не случайно именно сейчас МКП запустил свою кампанию «За демократию».

Кроме того, 79% стран попирают право на ведение коллективных переговоров, причём показатель не изменился с 2023 года. Взять хотя бы Шри-Ланку, где правительство исключило четыре профсоюза из воссозданного трёхстороннего национального консультативного совета по труду, что существенно облегчило работодателям возможность влиять на законодательные реформы в трудовой сфере. В Демократической Республике Конго компании использовали субподряд как стратегию, чтобы избегать коллективных переговоров и не обеспечивать сотрудникам надлежащие условия работы.

По данным МКП, в 43% государств (в 2023 году — в 42%) сужено право на свободу слова и собраний. В реальном выражении это 65 стран — на 29 больше, чем на заре создания ГИПТ в 2014-м. Так, Аргентина стала свидетелем массовых демонстраций в ответ на попытки президента Хавьера Милея ввести уголовную ответственность за уличные протесты против жёстких мер экономии. А Зимбабве приняла закон, запрещающий призывать к наложению на неё экономических санкций.

Отдельно надо сказать о самом священном праве — на забастовку, которое за последний год нарушалось, повторим ещё раз, в 87% стран мира, то есть в 131 государстве, а также об оказании давления на профсоюзных деятелей, включая аресты активистов. В частности, в мае 2023-го к двум годам тюрьмы были приговорены девять лидеров профобъединения работников отеля-казино «НагаВолд» в Пномпене, столице Камбоджи, среди них — председатель организации Ситар Чхим, находившаяся в заточении с ноября 2022 года до момента вынесения вердикта. Всех их обвинили в «подстрекательстве к совершению преступления» в связи с проведением в апреле 2021-го стачки в игорном заведении, ставшей ответом на увольнение более 1300 работников, из которых 1100 являлись членами профсоюза.

С серьёзным урезанием права на забастовку сталкиваются трудящиеся и профсоюзы Франции. После масштабных общенациональных манифестаций против пенсионной реформы более тысячи деятелей Всеобщей конфедерации труда (ВКТ) подверглись судебным преследованиям за участие в антиправительственных выступлениях. Кроме того, Себастьян Менесплье — лидер Национальной федерации горняков и энергетиков, входящей в состав ВКТ, был вызван на допрос в полицию. Ему инкриминировали «совершение или попытку совершения преступления, связанного с созданием опасности для других лиц путём умышленного нарушения нормативных требований безопасности» в связи с коллективными действиями энергетиков, взбунтовавшихся против повышения возраста выхода на заслуженный отдых.

В Великобритании правительство консерваторов внедрило новый закон, ограничивающий право на стачку для работников железнодорожного транспорта и некоторых общественных служб — так называемый Акт о минимальном уровне обслуживания. Как указали руководители ведущих профобъединений Соединённого Королевства, окрестившие документ драконовским, лимиты коснутся каждого пятого работника.

В МКП подчёркивают: забастовка — фундаментальное, международно признанное право и важнейший инструмент трудящихся и профсоюзов для защиты своих интересов, который в основном используется в качестве крайней меры, когда все иные средства диалога исчерпаны. Вместе с тем, подчёркивает МКП, во многих странах, в частности в Великобритании, Финляндии, Аргентине, принимаются акты, чрезмерно суживающие возможности для организации стачек и подрывающие нормы международных конвенций.

Как и в 2023 году, работники в 65% стран не имели доступа к правосудию (или он был ограничен). Одним из ярких доказательств тому являются события в Северной Македонии, где Верховный суд республики передал государству собственность Федерации профсоюзов Македонии, узаконив насильственный захват её имущества.

К сожалению, в 2024-м отмечена ещё одна весьма негативная тенденция: в 74 странах (против 69 годом ранее) были арестованы или помещены под стражу члены профсоюзов. Так, в Мьянме, где у власти находятся военные, похищенного профлидера в течение пяти месяцев продержали без связи с внешним миром и лишь потом огласили приговор, обвинив в терроризме. Помимо того, в 44 государствах трудящиеся подверглись той или иной форме физического насилия. В столице Кении Найроби полиция жестоко разогнала мирную акцию врачей-интернов, которые, столкнувшись со значительными задержками в процессе трудоустройства, призывали власти ввести систему распределения. В Панаме были подожжены офисы профобъединения, устроившего демонстрацию против концессии в отношении добычи полезных ископаемых. В шести странах — на Филиппинах, в Бангладеш, Гватемале, Гондурасе, Колумбии и Республике Корея — были убиты 22 профсоюзных деятеля (во внимание не принимается гибель профактивистов в зоне боевых действий).

Все эти неблагоприятные тенденции не могут не беспокоить представителей профсоюзов. «Рабочие — сердце демократии, и их право быть услышанными имеет решающее значение для устойчивого и справедливого развития общества. Демократия, профсоюзы и права трудящихся неразрывно связаны» — подытоживают лидеры МКП.

Словом, выживать рабочему люду с каждым годом всё сложнее, причём везде и всюду.

Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *