Если верить торжественным восклицаниям нашего телевизора, то головы российских чиновников сплошь забиты высокими идеями и чувствами. Все они пренепременно направлены на то, чтобы жизнь простого народа сделать богатой, как в сказке, и радостной, как в цирке.
А если всему этому верить не так страстно, как от нас ждут, и, запустив вперёд колючую пчелу упрямых фактов и тревожных сомнений, попробовать спуститься с облаков сих передовых отчётов и рапортов этажом ниже? Перевести, значит, благородные их устремления из взлётного состояния в горизонтальную плоскость. Если хотите, в плоскость наземного транспорта.
Оказывается, для низового управленческого творчества тут ещё те глубины и горизонты!
Чем должен быть занят чиновник, посаженный на хозяйство?.. Правильно — широко и вдохновенно мыслить, расшивая узкие места.
Шесть лет назад одними из таких узких мест в Подмосковье власти посчитали железнодорожные переезды, на которых несчастным автолюбителям порой приходилось притормаживать и пропускать товарняк или электричку, свирепо покусившиеся на их драгоценное время.
«Непорядок. Нам такие преграды на пути к Клондайку не нужны. Тут необходима такая стремительность, какую демонстрирует, скажем, балетный Спартак в Большом театре, совершая свои пушечные прыжки в шпагате, ярко символизирующие его решительность и неудержимость», — звякнула золотым червонцем в головах подмосковных ответственных за дорожные дела деятелей задорная мыслишка. Она тут же выстроилась в элегантные чертежи, накрывающие стремительной траекторией того самого знаменитого прыжка узкие места переездов, где по дугам эстакад должны были со свистом и песнями нестись очарованные столь мудрым решением властей автолюбители. Скажите, красота?!
Дело приняло масштаб! Поначалу бухгалтерский. Было решено построить в области аж девять таких путепроводов и эстакад к автомобильному счастью. Для их возведения подмосковные власти заключили в 2017—2018 годах концессионные соглашения с бизнесом на миллиардные суммы. Финансовые же обстоятельства для водителей в этих грандиозных планах складывались следующим образом: от 30 до 50 рублей за каждый проезд над железными путями.
— А это уже ни в какие ворота! — тоже присвистнули, но уже от возмущения жители Саввинской Слободы, что в Одинцовском городском округе, где проект предполагал закрытие бесплатного переезда, и вышли на акции протеста. — Платить буржую за освобождение от ожидания на переезде — свинство форменное.
Мало того, ещё же каждому водителю предстоит всякий раз тормозить у терминала. Вот вам и очередная пробка! В чём тогда смысл этих новых путепроводов? По сути, он единственный и неопровержимый — обобрать всякого, кто сел за баранку.
Почуяв, что это пылкое стремление светлых начальственных душ народ раскусил и потому может здорово осерчать, власти дали задний ход. И, как утверждают компетентные источники, сейчас уже готовы расторгнуть все соглашения на строительство путепроводов.
Нет, не получился у подмосковных чиновников красивый «спартаковский прыжок» — не те у них высокие порывы, что были у народного героя, бившегося за справедливость. Иначе не поджимали бы шкодливо хвост, а давно бы построили на тех сложных участках путепроводы со свободным проездом. Вот тогда вам большой народный реверанс и дружные аплодисменты зрительного зала!
Но разве одним испугом и укоризной крепкую чиновничью натуру сломишь? И сегодня дорожный начальник всласть отыгрывается на автобусных маршрутах, где им применены уже отнюдь не веяния грациозных сцен театра, а ловкость карточного шулера и наглость шпаны, орудующей по хорошо проверенному сценарию блатных куплетов: «Гоп-стоп, мы подошли из-за угла…».
Скажете, не может быть? Тогда — поехали…
Садитесь вы, положим, в Москве возле станции метро «Тушинская» на автобус №856 и отправляетесь в новый большой микрорайон города Красногорска — Павшинскую Пойму, что одним своим боком буквально прислонился к столице. Езды тут — считанные минуты.
И вот в объятиях этих трепетных мгновений и в томном предвкушении отдохнуть после работы, оседлав диван, вы уже мчитесь прямо под стенами многоэтажек (на снимке), в одной из которых, как и многие соседи по переполненному салону, вы, допустим, и живёте. Но пока, заметьте, никто из пассажиров даже не пытается протиснуться к выходу.
Салон оживляется лишь за поворотом, когда автобус уже проскочил целый квартал. Именно там, за углом, и расположена первая в микрорайоне остановка. А ведь в пронёсшихся мимо домах (до первых из них от остановки минут десять пешего ходу) живут тысячи горожан, ежедневно курсирующие по этому маршруту в столицу на работу, учёбу и по прочим надобностям. Зачем их забрасывать куда-нибудь подальше от родных окон? Места для оборудования остановки возле этих многоэтажек — сколько угодно, пешеходные переходы имеются… Казалось бы, спрыгивай с подножки и, прежде чем подняться в квартиру, ныряй в объятия целой россыпи всевозможных магазинчиков, аптек и иных объектов сферы обслуживания, которыми усеяны первые этажи этих высоток. Как жителям было бы удобно!
Зачем же всё-таки решили помурыжить лишней обратной ходьбой и без того уставшего пассажира, увозя его за поворот?
Наш ответ тут сногсшибательный. Похоже, транспортному чиновнику опять не даёт покоя тот самый, фигурально выражаясь, лихой ковбойский Клондайк, в котором деньги сподручнее всего драть на большой дороге.
Как? Да запросто. Система оплаты проезда в 856-м автобусе устроена так, что, прежде чем из него выйти, нужно ещё раз приложить карточку к терминалу, после чего с неё и будет списана соответствующая расстоянию, на которое доставлен пассажир, сумма. Таким образом, доехав до первой в Павшинской Пойме остановки, вы, рассчитываясь, скажем, банковской картой, платите 61 рубль. А если бы выходили чуть раньше, рядом с первыми домами микрорайона, то по автобусным тарифным правилам проезд стоил бы 54 рубля.
Чувствуете разницу в семь рублей? Мелочь, скажете? А вот чиновник, тут же помножив её на многотысячный пассажиропоток, ежедневно наполняющий этот маршрут, чуть не подавился волной хлынувшего счастья, разом получив тот самый золотоносный Клондайк «за углом».
Решились посчитать и мы. Получилось, что у каждого, кто по рабочим дням бывает в Москве (туда — обратно), в месяц выгребают по 336 рублей лишнего.
Выходит, что и за специально созданные неудобства в этой охватившей власть сумасшедшей гонке за барышом людям тоже приходится платить?.. Это ж чертовски деловой подход! Ослепительная бизнес-новация! Пираты всех мастей отныне навек посрамлены и безутешно рыдают, колотясь о сундуки бестолковыми лбами…
А ведь одно время такая удобная во всех отношениях остановка здесь была. Но после подсчёта навара, который посулило дать одно лишь её отсутствие, остановку быстренько убрали. Это, конечно, наше предположение. Но иного объяснения загадочного поведения дорожных деятелей найти никак не получается.
Столь прискорбные традиции в организации пассажирских перевозок в столичном регионе давненько попахивают чем-то непотребным. Помнится, как пятнадцать лет назад под радостную трескотню прессы и телевидения открывали первую в Подмосковье станцию метро «Мякинино». Если по уму и совести, то она должна была бы как раз распахнуться в растущей тогда как на дрожжах Павшинской Пойме, где сейчас живёт около восьмидесяти тысяч человек. Но увы. Метро, вынырнув рядышком из-под земли, микрорайона лишь коснулось, нахально шмыгнув по железнодорожному мосту к станции на другой стороне Москвы-реки, где в общем-то никто и не живёт.
Зато там осваивает свои торгово-развлекательные Клондайки (один из которых, кстати, гордо носит подходящее этому азартному занятию имя «Вегас») известное предпринимательское семейство. Вот к услугам сих воротил миллиардами сразу и метро, чтоб подвозило столичную публику с кошельками прямо к их прилавкам и зрительным залам, куда станция буквально въехала. Что ж, удобство для беспрерывной откачки денег у населения просто восхитительное! Как у Форда на конвейере.
А вот жителям Павшинской Поймы до «Мякинино» — шлёпать и шлёпать! Общественный транспорт сюда из микрорайона не ходит. В прежние времена многие зимой добирались до метро по рисковому речному льду. Другого пути не было.
Лет пять ушло у местных жителей на раскачку чиновников гневными письмами, чтобы заставить их проложить к «Мякинино» хотя бы пешеходный мост. Его в конце концов сюда перекинули, но опять же, видимо, из-за боязни, что народ первый же несчастный случай на льду на власть справедливо и повесит. Направили же мост не столько к станции, сколько ближе к основным входам в привольно раскинувшийся вдоль берега большой ТРК. Красуется он здесь под вполне себе американским названием, величественно выведенным на фасаде, как у матёрых коммерсантов заведено, по-английски.
— Извольте, господа, принять ещё одно наше почтение! — сдаётся, как-то так козырнули после сдачи моста из окон цитадели подмосковного правительства, расположенной по соседству с торговой вотчиной денежных воротил.
Истовое поклонение власти частному бизнесу сладким ладаном сквозит везде и во всём. Например, в Рязани тамошняя мэрия без тени смущения перед заслуженными горожанами позволяет коммерческим перевозчикам напрочь отменять пассажирские льготы, гарантированные государством. Издевательская, предельно циничная насмешка, унижающая не только горожан, но и саму власть. Об этом «Правда» в своих заметках «Визит без обеда» (№61, 16 июня 2023 г.) и «Автобус с западнёй» (№50, 17 мая 2024 г.) писала подробно и с прискорбием.
Наш чиновник так проникся буржуазными повадками рвачества, что уже вовсю вживляет их и в сугубо государственные дела, чья задача, по сути, не прибыль изо всех щелей выковыривать, а делать жизнь граждан действительно лучше, помогая им её поудобнее устроить. Хотя, чего уж там, при капитализме другим чиновник быть и не может. Его буржуазия подбирает и ставит на место после тщательного отбора на полное соответствие своему характеру. И чтобы слово «прибыль» стало для него святее Библии, святее любых национальных задач и интересов!
Взять тот же «Мострансавто», под чьим знаком курсирует подмосковный автобус №856. Это не частная коммерческая, а государственная фирма. По логике жизнеустройства и у неё всё то же призвание — быть людям помощником. Когда именно в таком ключе работает вся государственная машина, это придаёт обществу надежду, силу и уверенность, а стране — устойчивость. И не может быть сегодня для России ничего важнее!
Что же получается у нас, когда свернув с площадей медийных фанфар, с которых мы начали, заглядываешь за угол коридоров власти? Неужто у неё по части выворачивания народных карманов — точно как у дворового жулика? Видно, так и есть! Разве что всё основательнее, беспардоннее и хитрее. Ведь сегодня на её хозяйстве расположился беспринципный чиновник. Пусть он совсем мелок, но когда его много, то это въедливое племя своими щупальцами готово прилипнуть к чему угодно, лишь бы оторвать очередной народный рубль. А с таким хватким настроем этих голубчиков дальше исторического тупика, понятно, не уедешь.
Не пора ли делать остановку? Сначала, конечно, для экстренной высадки представленных пассажиров, по воле злого случая оказавшихся в управленческом отсеке корабля государства, а затем, не откладывая, и в Павшинской Пойме — и именно там, где этой остановки так ждут.
Александр ОФИЦЕРОВ.
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.