Работникам таксомоторной отрасли — достойные условия труда

Работникам таксомоторной отрасли — достойные условия труда

28 апреля 2025 года в помещении МГК КПРФ состоялся круглый стол на тему положения работников агрегатора таксомоторной отрасли «Яндекс Такси»

28 апреля 2025 года в помещении Московского городского комитета КПРФ состоялся круглый стол на тему состояния таксомоторной отрасли, обстановки в агрегаторе «Яндекс Такси». На нем присутствовали первый секретарь МГК КПРФ, секретарь ЦК КПРФ В.А. Царихин, секретарь МГК КПРФ, руководитель фракции коммунистов в Московской городской Думе Н.Г. Зубрилин, водители такси, представители профсоюзов работников таксопарков, блогеры, общественные деятели.

Круглый стол открыл В.А. Царихин. Он сообщил, что целью мероприятия является обозначение проблем в агрегаторе «Яндекс Такси», их влияния на положение работников таксомоторной отрасли.

Виктор Царихин напомнил о проведении в Мосгордуме круглого стола по рассматриваемому вопросу. Он добавил, что «Яндекс Такси» стал монополистом, диктующим условия труда, цены и озабоченным получением прибыли. Проблема может быть решена только на государственном уровне.

В.А. Царихин добавил, что принятие разработанного фракцией КПРФ проекта Трудового кодекса снимет проблему положения работников таксомоторной отрасли.

Н.Г. Зубрилин рассказал о проведенном им в феврале в столичном парламенте круглом столе по теме таксомоторной отрасли. Он отметил, что поступает от ее работников много противоречивых требований. Высказавшись за соответствие работы таксомоторных агрегаторов законодательству, Николай Зубрилин подчеркнул, что действующие правовые нормы составлялись в интересах капиталистов. Коммунисты защищают права наемных работников, ставят вопрос о благоприятных условиях труда для водителей такси. По его словам, важно с участием всех сторон выработать конструктивные предложения. Они будут заложены в основу законопроекта, который фракция КПРФ в столичном парламенте осенью вынесет на рассмотрение.

Николай Григорьевич добавил, что коммунисты обладают опытом защиты прав трудовых коллективов. Он напомнил, как Компартии удалось добиться наведения порядка в Мосгортрансе.

Н.Г. Зубрилин утверждал о сложности профессии водителя такси, обратив внимание на напряженные и даже на опасные условия труда. Неполная урегулированность правил дорожного движения, риск перевозки разных людей (в том числе агрессивно настроенных лиц), вероятность выписывания таксистам штрафов при ожидании пассажиров в случае их опоздания не оставляют в этом сомнений. Поэтому важно уделять внимание проблемам водителей такси. Не менее важно решать вопрос предоставления им времени для перерыва, для отдыха. В частности, не стоит обходить стороной сложные условия получения путевых листов. Николай Зубрилин подчеркнул необходимость решения затронутой проблемы законодательным путем.

Водитель такси, блогер, общественный деятель Аленчиков Алексей Дмитриевич выразил КПРФ благодарность за организацию круглого стола. Он сделал акцент на неопределенность условий работы, в результате которой любому водителю такси могут под любым предлогом выписать штраф. Выступающий также не обошел стороной тему переработок водителей, рисков перевозки неадекватных пассажиров. Существуют сложности, связанные с привлечением к ответственности перевозимых лиц при их нападении на водителей.

Алексей Аленчиков развил тезис о произвольном предоставлении допуска к работе таксистом любого, без предъявления конкретных требований.

Низкая оплата труда водителей также не может не вызывать вопросы. Одновременно наличие рейтинговой системы, по которой пассажир оценивает водителя не на основании критерия качества перевозки, повышает вероятность увольнения сотрудников таксомоторной отрасли. Агрегатор фактически контролирует водителей таксистов. Он по сути решает, платить работнику деньги или нет. Могут не предоставить вознаграждения на основании любых сомнительных претензий, в том числе предъявленных задним числом.

Таксист бизнес класса, блогер такси, общественный деятель Вишняк Владимир Васильевич констатировал, что к водителям практически не прислушиваются. Больше всего оглядываются на интересы пассажиров. Он отметил, что законодательство, по которому работает Яндекс Такси, устарело. Упомянутая организация, используя собственное монопольное положение, избавившись от своих конкурентов, фактически руководит таксомоторной отраслью. В результате никто не может озвучивать своих тарифов на перевозки. А в агрегаторе Яндекс Такси ценообразование не привязано к затратам на транспорт. Владимир Вишняк выразил недоумение отсутствием мер по антимонопольному регулированию тарифной деятельности Яндекс Такси.

Владимир Вишняк обратил внимание на отсутствие у водителей Яндекс Такси возможности уйти к другим конкурентам. Монополист создал соответствующие условия. Отсутствие у водителей возможности сопротивляться творимому пассажирами беспределу также таит в себе риски. Невозможно даже заставить пассажира пристегнуться ремнем безопасности. Любой человек при замечании поставит низкую оценку водителю, после чего тот может лишиться работы. Такая система рейтинга нервно напрягает водителей, вынужденных наблюдать за уровнем их рейтинга (и, соответственно, возможности зарабатывать на жизнь — их среднемесячный доход ниже средней зарплаты по России). Это провоцирует рост их сердечных заболеваний.

Также В.В. Вишняк обратил внимание на недействительность путевых листов водителей. Он подчеркнул, что их получить крайне затруднительно. В этой связи непонятны мотивы, по которым водителей обязывают получать подобные документы. Владимир Вишняк напомнил, как раньше водители проходили медосмотр. При выявлении отклонений состояния здоровья от нормы, при усталости таксистов их не допускали к вождению автомобилей. В противном случае возрастает риск роста дорожно-транспортных происшествий на дорогах.

Затрагивая тему принятия мер по решению проблемы, Виктор Вишняк высказался за создание государственного таксопарка. С его точки зрения, государство должно наблюдать за разворачивающимися в таксомоторной отрасли процессами, влиять на ценообразование. Необходимо регулировать долю рынка таксомоторных услуг, чтобы умерить аппетиты монополиста Яндекс Такси. Из уст Владимира Васильевича также прозвучало предложение о повышении внимания к социальному страхованию водителей такси, к повышению уровня безопасности их труда.

Директор Профсоюза Такси, таксист, общественный деятель Колодов Николай Николаевич в своем выступлении затронул тему отсутствия социальной защищенности наемных работников, отсутствия у них четких представлений о ясных перспективах. Говоря о самозанятых, Николай Колдов напомнил, что подобные явления начали появляться в периоды возрастания затрат компаний. Тогда стали прибегать к использованию мер, призванных снять с бизнеса финансовую нагрузку. В результате возросла неразбериха. Участились случаи серых выплат наемным работникам, зафиксирован рост теневых операций. Поэтому ввели самозанятых для получения дополнительных налогов.

Упоминалось о блокировках водителей в Яндекс такси. Николай Колодов заявил, что агрегатор может по собственному рассмотрению и на основании субъективных решений применить подобную меру к таксистам. При этом сложно доказать отсутствие вины последних. В законодательстве нет норм, ограничивающих деятельность монополиста. В результате последний, пользуясь наличием «свободы рук», в своей деятельности ни перед чем не останавливается.

Далее Н.Н. Колодов сделал акцент на произвольном трактовании разными структурами законов. Например, представители МАДИ, игнорируя позицию прокуратуры, считают обязательным наличие путевых листов при любых обстоятельствах. Говоря о ценовой политике агрегатора, Николай Николаевич сообщил, что ее суть заключается в перекладывании своих расходов на тех, кто непосредственно занимается перевозкой.

Представитель Общественного Совета по развитию такси в городе Москва Андрей Васильевич Капитан в своем выступлении затронул тему особенностей эксплуатации современных отечественных автомобилей. Андрей Капитан сделал акцент на устарелости технической системы используемых в настоящее время машин. Большая часть технических элементов российских автомобилей поставляет из за рубежа.

Также А.В. Капитан обратил внимание на некорректную работу систем подушек безопасности, на неудобные условия для водителей и пассажиров. Качество сборки машин оставляет желать лучшего. В итоге их использование становится нерентабельным.

Директор таксопарка по подключению водителей, работает в таксопарке по аренде авто, блогер, общественный деятель Рябков Егор Михайлович заявил, что такси решают две проблемы — мертвость общественного транспорта в целом ряде регионов и отсутствие занятости. Поэтому безопасность работы таксистов имеет принципиальное значение. Егор Рябков упомянул о дефиците водителей и автомобилей, что оборачивается появлением проблемы доступности таксомоторного транспорта.

Корень проблем Е.М. Рябков видит в том, что деятельность таксомоторной отрасли регулируется не на федеральном уровне. По сути этим занимается агрегатор. Его политика оборачивается ростом конфликтных ситуаций — либо с водителями, либо с пассажирами. Возможность мгновенного лишения агрегатором работы таксиста на основании жалобы пассажира усугубляют уязвимость сотрудников таксомоторной отрасли. Егор Рябков предложил ограничить возможности Яндекс Такси принятия решений об увольнении. А жалобы пассажиров должны рассматриваться компетентными органами. Они не могут служить основанием для лишения работы таксистов.

Также выступающий затронул тему низких доходов водителей, получающих в среднем в три раза ниже, чем агрегатор (причем значительная часть средств, получаемых таксистами, идет на обслуживание транспортных средств).

Е.М. Рябков добавил, что обязательные медицинские осмотры были возможны только в таксопарках Советского образца. Требование наличия у машин конкретных цветов также в нынешних условиях трудновыполним. А при принятии 580-ого федерального закона проблема дефицита такси резко обострится. Поэтому, по мнению Егора Рябкова, надо пересмотреть положения упомянутого федерального закона, ограничить возможность агрегатора регулировать таксомоторную отрасль.

Представитель профсоюза такси, блогер, общественный деятель Виноградов Дмитрий Сергеевич обратил внимание на необходимость реализации мер по повышению удобства и безопасности людей, пользующихся таксомоторным транспортом. Дмитрий Виноградов перечислил основные проблемы безопасности такси. По его словам, ряд водителей не имеют отношения к этому виду транспорта.

Говоря о зарплате водителей, Дмитрий Виноградов выразил недоумение способами ее подсчёта. Размер заработной платы формируется вне зависимости от того, сколько километров таксист проехал. Агрегатор устанавливает размер зарплаты, независимо от опыта. В результате многие профессионалы, несогласные с созданными условиями, покинули отрасль.

Д.С. Виноградов призвал защитить пассажиров от агрегатора, не просто разоряющего, но и разобщающего людей. И пассажиры, и водители в одинаковой степени имеют претензии к деятельности монополиста. Он заявил о необходимости привлечения к работе профессиональных водителей, установления профессионального тарифа их оплаты. Необходимо также создать инфраструктуру, наличие которой позволяло бы безопасно сажать детей в специальные кресла такси.

Водитель Яндекс Такси Дмитрий Павлович Пацев задался вопросом — на каких основаниях агрегатор устанавливает для водителей условия, не желая прислушиваться к их мнениям и пожеланиям. Интересы таксистов Яндексом совершенно не учитываются.

Дмитрий Пацев, затронув проблемы пробок на дорогах и ДТП с участием таксомоторного транспорта, высказался за запрет работы в Москве такси из других регионов. Только тогда московские таксопарки получат больше возможностей для работы. Это, по мнению Д.П. Пацева, уменьшит уровень транспортного коллапса.

В своем выступлении Д.П. Павцев, осветил ключевые проблемы таксомоторной отрасли, связанные и с низким уровнем безопасности таксистов, и отсутствием должного уровня их защищенности, и оплаты труда, заявил о целесообразности решать их на законодательном уровне.

После обсуждения состоялись прения участников круглого стола. В общем суть их предложений сводилась к реализации следующих мер (они заложены в основу разрабатываемого проекта резолюции круглого стола):

  1. На законодательном уровне ограничить процент, взимаемый агрегатором за предоставление базовых услуг, размером 15%;
  2. Обратиться к депутатам фракции КПРФ Московской городской Думы с просьбой разработать и внести на рассмотрение в городской парламент соответствующий законопроект;
  3. Призвать общественные объединения, блогеров, жителей столицы с активной гражданской позицией поддержать инициативу участников круглого стола, помочь в распространении информации о прошедшем мероприятии;
  4. Предложить представителям Яндекс-такси принять участие в обсуждении данного вопроса, а также призвать к диалогу по вопросам улучшения условий труда представителей таксомоторного транспорта.

В заключении В.А. Царихин подвел итоги работы круглого стола. Он заявил о готовности оказывать содействие водителям такси в защите их прав. Важно исправлять пробелы в законодательстве, расширяющие возможности агрегатора влиять на таксомоторную отрасль.

Виктор Царихин рекомендовал подключаться к участию в рабочей группе по формированию предложений, нацеленных на нормализацию обстановки в таксомоторной отрасли. К сентябрю должен быть составлен проект нового закона. Работа в этом направлении будет продолжена.

Н.Г. Зубрилин согласился с необходимостью обращать внимание на техническую проблему автомобилей. Он высказал предположение о вероятности появления большего количества отечественных автомобилей в таксомоторном транспорте. Надо решать вопрос повышения их качества.

Также Н.Г. Зубрилин добавил о планируемом собрании рабочей группы, на заседании которой выработают конкретные предложения, с которыми надо выйти на новый круглый стол.

Пресс-служба МГК КПРФ

Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *