Сами себя разоблачили

Сами себя разоблачили

Разрушительные последствия капиталистической реставрации постоянно дают о себе знать вплоть до настоящего времени. Только откровенно ангажированные лица будут отрицать факты деструктивного влияния масштабной либерализации и приватизации на социально-экономическую обстановку в России, криминального характера олигархической модели, сформированной в результате «рыночных реформ». Так, на протяжении постсоветского времени было немало сказано и написано о нарушениях законодательства, допущенных во время передачи частному бизнесу основных отраслей экономики, — равно как и об агрессивной тарифной политике добывающих компаний, об их уклонении от уплаты налогов. Но в последнее время часть магнатов сама начала признаваться в использовании бесчестных методов своего обогащения.

Недавно глава «Интерроса» Владимир Потанин, выступая на встрече со студентами и стипендиатами своей программы, фактически рассказал о способах обогащения крупного капитала в ходе «реформирования» российской экономики. Прежде всего, заслуживает внимание констатация предпринимателем факта, что в 1990-ые годы «можно было легко попасть под пулю». Тем самым он в завуалированной форме дал понять, к каким методам выяснения отношений в ту пору прибегали финансово-промышленные империи. В самом деле сколько раз «сильные мира сего» нанимали киллеров для устранения нелояльных профсоюзных лидеров, директоров предприятий, коммерсантов, общественных деятелей, журналистов. Достаточно вспомнить, как деятели, подобные Борису Березовскому и ныне признанному иностранным агентом на территории Российской Федерации Михаилу Ходорковскому, избавлялись от тех, кто пытался перейти им дорогу. Наивно полагать, что к подобным методам не прибегали некоторые другие представители коммерческих кругов.

Но как действовали те, кому удалось избежать «попадания под пули» и получить доступ к приватизируемой государственной собственности? По сути вышеупомянутый коммерсант ответил на поставленный нами вопрос, признав, что в 1990-ые годы многие разбогатели не по заслугам, а благодаря обстоятельствам либо связям. Если говорить прямо, то узкая кучка предпринимателей благодаря взаимодействию с высокопоставленными государственными руководителями получила возможность за бесценок приобрести государственные компании и предприятия в момент их приватизации, доступ к участию в осуществлении различных государственных программ, к использованию бюджетных средств. По крайней мере, такие события, как залоговые аукционы, история с «коробкой из-под ксерокса», августовский дефолт 1998 года и их последствия до сих пор не забыты всей страной.

Тем не менее, глава «Интерроса» призвал «не судить богатых, которые жадные» в силу их «неуверенности» и опасения утраты всех нажитых за постсоветский период капиталов. А что ожидали те, кто имеет отношение к обогащению с использованием сомнительных методов? Вполне понятно, что после этого у определённой группировки не может быть никакой цели, кроме стремления замести следы своей «бурной деятельности» в ходе разгосударствления средств производства. При таком раскладе бесперспективно рассчитывать на устойчивое экономическое развитие страны, на решение социально-демографических проблем, на проведение последовательной самостоятельной внешней политики. Напомним, что бывший глава Всемирного банка Джозеф Стиглиц двадцать лет назад в своей книге «Глобализация: тревожные тенденции» связывал криминальную приватизацию с отсутствием нормального развития и с «неуверенностью» её бенефициаров. Он писал следующее: «Приватизация… вела не к созданию богатства, а к обдиранию активов. И это было вполне логичным. Олигарх, который оказался в состоянии, используя своё политическое влияние, присвоить за гроши активы стоимостью в миллиарды, естественно, стремился вывезти деньги из страны. Держать деньги в России означало инвестировать их в страну, находящуюся в глубокой депрессии, и рисковать не только малой отдачей, но и конфискацией активов последующими правительствами, которые неизбежно, и совершенно справедливо, поднимут вопрос «незаконности» процесса приватизации».

Только проведение национализации стратегических отраслей экономики откроет дорогу к последовательному решению стоящих перед Россией масштабных задач. Что бы некоторые не утверждали, ничего «экстремистского» и «утопичного» в этом нет. Национализация регулярно проводится во многих странах мира, в том числе в капиталистических. Но если основные отрасли экономики перейдут под управление буржуазного государства, то это мало что изменит. Только при переходе средств производства государству трудящихся появится возможность эффективно управлять народным хозяйством, планировать его развитие, использовать производственные мощности и природные богатства в интересах большинства населения. Без выбора в пользу левого поворота и перехода к Советской модели нет оснований ожидать проведения масштабных прогрессивных преобразований.

Пресс-служба МГК КПРФ

Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *