По материалам публикаций на сайте газеты «Правда».
Развитие российской экономики напоминает строительство дома с потолка. Ещё не возведённая на призрачных подпорках монетаризма кровля очередных «майских указов» президента уже разваливается. Заседание Госдумы 10 октября, на котором парламентарии обсудили вопросы государственной политики в сфере промышленности и торговой деятельности, назначили на должности членов совета директоров Центробанка десятерых финансистов, а также провели очередную пластическую операцию законодательства после нанесённого ему пенсионного увечья, стало одним из кадров хроники этого процесса.
В ХОДЕ «правительственного часа» с участием министра промышленности и торговли Дениса Мантурова члены фракции КПРФ поставили перед главой ведомства ряд проблем, связанных с перспективой развития промышленного производства, и высказали свои предложения по преодолению стагнации в этом секторе экономики. Павел Дорохин подчеркнул роль Фонда развития промышленности в прямом кредитовании высокотехнологичных новых производств. Сергей Пантелеев обратил внимание министра на проблему модернизации техники на селе, отметив, что финансирование программы субсидирования производителей сельхозтехники идёт по нисходящей. Михаил Щапов выразил озабоченность дальнейшей судьбой семи высокотехнологичных производственных комплексов, построенных специально для уничтожения запасов химического оружия, — в минувшем году этот процесс был полностью завершён.
Первый заместитель председателя Комитета Госдумы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству Николай Арефьев, подчеркнув тесное сотрудничество фракции КПРФ с министерством промышленности и торговли и отметив достижения этого ведомства, вместе с тем выразил негативное отношение к проводимой правительством и Центробанком денежно-кредитной политике, которая становится тормозом на пути развития производства. Кроме того, депутат-коммунист предложил рассмотреть работу минпрома в свете реализации закона о повышении пенсионного возраста. 22 миллиона человек, готовившихся выйти на заслуженный отдых, вынуждены будут продолжить работать. Но где? Поставленная президентом шесть лет назад задача создания 25 миллионов высокотехнологичных рабочих мест обернулась пшиком. С 2001 года появилось лишь 460 тысяч новых рабочих мест, которые не могут задействовать многократно превышающую численностью армию несостоявшихся пенсионеров, и никакая уголовная ответственность работодателей здесь не поможет.
Вооружившись цифрами, Николай Арефьев продемонстрировал состояние отечественного минпрома. На 10 тысяч рабочих мест в России приходится три робота, в то время как в Южной Корее — 631 робот, а средний мировой показатель — 69 роботов. Не заменили рабочих и высокопроизводительные станки. Снижение коэффициента обновления основных производственных фондов с 11,1 в 2011 году до 8,7 в 2017-м привело к увеличению на 3 процента износа оборудования. Упала и производительность труда. Хуже того, падает уровень использования производственных мощностей, в лёгкой и обувной промышленности он составляет сегодня около 50 процентов, в машиностроении — 30 и продолжает снижаться. Объявленное импортозамещение пробуксовывает. Доля продукции высокотехнологичных и наукоёмких отраслей весьма невелика: чуть более 21 процента. Это объясняет и наблюдавшееся с 2011 года снижение роста промышленного производства, который в 2015 году достиг отрицательных значений, при этом индексы роста были в два-три раза ниже уровня роста цен на промышленную продукцию. За восемь месяцев текущего года рост промышленного производства составил 3,1 процента, а цены производителей промышленной продукции поднялись до 10,4 процента.
Доля инвестиций в основной капитал в объёме ВВП практически не меняется с 2013 года, застряв на уровне 21 процента. Расходы федерального бюджета на национальную экономику с каждым годом сокращаются, несмотря на инфляцию. Если в 2014 году ассигнования составляли 3,1 процента, то в 2017-м снизились до 2,3 процента ВВП. В бюджете 2019 года на государственную программу «Развитие промышленности и повышение её конкурентоспособности» ассигнован всего 291 миллиард рублей, из которых 236 миллиардов выделены на транспортное машиностроение, а 55 миллиардов — на всё остальное.
«Недавно мы посетили машиностроительный завод в городе Коврове Владимирской области, — рассказал Николай Арефьев. — Предприятие выпускает станки с ЧПУ, несколько модификаций тракторов, велосипедов, мотоциклов, мотороллеров — словом, всю самую высокотехнологичную продукцию. Однако в серию она не выходит — нет заказов, потому что нет потребительского спроса. Руководители завода просили правительство только об одном: «Не мешайте!» А оно мешает, повышая на 2 процента НДС, взвинчивая цены на топливо, поднимая тарифы на услуги ЖКХ. Ко всему прочему Центробанк повысил ключевую ставку. Как в таких условиях хозяйствовать, если договоры заключены на одни цены, а реализовываться они будут совсем по другим?!» — разделил депутат возмущение машиностроителей.
Уже два года правительство проводит умеренно-жёсткую денежно-кредитную политику, направленную на таргетирование инфляции путем понижения жизненного уровня населения и замедления экономики, объяснил причины стагнации депутат. Здесь, с горьким сарказмом заметил он, достижения просто замечательные. Инфляция — на 3 процентах, уровень жизни упал за последние три года на 11 процентов, рост экономики в прошлом году был 1 процент, в этом году, ну, наверное, будет 1,7, то есть в пределах арифметической погрешности. В августе 2018 года по отношению к июлю среднемесячная зарплата упала на 3 процента. Падение доходов вынуждает людей брать кредиты. По данным Сбербанка, в июле 2018 года россияне задолжали рекордную сумму — 290 миллиардов рублей. По сравнению с июлем прошлого года этот показатель вырос на 70 процентов.
«По существу вся экономическая политика направлена на снижение уровня производства, — подытожил Арефьев, — и виновато в этом не министерство промышленности и торговли. Мы обсуждаем реализацию государственной политики в сфере промышленности и торговой деятельности. Но надо ли такую политику реализовывать, если она направлена против промышленности, против государства и против здравого смысла?!» — риторически заметил депутат.
При обсуждении кандидатур на должности членов совета директоров Центробанка парламентарии, согласно утверждённой «единороссовским» большинством процедуре, не имели возможности высказать своё отношение к деятельности финансового мегарегулятора, но в их вопросах явственно прослеживалось откровенное и обоснованное недоверие. Вера Ганзя выразила беспокойство по поводу наметившейся тенденции роста вывода капитала из страны. Ольга Алимова подняла проблему недобросовестных микрофинансовых организаций, попросив руководство Центробанка пояснить, в частности, ситуацию, связанную с банкротством кредитного потребительского кооператива «Саратовский Сберегательный», от которого пострадали сотни пайщиков.
Ограничившись общей статистикой, ведущие финансисты страны оставили вопрос без ответа. Николай Коломейцев попытался вызвать приглашённых представителей Центробанка на разговор о денежно-кредитной политике в целом, задав вопрос о нехватке денег в экономике. Но председатель Банка России Эльвира Набиуллина полагает, что, борясь с инфляцией, ЦБ тем самым создаёт условия для экономического роста. Хотя этот рост больше напоминает болотные кочки. «Экономика уже полностью разорена огромным ссудным процентом. Будет ли у нас когда-нибудь кредитный процент не выше хотя бы 5, не говоря уж об 1—2 процентах, как за рубежом? И когда?» — надавил на самую болезненную точку Николай Арефьев. В ответ — снова бодрая риторика главы ЦБ. Валентин Шурчанов критически высказался по поводу порочной практики привязки денежной эмиссии к приросту валютных резервов, приведшей к тому, что денежная масса у нас в стране формируется под иностранные источники кредита, а в результате страдает обрабатывающая промышленность.
Несмотря на все эти выпады оппозиции, завершилось обсуждение назначением на должности членов совета директоров Центробанка всех десятерых намеченных кандидатур, семеро из которых и до сего дня занимали эти высокие посты.
С приятной миссией явилась на заседание Госдумы заместитель председателя правительства Татьяна Голикова. Она представила палате президентский законопроект, направленный на ликвидацию последствий пенсионной аварии. Как известно, пенсионеры пользуются льготами по имущественным и земельным налогам. Глава государства предложил сохранить эти льготы для всех обманутых пенсионеров. Конечно, такой формулировки в законопроекте нет. Но сути это не меняет. Государство в очередной раз обмануло людей, лишив их заработанного, вынув у каждого недопенсионера из кармана в среднем 900 тысяч рублей, а теперь облагодетельствовало тем, что привязало указанные льготы не к моменту выхода на пенсию, а к достижению нынешнего пенсионного возраста.
Тамара Плетнёва, возглавляющая Комитет по вопросам семьи, женщин и детей, не упустила случая, чтобы обратить внимание официального представителя президента и вице-премьера правительства Татьяны Голиковой на существующую несправедливость. Депутат-коммунист полагает, что аналогичные льготы должны быть и у многодетных семей.
Выступивший от имени фракции КПРФ первый заместитель председателя Комитета Госдумы по бюджету и налогам Валентин Шурчанов отметил, что коммунисты, безусловно, поддерживают президентскую инициативу. Но это всего лишь частный вопрос, подчеркнул он, а в общем положение тех, кого мы привыкли называть пенсионерами, ухудшается. К тому же, как выяснилось, от пенсионного удара образовалась 500-миллиардная брешь в бюджете. Зачем же тогда нужно было принимать этот антисоциальный закон? — недоумённо заметил Шурчанов. Депутат остановился ещё на одном чрезвычайно важном моменте, мимо которого пройти правительство не имеет права, считает он. Регионы живут разной жизнью, сказал Валентин Сергеевич. У одних она довольно богатая — это у 10 регионов-доноров, а другие волочат бедное существование. По 900 тысяч рублей отнимают у всех будущих пенсионеров. Но одни регионы имеют возможность предоставить льготы своим пенсионерам, а другие — нет. Это, например, касается бесплатного проезда на всех видах общественного транспорта. Московские пенсионеры могут позволить себе вести достаточно активную жизнь, не думая о стоимости проезда, а, скажем, в таких республиках, как Чувашия, Мордовия, Марий Эл, пенсионеры об этом и не мечтают. Да и государственных предприятий там не осталось, а коммерческие льготников не обслуживают. Это касается и системы здравоохранения. Министерство труда и социальной защиты должно озаботиться этой проблемой, разработав законопроект о выравнивании льгот, заявил депутат-коммунист.
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.