С чем боролись — на то и напоролись

С чем боролись — на то и напоролись

По материалам публикаций на сайте газеты «Советская Россия».

Полтора года назад, когда процесс столичной реновации только набирал обороты, мною в «Советской России» («СР», 27.06.2017 «Чисто классовый интерес») на эту тему была опубликована статья, в которой я тогда скорее гипотетически обосновал классовый подход к реализации этого деяния, заинтересованность в нем прежде всего двух крупных социальных групп – олигархата в лице строительных магнатов и высшего столичного чиновничества.

Тогда автор предположил, что в основе этого интереса стоит классическая капиталистическая заинтересованность: неуемная прибыль строительных магнатов, которым будет предоставлено право на строительство домов и продажу части жилья, возведенного сверх потребностей по этой программе, на своих условиях; маржа для высшего чиновничества, которая потечет в их карманы, как бы вполне на законных основаниях – в виде готовых квартир, «законно» положенных для госслужащих в качестве служебного жилья и в виде социального жилья, предназначенного ветеранам войн, повзрослевшим детдомовцам, многодетным семьям и пр., которые они будут распределять по ими же утвержденным правилам.

Так подтвердились ли эти предположения в реальности? Все ли обещания выполняет власть в отношении тех граждан, которые согласились участвовать в реновационном проекте, который именно в настоящее время набирает реальные темпы (по сведениям городского департамента градостроительной политики, до конца 2018 года планируется заселить 32–34 стартовых дома, куда смогут переехать первые 10 000 жителей)? 

…По просьбе приболевшей родственницы, чью пятиэтажку пока не трогают, но которая попала в список на снос, побывал в информационном центре ее микрорайона по ул. Дмитрия Ульянова, 27. Внешне все «пристойненько», чиновник центра развеял ее опасения: если будет некоторая разница в сторону увеличения размера реновационной площади, то кандидату на переселение доплачивать ничего не придется. Если часть стоявших в очереди в центр были удовлетворены в целом предстоящим переездом, то у другой значительной части находящихся здесь особой радости от предполагаемого переселения не было. И вот почему. Оказалось, что в своих изначальных планах мэрия обещала переселенцам переезд в дома комфорткласса, которые будут построены специально для участников реновации. Однако районная управа почему-то стала спешить и предложила жителям трех сносимых хрущевок по ул. Кедрова переехать в настоящий дом (где находится инфоцентр) экономкласса, значительно отличающегося от обещанного: здесь и кухни меньше, и потолки низкие, и часть балконов маленьких размеров, и межкомнатные перекрытия очень тонкие и т.п.

Еще хуже, что на предлагаемые варианты помещений нет альтернативы.

Например, предлагают квартиры, где меньше кухня, комнаты. Так, в предыдущей хрущевке жилая комната в однокомнатной квартире была 18 м2, предлагают взамен безальтернативную однушку с комнатой 15 м2. Купить дополнительную площадь можно, но одной из собеседниц по ее просьбе предложили вариант расширения на 1 комнату, однако запросили дополнительно 3 млн рублей. Но и я, и заинтересованная жительница видели целый ряд рекламируемых вариантов, где новая однушка предлагается за 1,7–2,3 млн рублей. Здесь же только комната в 1,5 раза дороже. Налицо явная погоня за наживой за счет переселяющихся.

***

Алчность некоторых чиновников, стоящих у руля процесса реновации, поистине не знает ни границ, ни чувства меры и совести. Такой вывод невольно приходится сделать, когда жители сталкиваются, по сути, с откровенным вымогательством.
Так, на сайте департамента градостроительной политики мэрии согласно нормативам Минстроя цена одного дополнительного кв. метра жилья, докупаемого в процессе реновации желающими, указана в 90,4 тыс. рублей.

Однако местным чиновникам указ свыше нипочем, и они устанавливают свои цены. Так, в доме №30 по ул. Летчика Бабушкина за метр дополнительной площади установлена цена в 133–137 тыс. рублей, в доме по ул. Красных Зорь №59Б – 167–189 тыс. рублей, а на просп. Вернадского – 191–202 тыс. рублей. Так что права оказалась моя соседка по очереди в инфоцентре, когда проинформировала о грабительской, по сути, цене, предложенной ей чиновниками из управы.

Но на этом история чиновничьей алчности отнюдь не заканчивается. На сайте «Горстройкомплекса» указано, что если желающих на предполагаемую ренованируемым жилплощадь будет несколько, то будет объявлен аукцион и жилье будет продано тому, кто больше заплатит. Вместе с тем ни в Федеральном законе, ни в постановлении правительства Москвы о реновации такой порядок не прописан.

Формой выкручивания рук переселенцам выглядит и такое предложение: договор на право переселения будущий собственник нового жилья имеет право подписать в течение 90 дней, а вот подписать договор на приобретение дополнительных метров и внести средства он обязан в течение 30 дней. То есть такая форма общения выглядит скорее формой принуждения и выбивания денег.

В истинно демократическом государстве власть стремится не только на общем, но и на конкретном уровне делать все, чтобы граждане чувствовали себя комфортно, уверенно и уютно во всех сферах. Однако вряд ли такое можно сказать о столичной власти на примере реновации. В ряде случаев для граждан сносимых домов отсутствует точная информация о таких сносах и о сроке переселения.

Нередко переселяемым показывают при «смотринах» одну квартиру, а реально стремятся заселить в другую, более низкого качества.

Выполняя указания свыше, местные чиновники в деле переселения из хрущевок настолько усердствуют, что не обращают внимания ни на закон о реновации, ни на уверения С. Собянина годичной давности, что он «приложит все усилия, чтобы программа реновации была реализована максимально комфортно для всех москвичей». Только вот по чьему-то «хотению» не получается на практике почему-то исполнение благих пожеланий мэра.

Например, московское общественное движение «Наш дом» сообщило о следующем нелицеприятном факте. Жители пятиэтажки на просп. Жукова, 20, корпус 1, пожаловались аж в… ФСБ на принудительное переселение в дом, который непригоден для жилья. По их версии, официально им о начале переселения по программе реновации ничего не сообщалось, однако реально такое переселение уже началось. Жители жалуются, что их заставляют переезжать в непригодную для проживания новостройку на Карамышевской набережной, 60. В этой новостройке протекают трубы, осыпается штукатурка, сантехника шатается, дверные косяки не держатся в проемах, розетки выпадают из стен, сами стены – в дырах и трещинах и т.п.

Жители жалуются, что переселяют их откровенно бандитскими способами: в пятиэтажке стали на много часов подряд отключать электричество, воду, отопление; по дому ходят какие-то неизвестные лица, разбивают стекла, срезают ограждения с балконов, угрожают поджечь дом. Словом, картина словно из лихих 90-х. Только вот как совместить это с заверениями мэра о «максимальной комфортности» при реализации программы реновации?

***

Имеются и другие претензии переселенцев. Отчего же получается такая нестыковка между тем, что московская власть обещала, и тем, что реально предлагает она сегодня части переселенцев? Оказывается, что это исходит из того (по признанию заместителя мэра столицы М. Хуснуллина), что строительные чиновники заранее знали об этой готовящейся программе и настолько были уверены в ее утверждении, что стали преждевременно строить дома или готовить предназначенные для других целей объекты для первых переселенцев. Отсюда и произошли нестыковки по параметрам: были утверждены под влиянием протестных настроений одни нормативы (например, переселенцы добились, чтобы обмен происходил не на равнозначные, а на равноценные квартиры), а чиновники рассчитывали, что «быдло» проглотит на радостях от получения нового жилья любые варианты, ими предлагаемые.

Например, на 5-й Парковой улице дом был изначально предназначен для переселений очередников из измайловских бараков. Теперь же этих очередников отодвинули в сторону, а предназначенные для них дома и квартиры существенно отличаются от того, что обещали переселяемым. Так, в новостройке по ул. Красных Зорь, 59Б, предлагаемой для переселения, практически отсутствуют прихожие, узкие комнаты напоминают скорее гробы, чем комфортное жилье, а в санузлах установлены сидячие ванны. Словом, налицо кардинальная разница между тем, что обещала мэрия на выставке по программе реновации на ВДНХ, и реальностью.

Интерес строительной олигархии в программе реновации был заложен в изначальных планах московского правительства. Было решено, что в новых домах, построенных на 236 стартовых площадках, будет размещен 1 млн человек. Они будут выселены из 5171 пятиэтажки, а 500 тыс. человек в этих домах смогут купить квартиры дополнительно – то есть это будут люди, образно говоря, со стороны. Именно в продаже этого жилья и кроется главный интерес подрядчиков и продавцов жилья. Ведь цены на это жилье будут устанавливать они сами, естественно с учетом средств, затраченных на строительство бесплатных квартир для переселенцев.

О неуемном интересе строительной олигархии к этой программе говорят и последние события в Кунцевском районе столицы. Здесь большинство жителей трех кирпичных пятиэтажек по ул. И.Франко не дают согласия на снос своих домов в этом престижном районе. Как следствие, компания «ПИК», получившая все разрешительные документы от мэрии на снос только в этом районе 37 пятиэтажек, вместе с властями пытается взять измором и силой несогласных. В сквере напротив трех домов компания, изменив план межевания, фактически захватила часть территории, прилегающей к пятиэтажкам, и отгородила участок для возведения вплотную к домам 26-этажной башни. В ответ на мирные протесты и демонстрации власть дала команду на силовое решение проблемы: более сотни охранников компании вместе с полицейскими цепью пошли на демонстрантов, снесли их палатки, возведенный ими большой деревянный крест, задержали десятки демонстрантов, двоих человек (в том числе 70-летнюю Светлану Шапову) отправили прямо в районный суд (последний их отпустил под обязательство о явке). Вот такова особенность местной демократии. Впрочем, что тут какая-то демократия, если, по подсчетам менеджмента «ПИК», эта компания только на этой программе сноса и строительства домов заработает 44 млрд рублей?

***

В этом новостроительном буме городская власть и застройщики заинтересованы в возведении не абы каких домов, а прежде всего высоток. Почему? Да, оказывается, каждые десять этажей новостройки добавляют минимум 10% к стоимости жилья (для многих покупателей – чем выше, тем престижнее). Вот почему на единодушные просьбы бывших жильцов хрущевок о расселении преимущественно в домах 9–14-этажных власть отмалчивалась, а в реальности строит дома преимущественно 18–22-этажные и выше. А о том, что в таких микрорайонах, окруженных подобными монстрами, крайне неудобно проживать москвичам (из-за узости проезжих местных дорог, нехватки парковочных мест для личных машин, недостатка детских садов и яслей, поликлиник, больниц, культурных и спортивных объектов, зеленых зон, скверов, парков и водоемов и т.п.), чиновники, мягко говоря, подумали недостаточно.

«Небоскребы появляются там, где возникает экономический рост. Их нет там, где бедность», – так считает гендиректор одной из компаний по продаже недвижимости Наталья Круглова. Эту точку зрения застройщики и продавцы недвижимости навязали и столичной мэрии, которая теперь хвастает, что Москва занимает первое место в Европе по высотному строительству. А то, что более цивилизованные европейские столицы (Лондон, Париж, Рим, Мадрид и т.д.) максимально сдерживают строительство высотных зданий и в центре их не увидишь уродующих исторический облик высоток (как безвкусный высотный центр «Москва-Сити» в столичном Краснопресненском районе), – этот пример градоначальникам нипочем. Для них важны не интересы и удобства жителей, а первые места в сомнительных западных рейтингах мировых столиц.

Страсть к массовому возведению высоток зиждется также на следующей новой концепции градостроительства, которая начала реализовываться без всякого референдума и учета мнения граждан. Она исходит из стратегической точки зрения С. Собянина, который как-то сообщил, что считает наиболее оптимальным такой подход, когда Россия будет состоять из 10–15 городских конгломератов, в каждом из которых будут проживать по 10–15 млн человек. Такую целесообразность мэр обосновывает тем, что, мол, производительность труда московских тружеников в 2–3 раза больше, чем подобная производительность в сельской местности и малых поселениях. Отсюда, мол, и исходит целесообразность переселения жителей малых поселений в крупные городские конгломерации, из которых и должна состоять Россия.

Мое, например, категорическое несогласие с подобным подходом детерминируется следующими обстоятельствами. Во-первых, налицо типичная неолиберальная позиция, исключающая учет мнений самого населения страны, особенно малых поселений, по поводу целесообразности такого переселения. Во-вторых, подобная точка зрения фактически исходит из целесообразности уничтожения сельского населения, поскольку оно, мол, нерентабельно и сегодня не приносит прибыли ни государству, ни капиталистам, чье производство сосредоточено преимущественно в крупных городах. А вот если власти удастся переселить их в такие города, то бывшие сельчане быстро превратятся в малоправную рабочую силу, которую гораздо легче и контролировать, и безмерно «доить», набивая карманы работодателей дополнительной безграничной прибылью. Так что классовый интерес определенной социальной группы в предложении С. Собянина налицо. В-третьих, поскольку коренное сельское население страны вряд ли согласится на подобные «пряники» по пополнению своим присутствием городских небоскребов, а также с учетом постоянного снижения рождаемости у коренных (прежде всего русского) народов, то наполняемость таких городов-монстров будет происходить за счет приезжих преимущественно из Среднеазиатского и Кавказского регионов. Думаю, подобная перспектива вряд ли радует базовых москвичей, особенно ренованируемых, рядом с которыми и предполагается в первую очередь расселить новоиспеченных жильцов из числа в первую очередь недавних мигрантов.

По инициативе С. Собянина за последнее время в столице действительно многое изменилось в плане улучшения комфортности на дорогах, в скверах, на улицах, площадях, в метро, других видах общественного транспорта и т.п. Однако главное – все должно быть сделано так, чтобы эта комфортность сказывалась прежде всего на позитивном самочувствии москвичей, их душевном состоянии, их уверенности в завтрашнем дне, а уж во вторую очередь касалась внешних атрибутов. И такой подход тем более важен в отношении тех, кто добровольно дал согласие на участие в реновационной программе. Ведь эти люди, как правило, с душевной болью, зачастую материальными потерями вынуждены по мановению властной палочки расставаться с родными очагом, бывшим отчим жильем, как правило, заработанным долголетним честным трудом и честным отношением к исполнению своего долга. И поэтому они вдвойне заслуживают сегодня добропорядочного, внимательного и крайне уважительного к себе отношения.

Москва

 Вячеслав БОВКУН

Комментарий редакции: Нужно понять, что за т.н. «реновацией жилого фонда» стоят вполне конкретные цели строительной олигархии. История показывает, что крупные города при неолиберальных режимах фактически приватизировались капиталом. Последний стремился вытеснить простых людей на окраины мегаполиса, либо за его пределы. Ради этого в городах сносились дома. На их местах застраивали коммерческую недвижимость. Тем сама капиталисты получали возможности не только нажиться на строительстве, но и дополнительно поспекулировать освободившейся землёй. Центр городов превращался в фактическую закрытую зону, доступную для богачей и для мелкобуржуазных слоёв населения. Что же касается простого народа, то ему, вытесненному за пределы городской черты, понастроили жилища весьма низкого качества. В результате в тех местах возникали криминальные анклавы. Более того, подобное жилье в силу его неблагоустроенности приходилось многократно сносить заново. Таким образом, налицо стремление загнать простых москвичей в своеобразное гетто. А степень износа дома, возведение новостроек с точки зрения удобства для людей, экология и т.д. олигархию нисколько не волнуют. Для них прибыль — превыше всего. Недаром депутаты-коммунисты от Москвы голосовали в Государственной Думе против реновационного закона. Жизнь уже показывает, что критики инициативы столичной администрации были правы. 

 

Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *