По материалам публикаций на сайте портала «Свободная пресса».
Инфляция в России по итогам 2018 года превзошла ожидания всех профильных ведомств и составила, по уточненным данным Росстата, 4,3%. Центральный банк прогнозировал, что рост цен останется в пределах 4,2%, Минфин называл 4,1%, а оптимистичней всего по традиции были настроены в Минэкономразвития. В целевом прогнозе инфляция была установлена в диапазоне 2,7−3,2%. В бюджете же была заложена цифра 3,4%.
В 2019 году, как говорят экономисты, инфляция становится еще более непредсказуемой. Но, скорее всего, она останется на уровне или пробьет 5−5,5% — именно такой показатель называет ЦБ. В бюджете на 2019 год пока заложена цифра в 4,3%. Но еще в декабре, комментируя решение о повышении ключевой ставки, глава Банка РоссииЭльвира Набиуллина отметила, что в новый год мы «входим без запаса по уровню инфляции, который был ранее, а также с прогнозом существенного повышения инфляции».
Декабрь показал, что прогнозы, вероятнее всего, придется пересмотреть в сторону увеличения. Рост цен в этом месяце оказался максимальным с января 2016-го и составил 0,8%. Больше всего выросли цены на продовольствие — в годовом выражении они подскочили с 3,5% до 4,7%. На непродовольственные товары цены немного снизились с 4,2% до 4,1% из-за заморозки стоимости бензина и падения потребительского спроса.
Однако январь показал, что бензин недолго будет стоять на месте. За первые девять дней нового года рост розничных цен на горючее в регионах России составил 1,7%. Как рассказал глава управления по топливно-энергетическому комплексу ФАС Дмитрий Махонин, цены, в основном, подняли крупные вертикально-интегрированные компании, и обосновывают они это увеличением НДС. В целом же, по словам Махонина, нефтяники соблюдают договоренности о стабилизации рынка топлива, и такая динамика цен в эти договоренности укладывается.
Повышение НДС с 18% до 20% скажется не только на горюче-смазочных материалах, но и на других товарах. В частности, это коснется примерно трети продовольственной продукции, которая включает в себя базовую ставку НДС, а также в большей степени непродовольственных товаров. Согласно опросу, который проводил ЦБ среди компаний, в строительстве, транспортном секторе и торговле непродовольственными товарами розничные цены могут быть увеличены на 2−8% (то есть намного выше, чем поднимется ставка НДС).
Впрочем, и продовольствие повышение цен коснется, точнее, уже коснулось. По итогам 2018 года куриные яйца подорожали на 26%, сахар — на 28,3%. Причем некоторые производители стараются скрыть рост цен не совсем честными методами, уменьшая вес или количество товара в упаковке. Пачками масла по 170 грамм или молока по 900 миллилитров россиян уже не удивишь.
В декабре подорожали и некоторые виды лекарств. Валидол стал дороже на 15,2%, настойка пустырника и корвалол — на 1,7% и 1,4% соответственно, флуоцинолона ацетонид, кетопрофен, ренни, линекс, дротаверин, аллохол, верошпирон, йод, термометры и бинты — на 0,7−1,1%, сообщает Росстат.
Аналитик компании «Открытие Брокер» Тимур Нигматуллин считает, что еще несколько месяцев россияне будут острее чувствовать инфляцию, после чего ситуация стабилизируется.
— Ключевой момент в том, что сейчас ЦБ таргетирует не курс национальной валюты, а уровень инфляции. У регулятора есть инструмент, с помощью которого он может очень быстро повысить или понизить инфляцию до нужного уровня. Я говорю о ключевой ставке. Если ставку резко повысят, повысятся ставки по банковским депозитам. Соответственно, домохозяйства и бизнес прекратят потреблять и инвестировать и пойдут класть деньги на банковские вклады. Из-за этого упадет спрос на товары, на импорт и снизится инфляция.
Поэтому я не сказал бы, что ЦБ не может справиться с инфляцией. Но он не хочет делать этого слишком быстро. Потому что если агрессивно снижать инфляцию, это приведет к тому, что экономика слишком сильно охладится. ЦБ и так проводит жесткую монетарную политику. Ключевая ставка недавно была повышена, она заметно выше текущего уровня инфляции.
Так что ЦБ способствует снижению инфляции и, скорее всего, добьется своих целей. Мы даже считаем, что инфляция по итогам 2019 года будет меньше 5%. При этом такого сильного охлаждения экономики не будет.
«СП»: — Почему сейчас цены так сильно растут?
— Если говорить о причинах роста цен — это, прежде всего, повышение ставки НДС. Это проинфляционный налог, который заложен в большинство товаров и услуг, и его повышение с технической точки зрения приведет к всплеску цен в моменте. Потом уже начнут действовать рыночные факторы ценообразования и некоторые цены могут откатиться назад, но другие могут остаться на новых уровнях.
Так или иначе, всплеск цен будет заметен. Тот же ЦБ оценивает его в диапазоне от 0,6% до 1,6%, которые приплюсуются к среднегодовому уровню инфляции в 4%.
Но я не сказал бы, что это будет сверхсильный всплеск инфляции, как в 2015 году, когда она по итогам года превысила 13%. Конечно, рост цен неприятен. В январе-феврале годовая инфляция может составить даже 6%. Но по итогам года она останется в районе 5%. Для России это не такой уж большой уровень роста цен. НДС — это разовый фактор, и ЦБ своими действиями почти нивелирует его к концу году. Если НДС не будет повышаться в 2020 году, то мы увидим те же 4% с поправкой на рыночную волатильность.
Заместитель директора Института актуальной экономики Иван Антропов полагает, что реальная инфляция, которую почувствуют на себе россияне, будет намного выше официального уровня.
— Естественно, об инфляции в 4,3% в 2019 году говорить не приходится. 5,5%-6% — это более близкий к истине уровень, и он возможен. ЦБ умеет бороться с инфляцией, оперативно поднимая ключевую ставку. Этот процесс уже начался в конце прошлого года, возможно, и в феврале Центральный банк превентивно поднимет ключевую ставку до того, как США примут очередной пакет санкций против России. Так что в официальных расчетах все останется на приемлемом уровне.
Другой вопрос, что эти 5,5% очень далеки от того изменения цен, которое видят люди в магазинах. Продукты питания, самые базовые и основные, которые пользуются спросом, сильно подорожали уже в прошлом году. Цены на сахар и яйца выросли на 25−28%, овощи, огурцы и помидоры подорожали примерно на 20%, картофель — на 10%. Люди в магазинах видят быстрый рост цен, который как минимум в три раза превышает официальную инфляцию.
Что касается других товаров, которые тоже учитываются при подсчете инфляции и даже немного подешевели (к примеру, красная икра стала стоить меньше на 1,7%), они на благосостоянии людей вообще никак не отражаются. Людей волнуют цены на простейшие продукты, а они дорожали в прошлом году и, вероятно, будут дорожать в этом. Тенденции для изменения этой динамики не видно.
«СП»: — Почему?
— Есть несколько основных факторов, которые влияют на рост цен на продукты. Это то, что правительство продолжает делать ставку на рост урожая, но почти не заботится о дальнейшем хранении и переработке этой продукции. В итоге часть сельхозпродукции пропадает из-за нехватки складов для хранения, часть аграрии вынуждены продавать по низким ценам себе в убыток.
Второй фактор в том, что власти не поддерживают новых производителей. Поддержка в основном оказывается крупным агрохолдингам, которых у нас в стране не так уж много. По тому же сахару сейчас идет мощный процесс монополизации рынка, что приводит к повышению цен.
Наконец, удорожание кредитов ведет к невозможности развития в необходимых объемах тепличного хозяйства и переработки продуктов. Даже замороженный картофель у нас на 94% импортный, а не отечественный. Так что формально инфляция может быть на невысоком уровне, но люди этого не заметят.
Вот и мука подорожала
Цены на муку в России в начале года ощутимо пошли вверх, это стало реакцией на существенное подорожание зерна, которое произошло в начале декабря прошлого года, считают в Институте конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР).
«Рост оказался серьезным: за период с 27 декабря 2018 года по 11 января этого года цена, к примеру, на муку высшего сорта повысилась сразу на 500 рублей и достигла 19 500 рублей за тонну с НДС», — сообщил «Интерфаксу» генеральный директор ИКАР Дмитрий Рылько.
Комментарий редакции: Усиление роста цен — прямое следствие зацикленности правящих кругов на мертворождённых неолиберальных концепциях, согласно которым невидимая рука рынка сможет расставить всё по местам. Всё с точностью, да наоборот. При таком подходе открываются все ворота для спекулянтов всех мастей, стремящихся в максимальной степени удвоить и утроить прибыли. Вполне понятно, что источник лёгкого способа наживы у них один — дополнительное обирание потребителей. Какие меры следовало бы предпринять для предотвращения ценового шока? Рецепты известны. Это и государственный контроль над деятельностью сырьевых и естественных монополий (в том числе и уровня тарифов), регулирование государством размера торговой наценки на продовольственные и промышленные товары, закупки у отечественного производителя продукции по договорным ценам. Разумеется, речь должна идти об отказе от повышения ставки НДС как от меры, способствующей увеличению издержек у производителя и последующему росту инфляции. Но всё вышеперечисленное не может быть воплощено в жизнь в условиях господства олигархического капитала. Поэтому только борьба за национализацию основных отраслей производства, за государственное планирование экономического развития и за передачу всей полноты власти трудовому народу положит конец беспределу.
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.