Министр экономического развития России Алексей Улюкаев выступил в печати с предложением ряда мер «по повышению гибкости трудового законодательства для стимулирования потенциального роста экономики».
Заявление Улюкаева комментирует доктор экономических наук, заведующий кафедрой политической экономии Российского экономического университета им. Плеханова Руслан Дзарасов:
— Мне представляется, что инициативы Алексея Улюкаева — это шаги по дальнейшему последовательному проведению либеральной политики. Предлагаемые меры состоят в том, чтобы переложить бремя кризиса на плечи трудящихся. Министр ратует за расширение практики заключения срочных трудовых договоров, упрощение процедур увольнения, в том числе по инициативе работодателя, повышение возраста для выхода на пенсию как мужчин, так и женщин.
На что рассчитывает господин Улюкаев? На спасительный режим бюджетной экономии. Дескать, для того, чтобы возобновился экономический рост, нужна финансовая стабильность. Необходимы низкие темпы инфляции и «хорошее состояние» банковской системы, достаточно кредитных ресурсов для капиталистических фирм. Тогда они увеличат инвестиции, а безработица и социальные проблемы рассосутся сами собой. Чтобы достичь этого, надо сокращать бюджетные расходы, прежде всего социальные. Совсем недавно Улюкаев высказался ещё более откровенно: чтобы пошли инвестиции в экономику, надо произвести сокращение реальной зарплаты и повысить прибыль корпораций. Уж тогда они развернутся, наши потенциальные инвесторы. Но обратимся к цифрам. В предкризисном 2014 году фонд оплаты труда и доля валовой прибыли в экономике развивались в разных направлениях. Первый снижался, вторая — увеличивалась. А в целом за последние два года доля оплаты труда снизилась с 49 процентов до 45,5 процента, а доля валовой прибыли увеличилась с 36,6 процента до 44,1 процента. За прошлый год реальная зарплата упала на 9,5 процента, а располагаемые расходы населения — на 10 процентов.
Как видим, либеральная логика не подтверждается. Доля прибыли растёт, хотя ВВП сокращается. Давайте разберёмся, куда идёт эта прибыль. Ведь инвестиции снижаются с большой скоростью, их удельный вес — 18 процентов — очень низкий. Только за прошлый год в реальном выражении они сократились на 20 процентов. Чтобы разобраться в этом парадоксе (увеличение доли прибыли при падении инвестиций), надо рассмотреть баланс Центрального банка. Мы увидим, что за 2014—2015 годы чистый отток частного капитала из России превысил 200 миллиардов долларов.
Получается, что «сэкономленные» деньги, которые не были выплачены наёмным работникам и пополнили прибыль, на инвестиции не пошли. Они были использованы в качестве вложений на мировых, прежде всего американских, финансово-спекулятивных рынках. То есть ушли на финансирование стратегического противника, который спровоцировал крупнейший геополитический конфликт с Россией за постсоветский период. То есть за счёт наёмного труда российский капитализм финансирует иностранную, но не свою экономику. В этом и заключается провал улюкаевского курса, который он хочет «додавить», заставляя трудящихся ещё туже затянуть пояса и «интенсифицировать» экономику, настаивая на повышении пенсионного возраста людей, которые давно заработали пенсию.
К сожалению, в нынешней России только 20 процентов работников наёмного труда демонстрируют желание защитить свои права и интересы путём коллективных действий. То есть организовать профсоюз, требовать заключения коллективного договора на условиях, выгодных рабочим, если понадобится — бастовать.
Другие рассчитывают на «хорошего хозяина», надеются повыгоднее продать свою рабочую силу, но это нереально в условиях кризиса.
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.