Александр Мосиенко. Крепость советского духа

Александр Мосиенко. Крепость советского духа

Брестская крепость. Семьдесят пять лет назад её небольшой гарнизон первым на западной границе Советского Союза принял ожесточённый бой с фашистскими захватчиками, которые рассчитывали с ходу сломить сопротивление бойцов и покорить крепость. Но этот план позорно провалился: фашисты, уже оккупировавшие пол-Европы, впервые встретили самого стойкого противника — защитников Брестской крепости. Прошло две недели, как началась война, враг захватил большую территорию нашей страны, вёл бои за Смоленск, а там, на западной границе, всё ещё сопротивлялись бойцы Красной Армии. И никакие усилия гитлеровского командования не могли сломить русского советского духа.

НЕ СРАЗУ страна узнала о подвиге героев крепости. Пройдёт много лет после войны, пока журналисты и писатели не поднимут занавес над этой тайной. Появятся первая пьеса белорусского драматурга Константина Губаревича «Брестская крепость», успешно поставленная на сцене областного театра, многочисленные статьи и книги писателя Сергея Смирнова, художественный фильм «Бессмертный гарнизон» по сценарию того же С. Смирнова и Константина Симонова; «В списках не значился» по повести Бориса Васильева; документальная повесть одного из защитников цитадели — Героя Советского Союза П.М. Гаврилова «Крепость»; ряд работ другого защитника крепости — Алеся Махнача. Уже в ХХI веке вышла в свет книга историка Владимира Бешанова «Брестская крепость. Правда о бессмертном гарнизоне», в которой хроникально воссоздана не только история защитников цитадели, но и даны подробные сведения о городе Бресте.

Думается, всё это широко известно просвещённому читателю, а я в день печального юбилея хочу рассказать о том, что мне лично известно и особенно дорого в этой истории. С октября 1954-го по август 1957 года я проходил армейскую службу в городе Бресте и многое, как говорится, по горячим следам видел своими глазами и воспринимал так свежо, будто сам был участником этих событий: ведь прошло всего пятнадцать, а не семьдесят пять лет. Я видел израненные осколками бомб и снарядов стены крепости, её развалины, слышал рассказы оставшихся в живых свидетелей защиты цитадели…

Мне тогда был всего двадцать один год, но командование воинской части №11733, в которой я служил, доверило мне выступить на митинге (27 июля 1956 года) в Брестской крепости, посвящённом 15-летию начала Великой Отечественной войны и героической обороны крепости. В то время я ещё не обладал нынешней информацией о легендарной битве, но был поражён увиденным и услышанным. Помнится, сказал тогда: «Это — завещание нам, живым, молодым: только так защищать свою Родину во все времена».

Меня потрясли слова, нацарапанные штыком винтовки на стене: «Умрём, но из крепости не уйдём!», «Я умираю, но не сдаюсь. Прощай, Родина!» В плен попадали только тяжелораненые, в бессознательном состоянии. Так произошло с будущим Героем Советского Союза Р. Семенюком, прошедшим через концлагеря, побег оттуда, затем партизанский отряд, вновь службу в регулярной армии и в результате дошедшим до Берлина. Вскоре я написал «Балладу о Брестской крепости», и с той поры военно-патриотическая тема стала ведущей в моём творчестве. На всю жизнь остались впечатления от съёмок фильма «Бессмертный гарнизон». Это было летом 1956 года. В Брест приехали Сергей Смирнов, Константин Симонов как авторы сценария, артисты «Мосфильма» (запомнил только Николая Крючкова, исполнившего роль старшины Кухарькова). Бойцы нашей воинской части и некоторых других были «задействованы» как статисты советских и немецких солдат. Перед нами выступили авторы сценария, главный режиссёр, воскресившие реальные события обороны. Всё было достоверно изображено и поднимало дух каждого солдата. Именно так вели себя настоящие защитники крепости.

УЖЕ В СЕНТЯБРЕ 1956 ГОДА в Брест снова приехал Сергей Смирнов с группой операторов и каких-то малоизвестных людей. Это была потрясающая история. Сергей Сергеевич неустанно занимался поисками живых и мёртвых героев Брестской эпопеи. И вот в Москву прибыл младший сержант запаса из Сибири (город Сталинск-Кузнецк) Родион Ксенофонтович Семенюк, который, после того как фашисты захватили несколько фортов крепости, по приказу командира хранил у себя на теле Знамя части. 30 июня 1941 года он спрятал его в земле, помнит то место и может откопать его.

Знамя закапывали втроём: солдат по фамилии Тарасов, Иван Фольварков и Родион Семенюк. Позднее эти двое погибли, а Р. Семенюк после плена, побега и участия в боевых действиях Красной Армии остался жив. Так вот он и вызвался откопать Знамя. Был уверен, что оно сохранилось. Приехал в Москву, а оттуда — в Брест.

Невозможно забыть те волнующие минуты. В шести шагах от Восточного форта крепости солдаты начали копать. Вместо земли были битые снарядами кирпичи. Родион вдруг остановил: «Нет, не здесь… Копайте вот тут». И он указал новое место, потом сам взял лопату и стал копать. Ямка получилась глубиной с полметра. Вдруг лопата ударилась обо что-то твёрдое. Это был ободок металлического пожарного ведра, в котором пятнадцать лет назад трое ребят закопали Знамя. Вздох облегчения и самого Р. Семенюка, и всех, кто присутствовал при этом акте. Наконец, ведро в руках. Оно всё проржавело, но внутри обнаружился свёрток. Родион развернул его, и все увидели целёхонькое Знамя 393-го отдельного зенитно-артиллерийского дивизиона, бойцы которого отстаивали каждую пядь Брестской крепости. Трудно передать чувства всех, кто был свидетелем этой исторической сцены.

А ЗАКОНЧИТЬ ЭТИ ЗАМЕТКИ я решил описанием другого трагического эпизода, о котором в своё время рассказал журналист газеты «Правда» Виктор Кожемяко. Речь идёт о судьбе ещё одного защитника Брестской крепости — Тимеряна Зинатова, дожившего до катастрофического правления Бориса Ельцина. Доведённый его режимом до отчаяния, не в силах видеть унижения народа, он приехал из далёкого сибирского Усть-Кута в Брест, город своей великой славы, и вышел навстречу бешено мчавшемуся поезду… В найденной после его гибели записке были такие слова: «Хочу умереть стоя, чем жить на коленях и с протянутой рукой». Вот такие они, герои цитадели! Им я посвящаю стихотворение «Монолог защитника Брестской крепости»:

Что сказать вам вкупе

с президентом,

Господа российского руля?

Надоело жить в эксперименте,

Оставаясь пешкою Кремля.

Надоело слушать ваши речи

(а уж вы спецы пообещать

завязать узлы противоречий,

ни за что потом не отвечать).

Надоело…

Мы не заслужили,

Чтобы, кровь пролив

за отчий край,

По-бродяжьи,

По-собачьи жили:

«Хошь — живи,

Не хочешь — помирай».

Надоело байками питаться,

Да звенеть медалями,

клюкой,

Перед вами гнусно улыбаться

И ходить с протянутой рукой.

Видно, вас уж не проймёшь,

Не сдвинешь,

Не изымешь из слепой молвы.

Надоело…

Выхожу на финиш,

Хоть и жаль мне

Старой головы.

Извините, близкие, родные,

Что таким путём я ухожу…

Может, есть пути борьбы

иные,

Только я иных не нахожу.

«Скорый» мчится,

Воздух разрезая,

Мне одно осталось:

На таран…

«Всё-о-о!» — колёса взвыли

тормозами,

«Всё!» — уже не скажет

ветеран.

Промолчит и президент

впервые,

Затыкая уши от молвы,

Чтоб слова не слышать

роковые:

«А ПОД ПОЕЗД БРОСИЛИСЬ

НЕ ВЫ…»

Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *