По материалам публикаций на сайте газеты «Правда».
Автор статьи — Сергей Кожемякин
Либеральный миф о том, что выборы являются панацеей от политических потрясений, опровергнут примерами Афганистана и Испании. В первом случае борьба различных группировок за власть осложняется внешним вмешательством. Во втором — хрупкое равновесие между партиями может обернуться затяжным кризисом.
Громкие залпы «Победы»
Очередной, шестой по счёту раунд переговоров между Вашингтоном и «Талибаном» прошёл в начале месяца в столице Катара. Запущенная ещё в прошлом году инициатива стала ответом администрации Дональда Трампа на ситуацию в Афганистане. Несмотря на почти двукратное увеличение американского контингента и непрекращающуюся зарубежную поддержку марионеточного правительства, повстанцы чувствуют себя всё более уверенно. Согласно последнему отчёту генерального инспектора по восстановлению Афганистана, Кабул контролирует только 53,8 процента уездов, в которых проживает 63,5 процента населения страны. Причём данная оценка отражает положение на начало года. После этого публикация отчётов была запрещена. Дожидаться, когда цифры упадут ниже 50 процентов, в Вашингтоне, видимо, сочли опасным.
Но выводы там определённо сделали. Не обольщаясь устойчивостью афганского правительства, США стали моделировать вариант его краха. Американская делегация во главе со спецпредставителем по Афганистану Залмаем Халилзадом установила прямой контакт с талибами и предложила заключить своего рода сделку на взаимоприемлемых условиях. Такими условиями стали вывод значительной части оккупационных сил и включение мятежников в органы власти. В обмен Вашингтон требует от «Талибана» гарантий безопасности для оставшихся военнослужащих (по некоторым данным, речь идёт о сохранении двух баз и группы военных советников НАТО) и признания действующей в стране Конституции.
После предыдущего раунда переговоров, прошедших в марте, американская сторона не скрывала оптимизма. Заявив о «положительной динамике», представитель госдепартамента США Роберт Палладино пояснил, что делегации смогли продвинуться по двум пунктам, касающимся вывода иностранного контингента и разрыва отношений талибов с террористическими группировками вроде «Аль-Каиды». Дело, продолжал дипломат, идёт к выработке «чернового варианта» соглашения. После этого наступит черёд внутриафганского диалога, имеющего целью политическое разрешение конфликта и полное прекращение огня.
Но, как обычно, гладко бывает только на бумаге. 12 апреля «Талибан» объявил о начале нового этапа наступления, без обиняков назвав его «Аль-Фатх» («Победа») и сообщив, что главной задачей движения является «очищение родины от врагов». «Хотя большая часть страны освобождена, иностранные оккупанты всё ещё остаются, и наша цель не достигнута», — заявили в «Талибане». В подтверждение своих слов боевики атаковали правительственные силы в большинстве регионов. Наиболее ожесточённые бои развернулись у одного из крупнейших городов — Кундуза, который талибам едва не удалось взять штурмом, а также в провинциях Бадахшан, Фарьяб, Баглан, Нангархар и т.д. Нападению подверглось министерство связи в центре Кабула, а крупнейшая американская база «Баграм» была обстреляна ракетами.
Показной дерзостью своих атак талибы дали понять, что не собираются идти на поводу у кого бы то ни было. Наоборот, все остальные силы должны выполнять условия повстанцев. Это доказали переговоры в Катаре. Глава талибской делегации Абдул Гани Барадар заявил Халилзаду, что движение не перейдёт к рассмотрению других вопросов, пока не будет достигнута окончательная договорённость о выводе войск США и НАТО. Также «Талибан» в очередной раз отказался признавать кабульский режим партнёром по урегулированию, заявив, что правительство — всего лишь пешка в руках Вашингтона. Планировавшаяся конференция «афганского диалога» была отменена по требованию повстанцев.
Интриги на фоне катастрофы
Тем временем в самом Кабуле царит плохо скрываемая паника. Наблюдая за сепаратными контактами США с талибами, там опасаются стать разменной монетой и быть принесёнными в жертву геополитической целесообразности. Это вынудило правительство начать собственную игру и даже огрызаться, чего не наблюдалось очень давно. Так, советник президента по национальной безопасности Хамдулла Мохиб обвинил Залмая Халилзада в подрыве легитимности кабульских властей и даже в стремлении стать «вице-королём Афганистана».
К слову, само назначение Мохиба также является частью плана. Желая поднять крайне низкую популярность, президент Ашрафа Гани провёл серию кадровых перестановок и заменил весь силовой блок своего кабинета. Посты глав МВД, минобороны и ряда других ведомств заняли молодые чиновники, не запятнанные в коррупционных скандалах. Под новым руководством правительственные силы провели несколько успешных боевых операций, в том числе в провинциях Бадгис и Кундуз. Кадровое обновление также служит для очищения правительства от недостаточно лояльных фигур. Поста замглавы исполнительной власти, к примеру, лишился один из лидеров оппозиции Хаджи Мохаммад Мохакик.
Основная задача Гани — переизбраться на новый срок. Напомним, что президентские выборы в Афганистане должны были пройти 20 апреля, а затем были перенесены на 20 июля. Но и этот срок в Кабуле, очевидно, посчитали слишком коротким для улучшения рейтинга власти. В результате выборы вновь были переназначены — теперь на 28 сентября. Это время используется для масштабных пиар-акций, одной из которых стал созыв Лойя Джирги — всеафганского совета старейшин. Любопытно, что относительно недавно президент был ярым противником инициативы, а оппозиция, наоборот, требовала сбора народных представителей. В итоге Гани удалось переиграть противников. Лойя Джирга в основном состояла из его сторонников. Оппозиция, включая таких видных политиков, как Атта Мохаммад Нур, Ханиф Атмар и даже глава исполнительной власти Абдулла Абдулла, назвала созыв совета нелегитимным и призвала к бойкоту.
По итогам заседаний, проходивших в Кабуле с 29 апреля по 3 мая, Лойя Джирга приняла резолюцию, рекомендующую начать переговоры с «Талибаном». Другими словами, власть решила перехватить инициативу у Вашингтона и сама предстать в образе главного миротворца. Успех этой задумки, впрочем, находится под большим вопросом. Политическая элита страны расколота, а легитимность органов власти стремится к нулю. В начале недели пятнадцать из восемнадцати кандидатов в президенты приняли совместную декларацию, требующую создания временного правительства. По словам политиков, срок полномочий действующего кабинета истекает 22 мая, после чего, согласно Конституции, он должен сложить власть. Кроме того, до сих пор не может приступить к нормальной работе новый парламент. Он был избран ещё осенью прошлого года, но из-за многочисленных скандалов и обвинений в фальсификациях его созыв постоянно откладывался. Первое заседание состоялось лишь 26 апреля, да и то в усечённом составе: официальные итоги голосования по нескольким регионам, включая столицу, до сих пор не объявлены.
На фоне этого ухудшается социально-экономическая ситуация. Даже по данным официальной статистики, 52 процента жителей страны живут в состоянии бедности, а в ряде регионов этот показатель намного выше. Например, в Бадгисе — 85,5 процента. 3,9 миллиона афганцев, отмечают в ООН, нуждаются в срочной гуманитарной помощи, 10 миллионов лишены доступа к базовой медицинской помощи. Положение усугубили стихийные бедствия — в прошлом году Афганистан охватила засуха, а нынешний год был отмечен катастрофическими наводнениями, от которых пострадали свыше полутора сотен тысяч жителей. Но о простом населении позаботиться пока некому: в запале борьбы за власть о таких «пустяках» вспоминают нечасто.
Ультраправые рвутся к власти
Третьи за три с небольшим года парламентские выборы не сделали политическую ситуацию в Испании ни более устойчивой, ни более предсказуемой. По итогам прошедшего 28 апреля голосования победу одержала левоцентристская Испанская социалистическая рабочая партия (ИСРП). Полученные 28,7 процента голосов стали лучшим её результатом за почти десять лет. В немалой степени этому способствовали предвыборные обещания. Вопреки неолиберальному курсу, которому партия следовала все последние годы, на этот раз она выступила за повышение минимальной зарплаты, увеличение корпоративных налогов и рост государственных расходов. «Мы продемонстрировали Европе и всему миру, что Испания — это прочная и высококачественная демократия, что можно победить регресс», — заявил после объявления первых результатов голосования глава ИСРП и действующий премьер-министр Педро Санчес.
Но к радости социалистов примешивается явная тревога. Завоёванных ими 123 мест не хватает для парламентского большинства (176 мандатов) и формирования правительства. Положение может спасти коалиция, но относительно её состава пока нет ясности. О желании вступить в союз с ИСРП объявила левопопулистская партия «Подемос». Однако её лучшие дни остались в прошлом: внутрипартийные дрязги и отказ от прежних антикапиталистических лозунгов обернулся снижением популярности. «Подемос» вместе с союзниками завоевала всего 42 мандата — почти вдвое меньше, чем в 2016 году. А этого недостаточно для создания двухпартийной коалиции.
Добавить необходимые голоса могли бы партии национальных автономий, однако и тут немало проблем. Например, завоевавшие 15 мест Левые республиканцы Каталонии поставили жёсткие условия для участия в правящем альянсе. Они требуют пересмотра испанского законодательства, проведения референдума о независимости региона и освобождения каталонских политиков, находящихся под стражей по обвинению в сепаратизме. Несколько из них, включая руководителя левых республиканцев Ориола Жункераса, избраны в парламент. Смогут ли они занять свои места, будет решать суд. В то же время Санчес ещё во время предвыборной кампании заявлял, что нового референдума в Каталонии не допустит.
Очертания будущей политической системы, таким образом, очень туманны. В случае неудачи с формированием коалиции ИСРП может пойти по тому же пути, что и год назад. Тогда после громкого коррупционного скандала правительство правой Народной партии ушло в отставку, а мандат на создание нового кабинета получил Санчес. Альянса ему создать не удалось, но ряд партий, включая «Подемос» и каталонских националистов, поддержали нового премьера. Вот только эта конструкция оказалась непрочной. В феврале парламент, включая партнёров ИСРП, отказался утверждать проект бюджета, что и привело к назначению досрочных выборов.
На 21 мая назначено первое заседание парламента, после чего на рассмотрение депутатов будет внесена кандидатура Санчеса как главы правительства. Судьба голосования в немалой степени зависит от результатов местных выборов и выборов в Европарламент, которые пройдут 26 мая. Поэтому что ждёт Испанию — новый шаткий кабинет или новые выборы — станет известно в ближайшие недели. В любом случае простым гражданам рассчитывать на улучшение жизни не приходится. Спустя считанные дни после голосования действующий кабинет социалистов объявил о заморозке до 2021 года расходов на образование и здравоохранение.
Зато выгоду от политической нестабильности могут извлечь крайне правые. Нынешние выборы стали, без преувеличения, их триумфом. Впервые за сорок с лишним лет после падения диктатуры в парламенте будет представлена партия, выступающая за ликвидацию автономий, жёсткие антииммигрантские законы, легализацию оружия, а также восхваляющая эпоху Франко и посылающая проклятия в адрес коммунистов. Имеется в виду партия «Вокс» («Голос»), за которую проголосовали почти 2,7 миллиона испанцев и которая будет иметь 24 кресла в нижней палате.
Показательно, что её поддержали как самые бедные жители, поддавшиеся на агрессивно-популистскую пропаганду, так и самые богатые. В социально-экономических вопросах «Вокс» стоит на ультралиберальных позициях, призывая до минимума снизить вмешательство государства в экономику. Это является общемировой тенденцией: для сохранения своих позиций капитал отказывается от ставки на двухпартийную систему (чередование левоцентристов и правоцентристов) и всё более открыто прибегает к услугам реакционных движений.
Успех «Вокс» упрочил позиции правых сил, идущих на выборы в Европарламент в составе коалиции «Европейский альянс людей и наций». Её неформальный лидер — вице-премьер итальянского правительства Маттео Сальвини — не скрывает цели объединения — взять власть в ЕС. Свой вклад в решение этой задачи теперь могут внести и испанские ультраправые.
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.