Кремль заставит голосовать за «ЕдРо» даже лежачих

Кремль заставит голосовать за «ЕдРо» даже лежачих

По материалам публикаций на сайте портала «Свободная пресса».

Пенсионная реформа, похоже, стала прологом к реформе всей системы социального страхования России. 24 мая стало известно: в стране может появиться отдельный вид социального страхования — долговременный уход за пожилыми и инвалидами. Об этом заявила вице-премьер Татьяна Голикова на заседании совета при правительстве РФ по вопросам попечительства в социальной сфере.

«Надо предметно поработать над нынешней структурой социального страхования, чтобы можно было использовать страховой компонент в качестве одного из механизмов финансирования ухода за пожилыми», — сказала вице-премьер.

Напомним: сейчас социальные услуги для инвалидов и пожилых финансируются из бюджетов регионов. Эти услуги включают вызов на дом соцработника, проживание нуждающихся в доме престарелых или в психоневрологическом интернате. И надо понимать: в бюджетах большинства регионов и без этого — шаром покати. Им не до возни с пожилыми.

Меняться ситуация начала в 2018 году. Минтруд запустил в ряде регионов пилотные проекты в сотрудничестве с благотворительным фондом «Старость в радость». Их главная цель — оценить обеспеченность инвалидов и пожилых соцуслугами и предложить способы их улучшения. Пилоты профинансировал федеральный бюджет. Расходы составили 100 млн. рублей.

С 2019 года программа долговременного ухода включена в качестве составной части в национальный проект «Демография». Расходы на нее увеличились до 295 млн. рублей. До 2022 года программа должна охватить все регионы страны. В общей сложности на внедрение системы долговременного ухода в России на ближайшие шесть лет федеральным бюджетом предусмотрено 10,7 млрд руб.

Как пояснил уполномоченный по правам потребителей финансовых услуг в РФ Юрий Воронин, сейчас наибольшие сложности возникают при организации социальных услуг для лежачих больных. Как показали пилотные проекты, число таких людей может достигать 10−12% от общего числа граждан, нуждающихся в социальном обслуживании. Причем, 3−4% лежачих больных — это паллиативные пациенты.

И здесь возникает вопрос о деньгах. Потому что 10,7 млрд., предусмотренных бюджетом на уход за внушительной «армией» пожилых, явно не хватит. По мнению Воронина, есть три варианта решения проблемы.

Первый — источником средств может стать дополнительный тариф в размере 1−1,5% от зарплаты. Его можно сформировать в рамках уже существующих тарифов Фонда социального страхования (ФСС).

Второй — отменить предельную базу для начисления взносов в ФСС и Пенсионный фонд. Сейчас это 865 тыс. рублей и 1,15 млн. рублей в год соответственно. Плюс — ввести адресность оказания таких услуг в зависимости от нуждаемости гражданина.

Наконец, третий — пустить на новый вид страхования резерв Пенсионного фонда по обязательному пенсионному страхованию (РОПС). Сейчас резерв составляет 140 млрд. рублей.

Как заявила Голикова, в правительстве также готовы рассмотреть различные варианты участия бизнеса в виде частно-государственного партнерства. По идее, одной из сторон партнерства могли бы стать частные дома престарелых и сервисы патронажных услуг. Однако нынешние тарифы их категорически не устраивают.

И надо понимать: новый вид страхования, с перераспределением части средств ПФР и тарифов ФСС, может оказаться увязан с реформой статуса обоих фондов.

Нужен ли России новый вид социального страхования?

— Необходимость страхования ухода за пожилыми следует из тезиса Владимира Путина, что наша цель — добиться продолжительности жизни 80+, — считает доктор экономических наук, независимый эксперт по социальной политике Андрей Гудков. — 80+ как раз та возрастная зона у людей, когда им нужен квалифицированный посторонний уход.

Сейчас этот уход развивается как самозанятость, особенно — у гастарбайтеров. Поскольку эта сфера нерегулируемая, без каких-либо альтернатив со стороны государства, в ней множество злоупотреблений. Стариков обворовывают, отбирают у них квартиры, и даже убивают.

«СП»: — В мире страхование ухода за пожилыми — это хорошо налаженный механизм?

— Самый богатый опыт такого страхования накоплен в Израиле. Там сиделке за уход платится около 1000 долларов в месяц. В Москве, замечу, также невозможно найти хорошую сиделку для пожилого лежачего человека меньше чем за 60 тысяч рублей. Что совершенно неподъемно с точки зрения дохода пенсионеров. Только если есть молодые члены семьи, которые на себя возьмут эти расходы.

При этом сиделка должна быть профессиональная — таких людей надо специально готовить. Скажем, если сиделка, нанятая на улице, по ошибке накормит пожилого диабетика жирным или сладким — пациент окажется при смерти.

«СП»: — Откуда взять деньги на новый вид страхования?

— Прежде всего, совершенно недопустимо пускать на эти цели резерв ПФР по обязательному пенсионному страхованию. Иначе получится, что вы латаете Тришкин кафтан.

А вот убрать регресс тарифа социального страхования — вполне возможно. Высокооплачиваемые сотрудники с доходом свыше 1,15 млн. рублей в год сейчас платят социально-страховые взносы 15,1%. А должны платить как все — 18%. Этих средств, в первом приближении, хватит на уход за пожилыми.

При этом надо понимать: надомный уход за пожилыми — это значительно дешевле, чем в домах престарелых. Там расходы на порядок больше.

«СП»: — Власти до сих пор всячески избегали ликвидации регресса. Вы считаете, они согласятся сейчас?

— Вообще-то уход за пожилыми — это отдельный вид страхования. И на него должен быть отдельный тариф. Но пока не решена проблема возрождения страхования занятости, профсоюзы на это не пойдут.

Единственное, на что пойдут профсоюзы — на страхование занятости. Любой работник, который волнуется за собственную занятость, будет готов 1% зарплаты направлять на этот вид страхования. С тем, чтобы в течение года получать пособие по безработице в размере 45−50% от оклада — в зависимости от наличия семьи и иждивенцев. А страхование ухода за пожилыми — для действующих работников — вещь все-таки второстепенная.

Надо думать, работодатели грудью встанут против повышения страхового тарифа. Поэтому самое простое решение в этой ситуации — убрать регресс.

Хотя с тем же успехом можно перечислять в Пенсионный фонд не 10% страхового тарифа, как сейчас, а 11−11,5%. Все-таки уход за пожилыми не относится к сфере ФСС. Фонд социального страхования, напомню, — это временная нетрудоспособность, беременность, роды, а также несчастные случаи на производстве и профессиональные заболевания. А в данном случае «букет» другой — пенсии, пособия на погребение, и оказание помощи пожилым.

Замечу: этому виду социального страхования — уходу за пожилыми — почти полвека. Появилось оно в Германии. Но лучшая в мире система выстроена, повторюсь, в Израиле. Причем, израильский опыт нам легко изучать: там в сфере ухода за пожилыми работает масса русскоязычных.

«СП»: — В России власть часто дает «добро» социальным проектам, исходя из политической выгоды для себя. С этой точки зрения, страхование ухода за пожилыми — ценный ресурс?

— Очень ценный. Пожилые — это люди, которые сильно надеются на государство. Государство, Путин и «Единая Россия» в их головах часто одно и то же. Если муниципальная сиделка принесет своему пациенту избирательный бюллетень и подскажет, где поставить «галочку» — он поставят. А сиделка, как вы понимаете, подскажет, исходя из инструктажа, полученного на работе.

В итоге на деньги самих работников власть с минимальными орграсходами получит несколько миллионов голосов. Прибавьте сюда голоса родственников этих пожилых, с которых будет снято бремя по уходу. А это бремя тяжело не только финансово, но и морально.

Причем, этот политтехнологический эффект будет гораздо выше, чем при введении страхования занятости. Просто потому, что в случае с занятостью благодарен будет тот, кто получил пособие по безработице. А остальные работники будут чесать в затылке и думать: нужно ли отчислять 1−1,5% от зарплаты на эти цели?!

Словом, уход за стариками — ценнейший ресурс. Если граждане будут видеть, что за их дедушками и бабушками квалифицированно ухаживает государство (пусть — на деньги самих граждан), всякий скажет в адрес власти: «Ну, хоть что-то они делают!»

— Происходящее укладывается в нынешнюю логику: призывов борьбы с бедностью, которые по факту заканчиваются увеличением бедности. Или декларированию громких нацпроектов с провалом по факту этих нацпроектов, — отмечает председатель наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития Юрий Крупнов. — России, по сути, необходима фундаментальная социальная реформа. Потому что никакими отдельными изменениями в тарифах мы кардинальных вопросов не решим.

Эта реформа не может сводиться к выплатам. В том числе — страховым. Речь должна идти, прежде всего, о восстановлении в России социального государства.

Если же в рамках существующих правил игры мы будем менять дизайн страховых выплат, и будем заниматься этим несколько лет — это не даст политического эффекта. Протестные настроения при таком сценарии все равно будут расти.

А главное: учитывая снижение уровня жизни, власть в этом случае приговорит население к тренду на деградацию.

Комментарий редакции: Казалось бы, учреждается институт социальных работников, заботящихся об инвалидах. Только вот подвох в действиях буржуазной власти сразу замечен. Прежде всего, обращаем внимание на недостаточный размер выделенной суммы, необходимый, согласно мнению экспертов Счётной палаты, для решения обозначенной социальной проблемы. В чём же тогда заключается смысл правительственной инициативы? Не исключено, что т.н. «соцработники» могут быть использованы для воздействия на формально опекаемых ими людей во время выборов. Какие могут быть ещё варианты? Только далёкий от политики человек поверит в то, что олигархия вознамерилась сделать благо тем, кого она обирает.


Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *