Потянуло порохом от всех границ

Потянуло порохом от всех границ

По материалам публикаций на сайте газеты «Правда».

Автор статьи — Михаил Чистый

Внешнеполитическое положение нашей страны в 1920—1930-е годы предопределило особенность проведения индустриализации в Советском Союзе. Ввиду нависшей над СССР внешней империалистической угрозы в конце 1920-х годов партийное и государственное руководство страны было вынуждено взять курс на форсированное проведение индустриализации и коллективизации. Его целью стала мобилизация всех ресурсов для решения общенациональных задач путём централизации и огосударствления всех сфер экономической и политической жизни.

СУТЬ ЭТОЙ ПОЛИТИКИ была изложена И.В. Сталиным в выступлении на первой конференции работников промышленности в феврале 1931 года:

«Иногда спрашивают, нельзя ли несколько замедлить темпы, придержать движение. Нет, нельзя, товарищи! Нельзя снижать темпы! … Задержать темпы — это значит отстать. А отсталых бьют. Но мы не хотим оказаться битыми. Нет, не хотим! История старой России состояла, между прочим, в том, что её непрерывно били за отсталость. Били монгольские ханы. Били турецкие беки. Били шведские феодалы. Били польско-литовские паны. Били англо-французские капиталисты. Били японские бароны. Били все — за отсталость…. Вот почему нельзя нам больше отставать… Хотите ли, чтобы наше социалистическое отечество было побито и чтобы оно утеряло свою независимость? Но если этого не хотите, вы должны в кратчайший срок ликвидировать его отсталость и развить настоящие большевистские темпы в деле строительства его социалистического хозяйства. Других путей нет. Вот почему Ленин говорил накануне Октября: «Либо смерть, либо догнать и перегнать передовые капиталистические страны». Мы отстали от передовых стран на 50—100 лет. Мы должны пробежать это расстояние в десять лет. Либо мы сделаем это, либо нас сомнут…»

Примечательно, что даже Н.С. Хрущёв, оклеветавший И.В. Сталина в своём докладе на XX съезде КПСС в 1956 году, был вынужден признать правильность выбора сталинским руководством путей осуществления социалистического строительства. По его словам, если бы в 1928—1929 годах ставка была бы сделана на мягкий вариант индустриализации, то «у нас не было бы тогда мощной тяжёлой индустрии, не было бы колхозов, мы оказались бы обезоруженными и бессильными перед капиталистическим окружением».

Это чрезвычайно существенное обстоятельство упускают из вида критики советской истории, рассуждая об «огромной социальной цене» сталинской модернизации. Более того, существует мнение, будто в 1927—1928 годах угроза нападения на нашу страну якобы отсутствовала. На этом основании построены рассуждения приверженцев либерально-буржуазного лагеря о бессмысленности форсированного проведения индустриализации и свёртывания нэпа.

Так, кандидат исторических наук К.М. Александров в статье «Вторая гражданская»: к истории вооружённой борьбы крестьянства против коллективизации в 1930—1931 годах», опубликованной на сайте общественно-исторического клуба «Белая Россия», утверждал: «Непосредственной внешней угрозы СССР не существовало. «Военные тревоги» конца 1920—1930-х годов оказывались ложными и играли исключительно пропагандистскую роль. До лета 1940 года ни одно государство, включая нацистскую Германию, не располагало необходимыми ресурсами для нападения на Советский Союз и длительной войны».

Аналогичную мысль отстаивал и Е.Т. Гайдар в интервью в июле 2009 года, которое он дал П. Филиппову и Т. Бойко. По его словам, «перспективу будущей войны не стоит считать фатальной. Во всяком случае, ни Америка, ни Франция, ни Англия, только-только оправившиеся от Первой мировой войны, нового военного конфликта не хотели. Это убедительно показала политика умиротворения, которой придерживались Франция и Англия во время событий в Австрии, а потом — в Чехословакии». Тезис об отсутствии опасности военного вторжения противника на советскую территорию в конце 1920-х годов постоянно отстаивался радиостанцией «Эхо Москвы», а также в выпусках телепрограммы «Суд времени», посвящённых индустриализации и коллективизации в СССР.

Детальный анализ событий, разворачивавшихся на протяжении 1920-х годов, не оставляет камня на камне от подобных рассуждений. Международный капитал постоянно организовывал провокации против нашей страны. Об этом свидетельствуют следующие факты тех лет:

— Великобритания, Франция и Италия выдвигали требования обеспечения свободного прохода к Чёрному морю.

— В ноте британского правительства, составленной министром иностранных дел Керзоном, вручённой Советскому правительству 8 мая 1923 года, от СССР требовали отозвать своих полпредов из Ирана и Афганистана, выплатить компенсации за арест в 1920 году английских шпионов Стена Гардинга и Девисона, освободить английские тральщики, задержанные за нарушение 12-мильной зоны береговых вод вдоль Мурманского побережья, отказаться от 12-мильной и установить 3-мильную зону береговых вод.

— 10 мая 1923 года был убит глава нашей делегации на Лозаннской международной конференции В.В. Воровский. Ранение также получили два сотрудника советской делегации. Швейцарский суд оправдал организатора и исполнителя теракта.

— 12 мая 1927 года в Лондоне британские полицейские и сотрудники разведывательной службы совершили налёт на помещение советского торгпредства, пользовавшегося дипломатической неприкосновенностью. Антисоветские британские газеты подняли шумиху о «кознях» СССР против Великобритании. В итоге английское правительство разорвало торговые и дипломатические отношения с Советским Союзом.

— Канада поддержала антисоветскую акцию Лондона и разорвала дипломатические отношения с СССР.

— 10 июля 1929 года отряды маньчжурских войск и белогвардейцев разгромили советское консульство в Харбине, захватили КВЖД, находившуюся в совместном советско-китайском управлении, арестовав советскую администрацию дороги. Обстрелам подверглись советские пограничные заставы и населённые пункты.

— В 1931 году Япония, захватив Маньчжурию, стала превращать её в военный плацдарм для нападения. Шла активная подготовка Квантунской армии к будущей войне. Предложение СССР подписать акт о ненападении было встречено отказом со стороны японского правительства.

О многих фактах, подтверждающих подготовку нападения империалистических стран на Советский Союз в конце 1920-х годов, буржуазная пропаганда старательно умалчивает. Между тем в 1925—1926 годах западные страны начали подготовку новой интервенции против СССР. Например, премьер-министр Франции Пуанкаре открыто высказывался за совместный поход европейских держав против Советской России. В Германии генерал Макс Гофман совместно с немецкими промышленниками разрабатывал проект военного союза с Францией, Англией и Польшей против России. После ряда совещаний с генералитетом рейхсвера он предложил министерству иностранных дел Великобритании план нападения на Советский Союз. План Гофмана попал в руки журналистов и был опубликован в немецкой газете «Фоссише цайтунг». Согласно ему, нападение на СССР было намечено на лето 1929-го или на лето 1930 года. Польша, Финляндия и Румыния, в соответствии с планом, выставляли основные военные силы. Германия должна была предоставить технических специалистов и добровольческие полки. Генеральный штаб Франции должен был снабжать военными инструкторами, а Великобритания — своим флотом.

Американские журналисты М. Сейерс и А. Кан в своей книге «Тайная война против Советской России», затрагивая данную тему, описывали разработанный сценарий развязывания войны против Страны Советов. «Первой выступает Румыния, спровоцировав пограничный инцидент в Бессарабии. Затем должна двинуться Польша вместе с лимитрофами, то есть с прибалтийскими государствами. Белая армия Врангеля, насчитывающая 100 тыс. человек, пройдя через Румынию, должна соединиться с южной армией интервентов. Британский флот будет поддерживать операции на Чёрном море и в Финском заливе. Красновские казаки, расквартированные с 1921 г. на Балканах, будут высажены в качестве десанта на побережье Чёрного моря в районе Новороссийска; они двинутся на Дон, поднимая восстание среди донских казаков, и прорвутся на Украину. Восстания на Украине и на Дону необходимы для того, чтобы перерезать железнодорожную связь между Донецким угольным бассейном и Москвой и увеличить кризис в снабжении советской промышленности металлом и горючим. Военный план сводился к одновременному удару на Москву и Ленинград, причём южная армия предполагала двигаться по правобережной части Украины, опираясь на правый берег Днепра». Предполагалось начать вторжение внезапно, без объявления войны.

Вот такая нас ожидала перспектива… Не случайно Владимир Маяковский в ту пору писал:

Раскрыл я

с тихим шорохом

глаза страниц…

И потянуло

порохом

от всех границ.

На наш взгляд, целесообразно напомнить также о процессе фальшивомонетчиков, прошедшем в Германии в конце 1920-х годов. Германские полицейские сыщики во время проверки торговой части Франкфурта обнаружили огромное количество фальшивых советских червонцев, лежавших на складе и сложенных громадными пачками в ожидании погрузки на пароход для отправки в СССР. Начавшееся судебное разбирательство вылилось в международный скандал. Фигурантами дела оказались председатель «Ройал Датч Шелл» Генри Детердинг и его агент Джордж Белл, Эммануил Нобель, пронацистский промышленник Вилли Шмидт, генерал Макс Гофман, умерший ещё до окончания суда. Обвиняемыми были Шмидт, Белл, Садатирашвили и Карумидзе — соратники грузинского меньшевика Ноя Жордании (в 1918 году он был главой германского марионеточного правительства на Кавказе, в 1919-м — главой Закавказской республики).

Во время судебного процесса было установлено, что целью обвиняемых стало наводнение Советского Кавказа фальшивыми червонцами и провоцирование в СССР беспорядков. Особенно следует обратить внимание на показания Вилли Шмидта. Он отметил, что в 1926 году профинансировал поездку генерала Гофмана в Лондон для представления английскому послу своего плана франко-германо-британского союза против СССР. Фигуранты дела в своих показаниях заявили о разработке плана военного нападения на Советский Союз, а также плана отторжения Кавказа от СССР как первом шаге в развязывании войны против России. Были даже созданы синдикаты для «экономической эксплуатации освобождённых территорий». Обвиняемые также показали, как Англия и Франция должны были использовать меры экономического и дипломатического давления на Польшу и Румынию в целях обеспечения их участия в интервенции против нашей страны.

К какому выводу пришёл суд? Был признан факт подделки советских денег. В то же время в судебном постановлении подчёркивалось, что виновные «действовали по бескорыстным политическим мотивам и заслуживают оправдания». В конечном итоге обвиняемые были отпущены на свободу.

Приведённые факты не оставляют сомнений в том, что в 1920-е годы мировая буржуазия действительно готовила нападение на СССР. И лишь благодаря разразившемуся в 1929 году мировому экономическому кризису удалось избежать трагической ситуации. Всё основное внимание капиталистического мира с началом Великой депрессии было направлено на борьбу за элементарное выживание. Поэтому империалистическим силам пришлось перенести на более отдалённый срок планы военного похода против СССР.

В нашей стране со второй половины 1920-х годов, несмотря на трудности, экономическое давление со стороны международной реакции и открытый саботаж и вредительство внутренней контрреволюции, шла полным ходом индустриализация. Советский Союз двигался вперёд рекордно высокими темпами, жёстко мобилизовав все силы и ресурсы страны, создал мощную промышленную базу, что и позволило выстоять и победить в Великой Отечественной войне.

Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *