По материалам публикаций на портале «Свободная Пресса»
В ближайшее время в Российской Федерации может появиться новая силовая структура, сотрудников которой приравняют в статусе и правах к сотрудникам МВД, ФСИН, МЧС. Речь идет о Федеральной службе судебных приставов (ФССП), разговоры о реформе которой шли давно и вот, похоже, настало то время, когда планы станут реальностью.
В настоящее время в Министерстве юстиции РФ подготовлен законопроект «О службе в органах принудительного исполнения РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», в котором предлагается ввести в ФССП не классные чины, а специальные звания — как у полицейских или сотрудников ФСИН, сделать службу приставов контрактной, наделить их правом досрочного выхода на пенсию.
В настоящее время судебные приставы считаются сотрудниками органа исполнительной власти, в котором предусмотрена государственная гражданская служба. Однако многие из работников ФССП несут службу с оружием в руках, носят форму, выполняют задачи по обеспечению безопасности как зданий судов, так и судей и присяжных вне зданий судов, занимаются деятельностью по розыску злостных неплательщиков, в том числе и используя методы оперативной работы. Поэтому и возникла, с точки зрения специалистов Минюста, потребность в превращении приставов в «нормальных» силовиков со всеми причитающимися правами, льготами, но и обязанностями.
Зачем судебным приставам погоны?
Не сказать, что работа судебного пристава столь же опасна, как, к примеру, служба омоновца или оперативника уголовного розыска, но определенные риски все же есть. Да и идти заниматься столь неприятной работой за небольшие деньги и без положенных силовикам льгот не столь и много желающих. Молодежь рассматривает работу в ФССП как способ получить юридический стаж и затем перебраться в более «солидные» органы. Поэтому в службе большая текучка кадров.
Впрочем, недовольные реформой в обществе, конечно, есть — не всем понятно, с какой целью наделять бывших судебных исполнителей, занимающихся взысканием долгов с алиментщиков или неплательщиков за услуги ЖКХ, лейтенантскими, капитанскими или майорскими погонами. Тем более, что это предусматривает и нагрузку на бюджет. Ведь на пенсию такие сотрудники пойдут, как и военные и полицейские, лет через 20 выслуги — то есть, в 40−45 лет, а то и раньше.
Адвокат Тимур Харди, в прошлом сам работавший в ФССП, подчеркивает, что профессиональная деятельность судебных приставов всегда имела силовую составляющую, поэтому нет ничего удивительного, что сегодня приставов хотят приравнять в правах к полицейским. Тем более, что разговоры об этом шли давно и многие сотрудники службы очень рассчитывали на связанное с изменением статуса повышение зарплаты, пенсии, приобретение многих прав, которыми наделены полицейские или сотрудники ФСИН и ФСКН. Другое дело, что нет особой целесообразности переводить на полувоенное положение исполнителей, работающих с бумагами — ведь это все же не оперативники, а обычные чиновники.
Реформа повысит не только статус приставов, но и качество их работы
Адвокат Илья Рейзер убежден, что реформирование Федеральной службы судебных приставов — давно назревшая необходимость, хотя есть и определенные нюансы.
«СП»: — Как в настоящее время регулируется деятельность судебных приставов и какие возникают проблемы, которые заставляют задуматься о реформировании Федеральной службы судебных приставов?
— Как и деятельность любого другого органа исполнительной власти, работа ФССП регламентируется Конституцией Российской Федерации и целым рядом нормативно-правовых актов, прежде всего федеральными законами «Об исполнительном производстве» и «О судебных приставах». Если говорить о проблемах, то я бы выделил следующие. Во-первых, по факту, судебные приставы осуществляют даже оперативную деятельность — разыскивают должников, задерживают их, но при этом права судебных приставов значительно ниже, чем у полицейских. Во-вторых, это кадровая проблема — зарплаты маленькие, досрочной пенсии нет, что вызывает текучку кадров. Молодежь работает, а потом уходит в частную практику — если мы говорим о юристах с высшим образованием.
«СП»: — К каким последствиям могут привести предлагаемые законопроектом изменения в функционировании Федеральной службы судебных приставов?
— Фактически в России появляется еще одна полноценная силовая структура сродни полиции МВД или Федеральной службе исполнения наказаний Министерства юстиции. То есть, это будут уже не гражданские служащие, а сотрудники со специальными званиями, с многочисленными льготами. И это повысит их социальную защищенность, статусность.
«СП»: — На Ваш взгляд, стоит ли осуществлять эти изменения или нет? Каковы возможные плюсы и минусы реформы?
— Менять ситуацию, безусловно, надо. ФССП нуждается в реформировании. Но связана потребность в изменении ситуации, прежде всего, с эффективностью работы судебных приставов. И физические, и юридические лица жалуются на слишком медленную работу, часто взыскание долгов длится годами и люди не могут добиться от приставов более быстрой работы. Между тем, для многих людей это — серьезнейшая проблема, взять хотя бы одиноких матерей, которые пытаются «выбить» алименты. Есть надежда, что новый статус структуры, с одной стороны, будет способствовать повышению дисциплины в организации, а с другой стороны и сами приставы будут работать более ответственно, так как будут дорожить таким рабочим местом.
Теперь о возможных минусах. Прежде всего, это большая нагрузка на бюджет. Появление новой силовой структуры означает дополнительные затраты на повышение заработной платы, на обеспечение многочисленных льгот, наконец на ту же самую досрочную пенсию.
С другой стороны, в сложившейся ситуации у государства нет другого выхода. Реформа Федеральной службы судебных приставов, и я очень на это надеюсь, поможет наладить ее работу, повысит эффективность деятельности приставов по делам о взыскании, решит стоящие перед службой проблемы финансового и кадрового характера.
Что от реформы ждать простым гражданам?
У обычных, да и не совсем обычных россиян всегда есть шанс столкнуться с судебными приставами — достаточно влезть в долги и не платить их. Что несет нам возможная реформа Федеральной службы судебных приставов? Конечно, если приставы получат статус, равный полицейским, то не подчиняться их требованиям, сопротивляться им станет гораздо сложнее и будет чревато куда большими последствиями. У приставов появятся и более обширные возможности для ведения оперативно-розыскной деятельности, а значит и должников будут находить быстрее.
Юрист Андрей Лисов также убежден, что Федеральную службу судебных приставов стоить реформировать. Но главный вопрос не в статусе приставов, а в том, как заставить их работать в полном смысле этого слова, поскольку сегодня очень многие граждане жалуются на длительность процедур взыскания, особенно если это касается «маленьких людей» с их проблемами — алиментами, долгами друг перед другом. Возможно, что придание ФССП нового статуса даст сотрудникам дополнительную мотивацию, да и дисциплина, ответственность в полноценной силовой структуре будут выше.
Тем, кто пытается годами взыскать долги, алименты, компенсации, такие перемены в работе службы будут только на руку. Зато гражданам, мечтающим о службе в ФССП, попасть на нее будет сложнее — к приставам собираются предъявлять такие же требования, как к полицейским.
Выиграет ли страна от появления новой силовой структуры, сказать сложно. Похоже, что в сложной экономической ситуации власть оказалась заинтересованной в усилении как раз того блока, который отвечает за взыскание долгов и исполнение судебных решений.
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.
Что они собираются выбивать с людей? У людей уже ничего не осталось, все и так забрали путем махинаций власти. Началось все с заводов и фабрик, потом путем махинаций изъяли накопления, потом льготы урезали, пенсии отобрали и распихали по карманам олигархи, чиновники и их друзья в правоохранительных органах. Вот их и трясите. Называть беспредел в стране сложной экономической ситуацией неправильно. Одним можно все, а других за мешок картошки в тюрьму.