По материалам публикаций на сайте портала «Свободная пресса».
Предприниматель Олег Дерипаска в ходе встречи в Нижнем Новгороде с рабочими Горьковского автомобильного завода (ГАЗ), крупнейшего актива его холдинга «Русские машины», предупредил их о надвигающемся мировом кризисе. Об этом сообщила пресс-служба компании.
Сообщается, что грядущий мировой кризис олигарх объяснил торговыми войнами между США и Китаем. Он также предупредил рабочих, что американские санкции это всерьез и надолго, и компании остается только бороться за продление лицензий Управления по контролю над иностранными активами (OFAC) Министерства финансов США — делана, до которого будет возможно совершать сделки с группой ГАЗ, не опасаясь действия санкций. Последний раз, напоминает издание, этот срок продлили до 8 ноября.
Кроме того, Дерипаска сообщил рабочим о возможностях увеличения занятости в отрасли:
в автопроме будет создано 30 000 рабочих мест за счет строительства новых компонентных производств в рамках программы импортозамещения. По его словам, эта программа разрабатывается сейчас в правительстве, инвестиции составят 240 млрд руб., но для участия в этой программе бизнесу необходимо банковское финансирование по доступным ставкам.
Ранее «Коммерсантъ» предупреждал о том, что ГАЗ может перейти на четырехдневную рабочую неделю с сокращением оплаты труда с 21 октября по 20 апреля 2020 г. Необходимость этой меры в компании объяснили ухудшением ситуации на рынке коммерческого транспорта и последствием западных санкций.
В начале августа сообщалось о предложении Минпромторга выделить 150 млрд руб. из бюджета до 2025 года для программы по защите автопрома от санкций. Сообщалось, что за эти деньги планируется локализовать производства автокомпонентов. В случае одобрения этой инициативы в правительстве их могут получить ГАЗ, КамАЗ и «Соллерс». В рамках программы ведомство предлагает создать производство дизельного двигателя объемом до 3 л для легких коммерческих и легковых автомобилей, а также компонентов двигателя, в числе которых детали газораспределительного механизма, компонентов шасси, трансмиссии и пр. Но, по данным газеты, эту идею пока не одобрили другие профильные ведомства
Группа ГАЗ попала под санкции США в апреле прошлого года вместе с другими компаниями Дерипаски, но осталась последним его активом, с которого еще не были сняты ограничения. Ранее сообщалось, что Дерипаска фактически отказался от контроля над РУСАЛом: Минфин США согласился снять санкции предприятия после того, как он снизит долю в контролирующем акционере компании En+.
В апреле бизнесмен говорил о готовности отказаться и от контроля над группой ГАЗ. В качестве примера негативных последствий санкций он приводил отказ от сотрудничества с российским автопроизводителем немецкой Daimler.
Что теперь? Сдаст предприятие американцам, как ранее РУСАЛ? Насколько поможет переход на четырехдневную рабочую неделю? К каким реальным последствиям он может привести?
Напомним, что в июле о перспективах четырехдневной рабочей недели рассказал глава российского правительства Дмитрий Медведев. По его словам, технологический процесс приводит к сокращению не только рабочих мест, но и рабочего времени.
Что стоит за заявлениями Медведева? Правительство реально готово заставить экономить всю страну?
— Олег Дерипаска — олигарх еще ельцинского призыва, входящий в Семью первого президента России. Стал показательным мальчиком для битья для США, после введения антироссийских санкций, —считает лидер петербургского отделения незарегистрированной партии «Другая Россия» Андрей Дмитриев.
— Он тратил огромные суммы на юристов в попытках доказать в судах, что он не связан с российскими властями. Не удалось. Пришлось отказаться от контроля над РУСАЛом, который он сам активно «интегрировал» в западную экономику, в пользу американцев же. Вот и сейчас РУСАЛ строит один из крупнейших металлургических заводов в США, в штате Кентукки.
Теперь пришла очередь ГАЗа. Выступление Дерипаски в этом смысле — классика жанра: олигарх рассказывает рабочим о мировом кризисе, предлагает затянуть пояса и готовиться к худшему. Соответственно сокращенная рабочая неделя и меньшие зарплаты. Все в строгом соответствии со сложившимся принципом: убытки, которые несут члены путинского окружения из-за санкций, должны возмещаться дорогими россиянами.
При этом Дерипаска категорически против национализации ГАЗа, считая почему-то, что у предприятия при этом «нет шансов выжить». Зато просит господдержки, посылая сигнал президенту Владимиру Путину. Который, как известно, к нуждам ельцинской Семьи в широком смысле всегда прислушивается. Так что, надо думать, на бедность Олегу Владимировичу подкинет. Тем более, что именно на ГАЗе он объявил о решении пойти на нынешний президентский срок.
— Заявления Дерипаски вызваны тем, что с ГАЗа, в отличие от РУСАЛа, санкции не сняты, отмечает политолог Иван Лизан.
— Группа компаний под санкциями, но их вступление в силу приостановлено. Сами санкции как дамоклов меч нависают над множеством субъектов: рабочими заводов, которые грозят остаться без заработка, региональными и федеральными властями (им нужно будет решать проблемы с трудоустройством рабочих и компенсировать ущерб для экономики страны от прекращения производства) и руководством компании, в т. ч. и самим Дерипаской. Для последнего вступление санкций в силу означает резкое ослабление его позиций среди товарищей по капиталистическому классу и необходимость нести дополнительные финансовые, политические и репутационные издержки.
«СП»: — Дерипаска рассказал о надвигающемся мировом кризисе из-за торговой войны между США и Китаем. Как эти войны отразятся на России и предприятиях Дерипаски?
— Напрямую никак — ГАЗ не поставляет грузовики в США и Китай — на этих рынках хватает своих производителей. А вот косвенно да: кризис — это всегда снижение деловой активности, в том числе падение объёмов грузоперевозок автотранспортом и снижение спроса на автомобили. А ГАЗовская «Газель» в конце 1990-х-начале 2000-х натурально спасла экономическую активность в России, да и сам автозавод. В те годы в стране лёгкие грузовики подобные «Газели» не производили, а ГАЗ выпускал лишь крупные машины, которые к тому времени морально устарели.
Дерипаска в условиях текущей торговой войны оказался самым слабым звеном. Алюминий реализовывался на внешних рынках (потребление на внутреннем рынке рухнуло из-за деиндустриализации), но доля РУСАЛа в мировом масштабе не настолько большая чтобы объёмы производства не смогли заместить другие игроки. ГАЗ же оказался катастрофически зависим от иностранных комплектующих и агрегатов — когда менеджмент олигарха встраивали ГАЗ в мировой рынок, то санкции казались чем-то из области фантастики и считалось, что поставки автокомпонентов никто не прекратит. А вышло так, что они стали реальностью. Как оно может быть в наихудшем случае показывает пример Ирана, где автопром просто рухнул после выхода США из иранской СВПД.
«СП»: — По словам Дерипаски, санкции надолго и компании остается только бороться за продление США разрешения на проведение сделок с ней. Каким образом бороться? Отдать американцам ГАЗ, как отдали РУСАЛ?
— Варианта три: без конца переносить срок вступления санкций (но рано или поздно это не сработает), принять санкции как неизбежность и перестроить логистические цепочки, переориентировавшись на других поставщиков и импортозамещение (это очень сложно и потребует огромного труда проектировщиков и инженеров), сдать ГАЗ условному Ford (по образцу сдачи РУСАЛа).
Пока что, как видно, реализуются два первых варианта одновременно. Впрочем, Ford на российском рынке работает в том же сегменте, что и ГАЗ. Поэтому государству важно поддерживать именно ГАЗ, а не Ford, в том числе и через госзакупки, льготное кредитование и программу утилизационного сбора.
«СП»: — Дерипаска также сообщил рабочим, что в автопроме будет создано 30 000 рабочих мест за счет строительства новых компонентных производств в рамках программы импортозамещения. Инвестиции, по словам бизнесмена, составят 240 млрд руб., но для участия в этой программе бизнесу нужно банковское финансирование по доступным ставкам. Будет ли это финансирование? И о каком импортозамещении речь? Оно работает?
— Финансирование, несомненно, будет. Во-первых, ГАЗ — это львиная доля занятых Нижнего Новгорода. Во-вторых, остановка ГАЗа и прекращение выпуска им грузовиков — это попадание в зависимость от импорта. В-третьих, гибель такого предприятия — удар по власти. В-четвёртых, кризис является ещё и возможностью для роста экономики и машиностроения. В-пятых, импортозамещение сейчас в моде.
Импортозамещать будут то, что приходится сейчас импортировать для производства машин, а это тысячи товарных позиций. Импортозамещение сработает, но нужно понимать, что это длительный и крайне сложный процесс: чиновники утратили навыки управления сложными процессами, инженерная школа ослабла, да и не всё можно импортозаместить таким образом, чтобы продукция оказалась дешевле импортной — сказываются различия в объёме рынков.
При этом нужно понимать, что европейский и американский автопром (в том числе производство грузовиков) являются мировыми лидерами по затратам на НИОКР и задают тренды развития на мировом рынке. Россия с Китаем во втором дивизионе — они догоняют США и ЕС, но догнать не смогут.
«СП»: — Ранее стало известно, что ГАЗ может перейти на четырехдневную рабочую неделю с сокращением оплаты труда с 21 октября по 20 апреля 2020 г. Насколько это реально, и как это отразится на работе предприятия и его сотрудниках?
— Сложно сказать — я не работник ГАЗа, и, тем более, не его менеджер. Но вполне возможно и это будет большой проблемой для властей и рабочих.
«СП»: — А что на самом деле обозначает заявление Медведева четырехдневной недели? Правительство хочет всю страну заставить экономить?
— Это заявление из другой оперы: власть пытается как-то сгладить последствия прошлогодней пенсионной реформы, которую население не приняло. Поэтому обсуждается такая инициатива, но будет ли хоть что-то реализовано сложно сказать. Пока что не от чего даже оттолкнуться — нет ни законопроектов, ни проектов подзаконных актов, которые примерно объясняли бы что правительство хочет реализовать.
— Торговая война США и КНР может привести к спаду мировой экономики, что вызовет падение цены на нефть, а вследствие этого правительство вынуждено будет сократить расходы, в частности свернуть программы поддержки промышленности, в том числе связанные с испортозамещением, — уверен политический обозреватель газеты «2000» Дмитрий Галкин.
— Как видно из выступления Дерипаски, он на эти программы серьезно рассчитывает, о чем он и посчитал нужным уведомить государственное руководство посредством обращения к рабочим ГАЗа. По всей видимости, автозавод может больше, чем другие предприятия, связанные с холдингами, контролируемыми Дерипаской пострадать от сокращения правительственных программ.
«СП»: — Как Дерипаска предполагает бороться с санкциями? Отдавать производство американцам, как с РУСАЛом?
— Именно это, как кажется, Дерипаска и имеет ввиду. Он предупреждает, что вынужден будет передать под контроль американских корпораций новые предприятия, если правительство снизит их поддержку или сократит государственный государственный заказ.
«СП»: — Ранее сообщалось о том, что ГАЗ может перейти на четырехдневную рабочую неделю с сокращением оплаты труда с 21 октября по 20 апреля 2020 г. Это поможет? А как насчёт аналогичного предложения Медведева? Что за ней скрывается?
— На общем положении ГАЗа это, скорее всего, не скажется, но это поможет избежать массового сокращения работников автозавода. Власть опасается роста безработицы, и введение четырехдневной рабочей недели позволит ее избежать.
Инициатива Медведева, на мой взгляд, говорит о том, что правительство опасается существенного спада в промышленности. Поэтому правительство фактически предложило собственникам крупных промышленных предприятий выход в случае возникновения трудной ситуации. Вместо того, чтобы сокращать пятую часть сотрудников, собственникам советуют перевести все предприятие на четырехдневную неделю и дают понять, что власть поддержит подобные меры. Что касается требования премьер-министра сохранить нынешний уровень заработной платы, то оно не имеет практического смысла. Хотя бы потому, что в случае падения промышленного производства, правительство снизит стоимость национальной валюты, чтобы поддержать отечественных производителей. А это неизбежно приведет к падению уровня реальной заработной платы.
Комментарий редакции: Собственно говоря, предприятия, подконтрольные бизнесу Дерипаски, не в первый раз оказываются на грани банкротства. И, как раньше, олигарх в очередной раз ставит перед правительством вопрос о выделении ему государством финансовой помощи. Что же получается? «Приватизаторы» выжимают соки из производственной базы, пускают её по миру. Всё время обескровливают Россию в финансовом отношении, выводя капиталы в офшоры. То есть, олигархи представляют собой груз на шее нашей страны. Но при этом хотят, чтобы за счёт народных денег власть выручала их. На каком основании? Ради сохранения рабочих мест и недопущения потере нашей страной стратегически значимых отраслей? Так национализируйте производственные объекты — от «эффективных собственников» мы видим только вред. Но они, ощущая атмосферу безнаказанности, хотят всё переложить на плечи трудящихся. Инициатива введения четырёхдневной рабочей недели направлена именно на это. Сам Дерипаска признался, что подобный шаг обусловлен обострением деструктивных тенденций в экономике. Только вот наивно рассчитывать на то, что уровень зарплаты не будет при этом снижаться. Капиталисты всегда с помощью усиления эксплуатации наёмных работников компенсируют убытки. Так было всегда и будет, пока доминирует частная собственность на средства производства.
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.
«Так национализируйте производственные объекты — от «эффективных собственников» мы видим только вред».
Допустим, что национализировали, т.е. передали государству. И что? Как будет осуществлять производство государство? Государственно-монополистически, т.е. выжимать максимальную прибыль из рабочих путём их дикой эксплуатации.
Поразительно, что никто даже не замечает, что цель производства не машины, а продажа машин, т.е. ДЕНЬГИ.