По материалам публикаций на сайте газеты «Правда».
Автор статьи — Пётр Пархитько
Вряд ли кто мог предположить, что в ХХI веке граждане ведущей страны Евросоюза Германии столкнутся с такой проблемой, как… получение качественного школьного образования
ТЕМ НЕ МЕНЕЕ, по свидетельству немецких источников, дело обстоит именно так: страна, подарившая миру целую плеяду выдающихся деятелей науки и культуры, оказалась в шаге от получения целого «поколения неучей» в наши дни.
В чём же причина? Может быть, в ФРГ недостаточно школ? Нет, с этим в стране с почти 85-миллионным населением всё в порядке. В Германии бьют тревогу по поводу другого аспекта проблемы: страна переживает критическую нехватку школьных учителей, причём, по прогнозам аналитиков, в ближайшие годы ситуация только усугубится. Именно такой тревожный вывод сделали авторы исследования в этой области — специалисты из авторитетного немецкого Фонда Бертельсманна.
Сюжет, пусть и утрированный, прямо как из популярной советской детской сказки про Мальчиша-Кибальчиша «Военная тайна», где из уст красноармейца-гонца звучит фраза «и патроны есть, да стрелки побиты…».
Почему же «стрелки», в данном контексте школьные учителя, в Германии стали стремительно исчезать и в итоге оказались в таком дефиците? Как свидетельствует исследование упомянутого Фонда, сейчас констатируется нехватка по стране почти 15,5 тыс. учителей, особенно — в начальных школах. Основываясь на демографических прогнозах Федерального статистического управления Германии, исследователи пришли к выводу, что к 2025 году в ФРГ будет не хватать уже 26 тысяч учителей. И это при том, что если изначально предполагалось, что к этому времени число учащихся начальных классов будет составлять чуть более 3 млн, то теперь прогнозируется уже на 200 тысяч больше.
Однако, и это всё отчётливее начинают понимать в самой Германии, «ноги» упомянутой проблемы, причём — достаточно «длинные», растут вовсе не из чисто школьной ситуации, а из значительно более раннего периода. Попросту говоря, ФРГ сейчас начинает пожинать в этой области плоды своей открытости и толерантности. Ведь настоящий бум иммиграции в страну пришёлся на период 5—6 лет назад, когда наряду с уже известными Германии гастарбайтерами в страну хлынули десятками тысяч беженцы из стран Ближнего и Среднего Востока, Северной Африки. Столь колоссальный прирост населения за их счёт, при том что большинству из приезжих удалось тогда получить и убежище, и добиться весьма достойных пособий от государства, в итоге создал в ФРГ очень специфическую прослойку населения. Большинство из таких «беженцев» нигде не работает и не пытается на работу устроиться: достаточно пособия, позволяющего целой семье мигрантов чувствовать себя в Германии вполне безбедно. Живут эти люди своими общинами, детей в семьях воспитывают в духе национальных традиций, ограждая от влияния внешнего мира, то есть от любого приобщения к таким ценностям страны пребывания, как язык и культура. При этом, опять же пользуясь щедростью государства, таких детишек родители определяют, когда приходит время (причём — бесплатно!) в ясли и детские сады, куда они приходят, не зная ни слова по-немецки. Так стоит ли удивляться, что уже на уровне таких детских дошкольных учреждений, как бы смешно это ни звучало на первый взгляд, тоже образуются своеобразные «общины» по национальному признаку? В результате с серьёзной воспитательной проблемой сталкиваются уже работники этих дошкольных учреждений, которые должны на начальной стадии приобщать детей-иностранцев к немецкому языку. В конечном итоге ситуация с воспитателями стала ещё хуже, чем в школах. Сталкиваясь с печальной действительностью, многие из них просто опускают руки и вынуждены менять профессию: на начало 2019 года, по данным немецкой статистики, в стране не хватало 300 тысяч работников яслей и детских садов, причём и в этой области прогнозы пессимистичны.
Недавно немецкий политик от правящей партии ХДС Карстен Линнеман заявил, что владение немецким языком должно быть обязательным требованием для предоставления возможности посещать школу в Германии. По его данным, во многих школьных классах дети из «неблагополучных семей», как он назвал отпрысков беженцев-мигрантов, составляют от 30 до 40 процентов учащихся. Это резко снижает общую эффективность обучения, крайне негативно влияет на дисциплину школьников. И, несмотря на то что в Гер-мании уже разработан целый ряд специальных моделей работы с детьми, не говорящими по-немецки, воз и ныне там. Никакой модели не под силу изменить национальный менталитет, особенно — в короткие сроки.
Пессимизма добавляет и исследование, проведённое в немецких школах Международной программой по оценке образовательных достижений учащихся — PISA. Его результаты показали, что в Германии для преодоления разрыва между социально благополучными и «неблагополучными» школьниками не хватает элементарных условий: дисциплины, мотивации, уважения к учителям. Как отмечает в связи с этим немецкая «Вельт», исследование PISA продемонстрировало большой разрыв между показателями лучших и худших учеников в Германии. А разве могло быть иначе в стране со столь «однобокой толерантностью», во многом означающей вседозволенность для тех самых «неблагополучных» слоёв?
При этом обращает на себя внимание и отмеченный изданием трагикомичный факт: немецкие школьники-«середнячки» демонстрируют сегодня тот же уровень знаний, что и… «двоечники» в такой стране, как Эстония.
Так стоит ли удивляться, что в таких условиях в Германии остаётся всё меньше желающих видеть своё призвание в деле учительства и воспитания подрастающего поколения в целом? Ведь любому преподавателю или воспитателю хочется видеть плоды своего труда, а не в лучшем случае безразличие и незаинтересованность, а в худшем — издевательства над собой и своей работой со стороны подопечных.
Не случайно вспомнилась автору строчка «и патроны есть, да стрелки побиты…».
Комментарий редакции: В статье упомянуто о влиянии наплыва мигрантов в Европу в целом, в Германию в частности, на состояние среднего образования. Далее речь идёт о нехватке мест в школах, о неспособности учителей работать с нахлынувшим потоком учащихся. Конечно, это имеет место. Но надо говорить и об иных факторах. Это и понижение уровня грамотности подрастающего поколения, и морально-нравственный кризис в целом. Однако капиталистическая система порождает соответствующие явления. Эксплуатация странами «ядра» периферии приводит к тому, что местное население в силу невыносимых условий, созданных политикой империалистов, вынуждено в поисках лучшей жизни переезжать в «развитые» государства. Вот поэтому последние сталкиваются с проблемами, о которых идёт речь в статье.
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.
И не только в школе. На одном из научных совещаний было отмечено, что Германия утратила фундаментальную науку, так как большинство учёных эмигрировало из страны ещё во времена фашизма. По поводу мигрантов. Как то по радио Немецкая волна немцы жаловались, что мигранты не только не воспринимают великую немецкую культуру, на что они рассчитывали, приглашая тех в страну, но и презирают самих немцев. Так, было сказано о том, что худшим оскорблением школьника мигранта было сказать ему, ну ты, немец. Но проблема серьёзнее. Есть деление людей на поколения X, Y, Z или миллениалы, центениалы и т.п. Коротко, X воспринимает мир, как целое, объекты со связями, Y — объекты с частичными связями, а про Z говорят, что это НЭН поколение (нарциссизм, эгоцентризм, наглость). Это плоды бурного НТП (научно-технический прогресс), меняющего не только лицо Земли, но и человечество. Учитывая, падение IQ, вымирание белой расы и феминизацию, противостояние стареющего Запада и молодеющего Востока, перспективы человечества не блестящие. ИМХО. Dixi.