Публикуем материал, размещённый на сайте газеты «Правда».
В преддверии парламентских выборов в Таджикистане прошли съезды партий. Своих кандидатов выдвинули и коммунисты. Однако серьёзных изменений государственной политики от голосования ожидать не следует: политическая система находится под жёстким контролем узкого круга лиц.
ДЕМОКРАТИЯ, о которой нынешние «элиты» любят говорить как о важней-шем завоевании постсоветского времени, на поверку оказалась крайне специфического свойства. Особенно ярко это проявляется в республиках Центральной Азии. По сути, вся демократия ограничилась здесь многопартийностью. Но не реальной — с более или менее справедливой конкуренцией программ и идей, а декоративной. Наличие нескольких официально зарегистрированных партий служит своего рода маскировкой перед Западом и защитой от включения в «чёрный список» диктатур. На самом деле никакого реального веса системная оппозиция не имеет — равно как и законодательные органы власти, послушно узаконивающие решения президентов и правительств. Такая же фиктивность отличает выборы — эту главную опору представительной демократии.
Раньше всех жёсткие, не допускающие идеологической альтернативы политические системы установились в Туркмении и Узбекистане. Несколько позже, уже в 2000-е годы, к ним присоединился Казахстан. Был даже момент, когда все 100 процентов депутатских мест в парламенте страны занимали выдвиженцы партии власти «Нур Отан». Затем их «разбавили» парой других псевдооппозиционных организаций, но карманный характер законодательной власти остался без изменений.
Несколько особняком стоит Киргизия. Её отличает и количество зарегистрированных партий (свыше 250!), и острая политическая борьба. Но у этого процесса есть изнанка: за фасадом партий скрываются родоклановые и бизнес-группировки, которые стремятся получить доступ к власти.
Свои особенности имела и эволюция политической системы Таджикистана. Гражданская война и неустойчивость внутриполитической обстановки привели к тому, что здесь довольно долгое время сохранялся некоторый плюрализм. С оппозиционных позиций выступала Партия исламского возрождения Таджикистана (ПИВТ), свою точку зрения по важнейшим проблемам развития страны отстаивала Коммунистическая партия (КПТ).
По мере концентрации власти в руках президента Эмомали Рахмона и его ближайшего окружения конкурентное поле стало стремительно сужаться. Согласно официальным итогам последних парламентских выборов, ПИВТ не получила ни одного места, а вскоре после этого её обвинили в попытке госпереворота и внесли в список запрещённых террористических организаций. Коммунисты также не набрали достаточного количества голосов. Формально два члена КПТ стали депутатами по одномандатным округам, но на выборы они шли в качестве самовыдвиженцев и давно утратили с партией тесные связи.
Конституционное большинство обеспечила себе правящая Народно-демократическая партия (НДПТ). Остальные допущенные в парламент организации — Аграрная, Социалистическая и Партия экономических реформ — следуют в фарватере «гегемона» и могут быть названы самостоятельными силами с большой натяжкой. Так, наделение президента статусом пожизненного лидера нации, с неприкосновенностью и полным обеспечением за государственный счёт, было одобрено парламентариями единогласно.
Скорее всего, назначенные на 1 марта выборы сохранят эту систему без изменений. А для того чтобы процесс прошёл без сучка и задоринки власти подстраховались заранее. В законодательство внесены поправки, согласно которым членам партий запрещено входить в состав Центризбиркома и окружных избирательных комиссий. Сформированный в октябре 2019-го ЦИК целиком состоит из людей, отобранных президентом. Это обесценивает слова Рахмона, произнесённые 26 декабря минувшего года во время выступления перед парламентом. «Никто не имеет права вмешиваться в процесс выборов. Народ должен сделать свой выбор на основе прозрачности и демократии», — заявил он.
Несмотря на предрешённость результатов, формальные процедуры исполняются скрупулёзно. С середины декабря по начало января прошли съезды всех семи политических партий. На них были выдвинуты кандидаты по партийным спискам. Отметим, что по единому общереспубликанскому избирательному округу в парламент избираются 22 депутата. Ещё 41 место определяется по итогам выборов в одномандатных округах.
Первой провела свой съезд НДПТ. Он стал рекордным как по числу делегатов (почти 2 тысячи), так и по числу выдвинутых кандидатов. По списку партии будут баллотироваться 28 человек. В основном это высокопоставленные чиновники. Среди них секретарь Совета безопасности Махмадали Ватанзода, министр труда, миграции и социальной защиты населения Сумангул Тагойзода и т.д.
28 декабря на съезд собрались коммунисты. По партийному списку ими выдвинуты пять человек. Под номером один в нём значится председатель КПТ Миродж Абдуллоев, также в список включён известный журналист-фельетонист Хабибулло Ёров. Кроме того, партия намерена выдвинуть не менее шести кандидатов по одномандатным округам. Их имена будут обнародованы позднее.
Остаётся надеяться, что коммунисты не только вернут влияние на политические процессы, но и займут принципиальную позицию, соответствующую основополагающим идеям марксизма-ленинизма. Последние, к сожалению, нередко приносятся в жертву стремлению продемонстрировать лояльность действующей власти. А уважение трудящихся такими уступками заслужить невозможно.
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.
Вовчики и юрчики,. Сангак Сафаров и Эмомали Рахмонов.. Победа и трагическая гибель бобо Сангака.. Национальное в Азии нередко перевешивает классовое, Таковы, видимо, особенности этих народов. А коммунисты там занимают позиции, соответствующие соотношению сил, впрочем, как и у нас. Осуждая демократию МСГ, хотим демократии в Азии..